Консультация_для_родителей Устное народное творчество
консультация (младшая группа)

Александрова Татьяна Юрьевна

Малыш появился. И многие забывают о том, что с ним  нужно говорить с первых недель его появления. Так же, как это делали наши мудрые прабабушки - бабушки, прибегая к пестушками, песенкам, потешкам да прибаутками».

          Проснулся,           к примеру, малыш, потягивается, его гладят по

животику и нараспев приговаривают: « Потянушки - пораcтyшки, ручки - хватушки, ножки - ходyнyшки, роток – говорунок». это одна из народных песенок - пестушек. Другую припоминaют, пеленая младенца, третью - купая его. Малыш слышит ее и впитывает звуки, слова родной речи, их мелодию, учится реагировать на них.

Гениальный творец языка и величайший педагог - народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Вот что сказал об этом К. И. Чуковский в книге «Oт трёх до пяти»:

« ... народ в течении многих веков выработал в своих песнях и

сказках идеальные методы художественного и педагогического подхода к ребенку ... »

Не всегда приятные для малыша процедуры под звучание пестушек и потешек превращаются  в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого обращения , которые так необходимы в его развитии. К. И . Чуковский в той же книге пишет, что посмотрите с каким  ненаcытным удовольствием слушает он бессмертные «Ладушки» и «Сороку - ворону» и другие шедевры народной поэзии. Эго для них норма человеческой речи, естественное выражение их чувств и мыслей.

Наблюдения показали, что недостатки в развитии речевой культуры детей в большей степени обусловлены и недооценкой роли фольклора, особенно его малых форм: песенок, потешек, поговорок.

Детские народные стишки, начиная от бабушкиных всем известных « Поехали, поехали ... » и др., чаще всего рождены игрой и игрой сопровождаются. для таких песенок характерны веселое содержание и простата, но отнюдь не упрощенность.

Народ «обкатывал» свои стихи в течении веков.

В современной поэзии мы можем почерпнуть богатый пед.багаж при речевом и эмоциональном общении с малышом. Эго стихи современных авторов, приближенных к народной поэзии.

Об органической связи детской поэзии с фольклором говорит А. Барто: « ... у детской поэзии, безусловно, есть свои законы. Она, например, особенно широко пользуется изобразительными средствами народной поэзии ... » Например, многие стихи детской поэтессы Е. Благининой настолько популярны, что в группах раннего возраста их читают без имени автора, как народные. Наверно, потому что она знала свой народ, его обычаи, речь. Когда читаешь ее стихи, кажется, что она не упустила ни одного важного момента в жизни ребенка. В его жизни каждое событие - еще одна ступенька,

 помогающая ему расти и развиваться. «Как у нашей дочки розовые щечки, как у нашей лапки коготки - царапки ... » - и сколько материнской ласки в каждом слове и интонации стиха.

Нужно отметить, что произведения поэтов рождены на cтыкe традиции и импровизации, каждый поэт добавляет к традиционной основе что - то свое. Среди наших современников очень немногие детские поэты наделены редким даром - писать для самых - самых маленьких.

Хорошее усвоение фольклорных традиций нашло свое отражение в стихах челябинской поэтессы Нины Пикулевой. Вот как она говорит сама о себе: «Я свое предназначение вижу в том, чтобы воспеть Поэзию материнства ... » Ее произведения близки фольклору – «В гостях у бабушки», «Уговорушки».

Первые публикации стихов Гайды Лагздынь состоялись в журнале «Дошкольное воспитание». « ... Стихи Лагздынь самобытны, новы, в них используется традиции народного искусства» - писал о творчестве поэтессы А. Д. Баранцев (известный калининский учитель - краевед). Высокую оценку подтвердил и известный писатель С. Баруздин : « ... Они написаны в лучших традициях народной русской поэзии ... ». «На перинку, на перинку, не на край, на серединку положили голыша, завернули 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.doc66.69 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для  родителей  ДОУ:

« Устное народное  творчество как средство развития  речевой  активности   детей  раннего возраста»

 

Малыш появился. И многие забывают о том, что с ним  нужно говорить с первых недель его появления. Так же, как это делали наши мудрые прабабушки - бабушки, прибегая к пестушками, песенкам, потешкам да прибаутками».

        Проснулся,         к примеру, малыш, потягивается, его гладят по

животику и нараспев приговаривают: « Потянушки - пораcтyшки, ручки - хватушки, ножки - ходyнyшки, роток – говорунок». это одна из народных песенок - пестушек. Другую припоминaют, пеленая младенца, третью - купая его. Малыш слышит ее и впитывает звуки, слова родной речи, их мелодию, учится реагировать на них.

Гениальный творец языка и величайший педагог - народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Вот что сказал об этом К. И. Чуковский в книге «Oт трёх до пяти»:

« ... народ в течении многих веков выработал в своих песнях и

сказках идеальные методы художественного и педагогического подхода к ребенку ... »

Не всегда приятные для малыша процедуры под звучание пестушек и потешек превращаются  в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого обращения , которые так необходимы в его развитии. К. И . Чуковский в той же книге пишет, что посмотрите с каким  ненаcытным удовольствием слушает он бессмертные «Ладушки» и «Сороку - ворону» и другие шедевры народной поэзии. Эго для них норма человеческой речи, естественное выражение их чувств и мыслей.

Наблюдения показали, что недостатки в развитии речевой культуры детей в большей степени обусловлены и недооценкой роли фольклора, особенно его малых форм: песенок, потешек, поговорок.

Детские народные стишки, начиная от бабушкиных всем известных « Поехали, поехали ... » и др., чаще всего рождены игрой и игрой сопровождаются. для таких песенок характерны веселое содержание и простата, но отнюдь не упрощенность.

Народ «обкатывал» свои стихи в течении веков.

В современной поэзии мы можем почерпнуть богатый пед.багаж при речевом и эмоциональном общении с малышом. Эго стихи современных авторов, приближенных к народной поэзии.

Об органической связи детской поэзии с фольклором говорит А. Барто: « ... у детской поэзии, безусловно, есть свои законы. Она, например, особенно широко пользуется изобразительными средствами народной поэзии ... » Например, многие стихи детской поэтессы Е. Благининой настолько популярны, что в группах раннего возраста их читают без имени автора, как народные. Наверно, потому что она знала свой народ, его обычаи, речь. Когда читаешь ее стихи, кажется, что она не упустила ни одного важного момента в жизни ребенка. В его жизни каждое событие - еще одна ступенька,

 помогающая ему расти и развиваться. «Как у нашей дочки розовые щечки, как у нашей лапки коготки - царапки ... » - и сколько материнской ласки в каждом слове и интонации стиха.

Нужно отметить, что произведения поэтов рождены на cтыкe традиции и импровизации, каждый поэт добавляет к традиционной основе что - то свое. Среди наших современников очень немногие детские поэты наделены редким даром - писать для самых - самых маленьких.

Хорошее усвоение фольклорных традиций нашло свое отражение в стихах челябинской поэтессы Нины Пикулевой. Вот как она говорит сама о себе: «Я свое предназначение вижу в том, чтобы воспеть Поэзию материнства ... » Ее произведения близки фольклору – «В гостях у бабушки», «Уговорушки».

Первые публикации стихов Гайды Лагздынь состоялись в журнале «Дошкольное воспитание». « ... Стихи Лагздынь самобытны, новы, в них используется традиции народного искусства» - писал о творчестве поэтессы А. Д. Баранцев (известный калининский учитель - краевед). Высокую оценку подтвердил и известный писатель С. Баруздин : « ... Они написаны в лучших традициях народной русской поэзии ... ». «На перинку, на перинку, не на край, на серединку положили голыша, завернули крепыша!» - в этих стихах все от народной песни - пестyшки. За внешне простой поэзией Лагздынь стоит богатая народная культура, стоят традиции русской поэзии, в том числе и детской.

Благодаря большому наследию народной поэзии и творчеству современных авторов, мы с первых дней жизни ребенка можем обеспечить ему первые контакты с окружающим миром, эмоциональное благополучие, познание мира и обогащение его внутреннего мира.

Поэтому в своей педагогической практике я широко использую не только народный фольклор, но и «материнскую поэзию».

Закончить я хочу словами Е.И. Тихеевой «Дошкольные воспитательные учреждения должны жить духом своего народа. Родной язык , его беспрепятственное  и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания; к его народному духу, к его поэзии ребёнок должен приобщаться с первых лет жизни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: консультация для родителей. Тема: Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста.

Аннотация к методической разработке.Консультация для родителей.Тема: «Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста».Образовательная область: п...

Консультация для родителей на тему: «Устное народное творчество в жизни дошкольника».

Устное  народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Никто не может назвать точное время, когда родились песни, сказки, былины. Они переходили от поколения к поколению вместе...

консультация для родителей по теме "Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития ребенка"

Консультация для родителей по теме "Устное народное творчесвто как средство духовно-нравственного развития ребенка"...

Консультация для родителей на тему: «Устное народное творчество в жизни дошкольника».

Консультация для родителей на тему: «Устное народное творчество в жизни дошкольника». ...

Консультация для родителей «Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

      Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, перед...

Консультация для родителей «Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста»

Влияние произведений устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста...