"Современные подходы к сохранению здоровья дошкольников"
консультация

Пикторова Наталья Евгеньевна

Сегодня сохранение и укрепление здоровья – одна из главных стратегических задач развития страны.

Актуальность проблемы заключается в необходимости комплексного подхода к организации оздоровительной деятельности в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsul._po_zozh.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Современные подходы к сохранению здоровья дошкольников».


 «С ним ничего не страшно, никакие

испытания, его потерять – значит

потерять все, без него нет свободы,

нет независимости, человек становится

рабом окружающих и обстановки,

оно высшее и необходимое благо,

а между тем удержать его трудно»

(Врач и писатель В. Вересаев)

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста является как никогда ранее актуальной.

В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. В концепции подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое и психическое здоровье детей.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья – одна из главных стратегических задач развития страны.

Актуальность проблемы заключается в необходимости комплексного подхода к организации оздоровительной деятельности в ДОУ.

Воспитывать детей в семье – процесс сложный и многообразный. Очевидно одно: здорового ребенка воспитывать легче. Поэтому все усилия надо приложить к тому, чтобы ребёнок  рос сильным и крепким.

Главной ценностью после самого человека является его здоровье. Очевидно, что основа здоровья взрослого человека закладывается на самых ранних стадиях жизни. Здоровье детей зависит не только от особенности физического состояния, но и от условий жизни в семье, уровня развития здравоохранения и образования.

Не будет преувеличением сказать, что семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Ученый Г.С.Никифоров, опираясь на ряд научных исследований, выделил несколько подходов в определении здоровья. Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие ребенка.

Несомненно, методы, используемые для физического развития детей в детском саду всегда будут использоваться педагогами . Но нельзя забывать и о других подходах к оздоровлению детей в раннем возрасте.

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной.

Для осуществления лечебно – оздоровительных и коррекционных мероприятий, познакомлю Вас с различными методами:

арттерапия - одно из современных направлений в оздоровлении. Арттерапия - это буквально лечение искусством. Лечит любая творческая деятельность - и прежде всего собственное творчество. Арттерапия снимает у любого ребенка, самые разные проявления нестабильности настроения, тревоги.

В настоящее время арттерапия в широком понимании включает в себя:

-изотерапию (лечебное воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.)

-музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки) .

-сказкотерапию (лечебное воздействие чтением, театрализацией) .

Один из видов арттерапии является сказкотерапия.

Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту.

Продолжение лечения при помощи сказки проходит в группе с помощью театральных игрушек на ладошке, картинок на фланелеграфе, используем запись фонограммы.

По ходу сказки дети учатся расслабляться по контрасту с напряжением, правильно дышать, расширяются их представления об эмоциях, чувствах и состояниях; преодолеваются барьеры общения, развивается речь, коммуникативные навыки, внимание, чувственное восприятие, мышление, воображение.

Метод игротерапии - игры, которые лечат.

На укрепление круговой мышцы рта, тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах, укрепление мышц. Такие игры, как: «Пастушок дудит в рожок», «Король ветров» (дуем на вертушку, мыльные пузыри, подвешенный шарик, сдуваем ватку с ладошки) .

Песочная терапия – одна из разновидностей игротерапии. Для песочной терапии  можно использовать световой модуль для рисования песком. Это один из современных методов, который применяется в детской практике. Игры с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.

Этот метод полезен для тревожных и мнительных, испытывающих страх перед поставленной задачей, агрессивных и способствует снятию агрессии, а также повышает уверенность в себе застенчивых и замкнутых, для детей с проблемами общения и поведения. Также этот метод подходит для детей с неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, переживших стрессовые ситуации.

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Рисование связано с важнейшими функциями (зрительные, двигательная координация, речь, мышление, рисование не только способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Для изотерапии подходят все виды художественных материалов порисовать ладошками, нетрадиционная техника рисования, предоставляя ребёнку на выбор разнообразные материалы: бумагу разного формата (прекрасным материалом являются обои, пластилин, природный материал, краски, цветные карандаши, тонкие и толстые кисти, тампончики, свечи, нитки.

Любое рисование, фантазирование, конструирование - это тоже лечение. Эффективны все виды творчества, но чаще всего такими лечебными свойствами в наибольшей степени обладает рисование. Рисование, регулярное, с элементами фантазии необходимо всем детям ежедневно. И, кстати, если ребенок не хочет рисовать - это само по себе уже некоторый симптом не вполне благоприятного развития личности.

Изотерапия очень тесно связана с музыкотерапией.

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребенка. Метод музыкотерапии применяем в организованной образовательной деятельности «Художественное творчество», во время релаксаций на снятие усталости, после двигательной деятельности детей лёжа на спине.

 Большое внимание на современном этапе оздоровления уделяется цветотерапии.

Цветотерапия – наука, изучающая цвета.

Цвету издавна приписывалось магическое значение, благотворное или отрицательное действие на человека, ведь для человека зрение является самым важным из всех видов чувств. Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это необходимо учитывать в работе с дошкольниками.

Установлено, что даже употребление овощей и фруктов нужного цвета, ношение одежды определенных цветов тоже могут дать положительный терапевтический эффект.

В работе с детьми можно использовать современные оздоровительные технологии и методики, игрового массажа (пальчиковую гимнастику, оздоровительные минутки). Перед организованной образовательной деятельностью включать упражнения на единение и эмпатию такие, как «Подарим улыбку друг другу», «Здороваемся друг с другом» и т. д.

Постоянное соблюдение таких нетрадиционных методов доставляет радость детям, облегчает их настрой на занятие и переход к повседневной деятельности.

Все современные направления оздоровления детей, используемые в детском саду, направлены на оздоровление детей, на снижение простудных заболеваний, на посещение посещаемости детей в группе.

Вывод. В результате научных исследований было установлено, что в дошкольном детстве работа по сохранению и укреплению здоровья особенно эффективна, дает положительную динамику и хорошие результаты.

В. А. Сухомлинский сказал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».



Консультация для родителей

«Укрепление и сохранение здоровья дошкольника»

Все мы неоднократно слышали про необходимость здорового образа жизни, особенно для детей. Но что включается в это понятие, и как действовать любящим родителям, чтобы воспитать свое чадо здоровым, с детства приучить его к правильному образу жизни?

В здоровый образ жизни ребенка обязательно входят следующие составляющие:

- правильное и качественное питание;

- занятия физкультурой, спортом;

- равномерное сочетание умственных и физических нагрузок;

- адекватные возрасту эмоциональные нагрузки.

Казалось бы, в нашем списке нет ничего невероятного или сверхъестественного, однако дети продолжают часто болеть.

Здоровые дети – заслуга в первую очередь родителей. Питание детей в любом возрасте должно быть как можно более разнообразным. Не забывайте о должном количестве белка, содержащегося в мясе, рыбе. Особое внимание уделите овощам, фруктам и сокам, особенно в холодное время года.

Очень важная часть здорового образа жизни – занятия спортом, активный образ жизни. Просто прекрасно, если ваш ребенок от природы подвижный, не ругайте его за неусидчивость. Переведите это свойство характера в положительное русло – запишите ребенка на танцы или в спортивную секцию. Однако гораздо чаще современные дети страдают от недостатка физической активности. Последствия такого поведения настигнут ребенка уже во взрослой жизни – избыточный вес, артериальная гипертония, атеросклероз. Список можно продолжать довольно долго, а истоки его лежат именно в детстве.

О решении этой проблемы как раз должны позаботиться родители. Приучать к физическим нагрузкам с самого рождения – вполне по силам любому родителю, даже если вы начнете просто с каждодневной зарядки. А когда ребенок пойдет в садик или в школу, эта задача частично ляжет и на воспитателей и учителей.

Также обратите внимание на процедуры закаливания. Не обязательно заставлять ребенка моржевать или обливаться ледяной водой. Для начала гуляйте с ребенком на улице как можно чаще. Одевайте, не стесняя его движений (особенно в зимнее время, чтобы он смог свободно бегать.

Частью здорового образа жизни являются и прогулки перед сном. Ребенок будет лучше спать и получит заряд большей энергии.

Обратите внимание и на эмоциональное состояние вашего ребенка. Детская психика довольно непредсказуема, и иногда выкидывает «фокусы», переходящие потом в проблемы с неврологией и с физическим состоянием в целом. Помните о том, что нет ничего страшнее для ребенка, когда родители ссорятся и скандалят. Если вы не можете удержаться от выяснения отношений, в крайнем случае, отправьте ребенка погулять во двор или в гости. В любом случае, не выливайте собственный стресс и агрессию на него. Приятный психологический климат и теплые отношения в семье - это огромный вклад в здоровье вашего ребенка.

В современном обществе эмоциональные нагрузки велики даже для взрослого человека. Что уж говорить о маленьком ребенке? Количество информации, получаемое детьми в школе, по телевизору постоянно увеличивается. А ведь родителям к тому же хочется, чтобы ребенок еще и пел, и танцевал, и плавал или знал в совершенстве английский язык. Все это требует дополнительного времени, усилий. Не ждите от ребенка невозможного, остановитесь на одном-двух кружках и предоставьте ему самому выбирать занятия в своей будущей жизни.

Уделяйте как можно больше внимания своему ребенку, рассказывайте о себе, своей жизни, подавайте хороший пример. Не отделяйте здоровый образ жизни ребенка от здорового образа жизни взрослого, ведь только в здоровой семье воспитывается здоровый человек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы и современные подходы к сохранению и укреплению здоровья педагога – как полноправного субъекта воспитательной системы дошкольного образовательного учреждения

Изучение  вопросов касающихся  профессионального  здоровья педагогов дошкольных образовательных учреждений  и моделирование  здоровьеразвивающих технологий   целью к...

Игра и здоровье: опыт работы по сохранению здоровья дошкольников.

laquo;Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто»СократЗдоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ – ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. НА ТЕМУ: «ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ИХ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ»

   Всё лучшее, что есть на земле, взрослые стремятся отдать детям. Нам очень хочется видеть своих детей здоровыми, гармонично развитыми, активными и творческими личностями. Эти качест...

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО УКРЕПЛЕНИЮ И СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Для всех людей на Земле саамы ценным является здоровь...

Современные формы работы по укреплению и сохранению здоровья дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС

Современные формы работы по укреплению и сохранению здоровья дошкольников в ДОУ в соответствии с ФГОС...

Круглый стол «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в ДОУ для сохранения здоровья дошкольника»

Повысить знания педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей. Ознакомить с новыми формами работы....