Главные вкладки

    Формирование предпосылок УУД
    консультация (подготовительная группа)

    Зонова Екатерина Георгиевна

    Формирование предпосылок УУД

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_predposylok_uud.docx20.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Формирование предпосылок УУД в старшем дошкольном возрасте

    В течение 2 лет в МБДОУ детский сад 12 разрабатывается и проходит апробацию проект «Предшкольная пора: развитие универсальных учебных действий детей как фактор социальной успешности»

    В 2012 – 2013 в данном дошкольном образовательном учреждении проводился мониторинг с целью выявления динамики развития уровня сформированности предпосылок  УУД детей старшей и подготовительной групп (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия).

    Проанализировав результаты диагностики уровня сформированности предпосылок универсальных учебных действий, можно отметить следующее.

    Отмечается положительная динамика развития всех диагностируемых универсальных учебных действий.

    У детей подготовительной группы доминирует высокий уровень развития познавательных (70%) и регулятивных (65%) универсальных учебных действий при наличии низкого уровня развития.

    У детей старшей группы доминирует высокий уровень развития познавательных (41%), так же при наличии низкого уровня развития. В меньшей степени представлены регулятивные универсальные учебные действия, несмотря на положительную динамику развития.

    Данный факт может быть связан с особенностями онтогенеза: дети дошкольного возраста не обладают достаточной базой для формирования высокого уровня развития предпосылок  регулятивных универсальных учебных действий, так как функция самоконтроля одна из самых сложных  психических процессов, и в полной мере должна быть сформирована за период школьного обучения. 

    В процессе педагогической деятельности нашего ДОУ при подготовке детей к школе, особое внимание уделяется развитию у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности, в том числе формированию следующих умений:

    - видеть закономерность в изучаемой информации;

    - анализировать объекты и обнаруживать в них существенные признаки понятий;

    - воспринимать необходимую информацию на слух;

    - следовать инструкции при выполнении учебных действий;

    - читывать заданную систему условий;

    - критически воспринимать  полученную информацию;

    - адекватно оценивать свои возможности, силы;

    - осуществлять пошаговый самоконтроль и самооценку;

    - договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

    - подчиняться разным правилам и социальным нормам;

    - проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности .

    - принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

    Если мы внимательно рассмотрим данную систему умений и предпосылок учебной деятельности то увидим, что это не что иное как целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС. Который вступит в силу с января 2014, где одной из задач является формирование совокупности предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих умение учиться.

    «Человек, умеющий рассуждать, обладает орудием приобретения сведения, которое всегда пригодно, которое нельзя забыть и которое не может устареть» Гессен С.И. Основы педагогики.

    Целевые ориентиры

    на этапе завершения дошкольного образования

    Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен  выбирать себе род  занятий, участников по совместной деятельности; (личностные)

    Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

    Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам (коммуникативные)

    Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

    У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

    Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; (регулятивные)

    Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.  (познавательные)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проблема формирования предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

    Статья раскрывает недостаточно освещенную в научно-теоретической литературе проблему  формирования предпосылок письма у старших дошкольников с ОНР. Предлагается разработанная система комплексного...

    Образовательная деятельность по формированию предпосылок экологического сознания безопасности окружающего мира для старшей группы на тему "Путешествие в весенний лес"

    Непосредственно - образовательная деятельность по формированию предпосылок экологического сознания безопасности окружающего мира для старшей группы на тему "Путешествие в весенний лес "...

    «Уровни сформированности общей культуры, развития качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность в области основы безопасности»

    Опытно экспериментальная работа на тему:«Уровни сформированности общей культуры, развития качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность в области о...

    «Формирование предпосылок экологического сознания у детей дошкольного возраста»

    Экологическое воспитание детей есть целенаправленный педагогический процесс. Следовательно, актуальным будет создание условий для экологического воспитания дошкольников, разработка целей, содерж...

    "Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста"

    Специфика структуры любой деятельности проявляется в особенностях целей, на достижение которых она направлена. Сущность учебной деятельности, как правило, раскрывается через основну...