Формирование предпосылок УУД
консультация (подготовительная группа)

Зонова Екатерина Георгиевна

Формирование предпосылок УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_predposylok_uud.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование предпосылок УУД в старшем дошкольном возрасте

В течение 2 лет в МБДОУ детский сад 12 разрабатывается и проходит апробацию проект «Предшкольная пора: развитие универсальных учебных действий детей как фактор социальной успешности»

В 2012 – 2013 в данном дошкольном образовательном учреждении проводился мониторинг с целью выявления динамики развития уровня сформированности предпосылок  УУД детей старшей и подготовительной групп (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия).

Проанализировав результаты диагностики уровня сформированности предпосылок универсальных учебных действий, можно отметить следующее.

Отмечается положительная динамика развития всех диагностируемых универсальных учебных действий.

У детей подготовительной группы доминирует высокий уровень развития познавательных (70%) и регулятивных (65%) универсальных учебных действий при наличии низкого уровня развития.

У детей старшей группы доминирует высокий уровень развития познавательных (41%), так же при наличии низкого уровня развития. В меньшей степени представлены регулятивные универсальные учебные действия, несмотря на положительную динамику развития.

Данный факт может быть связан с особенностями онтогенеза: дети дошкольного возраста не обладают достаточной базой для формирования высокого уровня развития предпосылок  регулятивных универсальных учебных действий, так как функция самоконтроля одна из самых сложных  психических процессов, и в полной мере должна быть сформирована за период школьного обучения. 

В процессе педагогической деятельности нашего ДОУ при подготовке детей к школе, особое внимание уделяется развитию у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности, в том числе формированию следующих умений:

- видеть закономерность в изучаемой информации;

- анализировать объекты и обнаруживать в них существенные признаки понятий;

- воспринимать необходимую информацию на слух;

- следовать инструкции при выполнении учебных действий;

- читывать заданную систему условий;

- критически воспринимать  полученную информацию;

- адекватно оценивать свои возможности, силы;

- осуществлять пошаговый самоконтроль и самооценку;

- договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

- подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности .

- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

Если мы внимательно рассмотрим данную систему умений и предпосылок учебной деятельности то увидим, что это не что иное как целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с ФГОС. Который вступит в силу с января 2014, где одной из задач является формирование совокупности предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих умение учиться.

«Человек, умеющий рассуждать, обладает орудием приобретения сведения, которое всегда пригодно, которое нельзя забыть и которое не может устареть» Гессен С.И. Основы педагогики.

Целевые ориентиры

на этапе завершения дошкольного образования

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен  выбирать себе род  занятий, участников по совместной деятельности; (личностные)

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам (коммуникативные)

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; (регулятивные)

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.  (познавательные)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема формирования предпосылок письма у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Статья раскрывает актуальную проблему  формирования предпосылок письма у старших дошкольников с ОНР. В ней предлагается разработанная система комплексного подхода в реализации этой проблемы. Реко...

Образовательная деятельность по формированию предпосылок экологического сознания безопасности окружающего мира для старшей группы на тему "Путешествие в весенний лес"

Непосредственно - образовательная деятельность по формированию предпосылок экологического сознания безопасности окружающего мира для старшей группы на тему "Путешествие в весенний лес "...

«Уровни сформированности общей культуры, развития качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность в области основы безопасности»

Опытно экспериментальная работа на тему:«Уровни сформированности общей культуры, развития качеств, формирования предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность в области о...

О необходимости формирования предпосылок учебной деятельности. Пропедевтика чтения и письма в контексте предпосылок к учебной деятельности

О необходимости формирования предпосылок учебной деятельности. Пропедевтика чтения и письма в контексте предпосылок к учебной деятельности...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...