Методическая разработка "Мотивация успеха для детей".
методическая разработка (старшая группа)

Бражникова Нина Юрьевна

Любой родитель знает, что едва ли не самое сложное во взаимоотношениях с ребенком — не заставить, а мотивировать его сделать что-то. Разберемся — чем же всё-таки можно, полезно и правильно мотивировать детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_uspeha.docx15.17 КБ

Предварительный просмотр:

Мотивация достижения успеха

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мотивации достижения успеха, то есть, уверенности ребенка в том, что успех возможен, что он способен достичь желаемого результата. Человек с мотивацией достижения успеха будет проявлять настойчивость даже после нескольких неудач. В противоположность ему человек, не имеющий такой мотивации, будет бояться неудач и промахов и поэтому все силы потратит на то, что бы их избежать. Вероятность того, что он достигнет желаемого результата - очень низкая.

В дошкольном возрасте ребенком движет интерес к тому, что его окружает, стремление опробовать новые возможности, желание достичь своих целей. Каждое проявление самостоятельности требует от ребенка смелости, настойчивости, веры в свои силы. Но неудачи и промахи, а так же реакция родителей влияют на особенности формирования мотивации достижения успеха.

Существует три особенности во взаимодействии ребенка и взрослого, которые могут сформировать как мотивацию достижения успеха, так и ее отсутствие (избегание неудач):

1. Адекватно (ситуации) реагировать на слова, действия, поступки ребенка.Дошкольник сопоставляет свое поведение с реакциями взрослых и понимает, какое одобряется, какое нет. Но если на разное поведение ребенка взрослый реагирует однотипно (например, игнорирует, осуждает), то у ребенка формируется поведение выученной беспомощности: он отказывается от деятельности, не предпринимает никаких попыток преодолеть трудность. С позиции ребенка это естественное следствие взаимодействия: если в ответ на свои разные усилия (напряженные, минимальные) он получает одинаковые оценки (всегда недовольство или восторги), то он теряет ориентиры для управления собственной активностью.

Итак, у ребенка при данном типе взаимодействия (однообразная реакция взрослых на деятельность ребенка) формируется представление, что внешние ситуации от него не зависят, поэтому наиболее безвредный выход их них – полная бездеятельность.

2. Своевременно (сразу же) реагировать на слова, действия, поступки ребенка.Если между действиями ребенка и реакцией на них взрослого проходит много времени, то ребенок не может связать эту реакцию со своими собственными действиями. Например, ребенок нагрубил в гостях и у бабушки, но мама отчитала его только после того, как они вернулись домой.

Это асинхронная реакция взрослого на поступок ребенка и она воспринимается как нечто автономное, совершенно не связанное с поведением, которое было ранее (и поэтому теряет всякую регулирующую роль)

3. Выделять время на завершение деятельности ребенка. Многие родители воспринимают дошкольное детство иллюзорно, как "счастливую и беззаботную" пору. И как следствие, думают, что у ребенка нет "серьезных" и "важных" дел. Поэтому в семьях часто наблюдается негативное психологическое явление – прерывание деятельности. Например, когда малыш собирает конструктор, а взрослые требуют "срочно идти" есть; или "сейчас же" перестать раскрашивать и начать собираться на прогулку (инициированное взрослым прерывание деятельности). Такое прерывание деятельности не проходит бесследно для психики – ресурсы ребенка истощаются. Дети, имеющие опыт многократного прерывания деятельности чаще всего выбирают тактику избегания неудач и промахов.

Поэтому любящие родители, увидев ребенка, увлеченно занятого деятельностью всегда дадут время на ее завершение или заранее предупредят о необходимости завершения действий к определенному времени.

Какие же общие выводы можно сделать из этого обзора?

• Формирование мотивации достижения успеха активно идет в среднем и старшем дошкольном возрасте (и взрослые уже могут наблюдать тенденции либо к достижению успеха, либо к избеганию неудач), но самые драматичные последствия всегда «начинаются» в начальной школе.

• Избегание неудач и промахов, отсутствие мотивации достижения успеха всегда легче предупредить, чем корректировать, т. к. многолетний опыт ребенка приводит к такой стратегии действия.

• Родителям важно предоставлять обратную синхронную связь на слова, действия, поступки ребенка. Причем реакции взрослых должны быть разными на разные действия ребенка и одинаковыми на одинаковые (в удачах – хвалить, в неудачах - поддерживать).

• Не ждите от ребенка всегда идеального результата, обращайте внимание на маленькие, но значимые для ребенка победы (сам заправил кровать, проявил инициативу в уборке комнаты и т. д.)

• При неудачах родительская поддержка может заключаться в похвале, утешении, подсказке, помощи, подбадривании. Внимательно выслушивайте ребенка – пусть он растет с ощущением собственной значимости, своих слов и поступков. И тогда он будет вести себя более уверено и хорошо к себе относиться. Высокая (адекватная) самооценка позволит осваивать ему новые и новые навыки и неудачи на этом пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Лесенка успеха" для детей подготовительной группы

Занятие-путешествие по ФЭМП, в содержание которого включены  познавательно-игровые задания....

НОД "Лесенка успеха" для детей подготовительной группы

Занятие-путешествие по ФЭМП, в содержание которого включены познавательно-игровые задания....

Консультация для родителей "Путь к успеху. Учите детей мастерить!"

Автором представлен практический материал для родителей по развитию творческого вооображения старших дошкольников....

"Маленькие и большие успехи наших детей"

О необходимости формирования высокой самооценки у детей...

Презентация доклада "Создание ситуации успеха у детей с тяжелыми нарушениями речи в рамках выступлений на открытых мероприятиях театрализованного характера"

В документе представлены приемы создания ситуации успеха у детей с ТНР. В первой части презентации представлен текстовый материал - доклад, во второй части  - подтверждающие фотографии и отзывы....

Выпускной в Школе Раннего Развития «Успех» «Звёздные дети»

Педагог На протяжение двух лет делили с детьми радость и победу (педагоги)  Учила слушать и понимать музыку, петь, танцевать и никогда не унывать …….. Обучала детей а...

Мотивация к достижению успехов у детей раннего возраста.

Формирование  у детей раннего возраста мотива достижения успеха, является одной из главных задач актуального воспитания....