Мотивация к достижению успехов у детей раннего возраста.
статья (младшая группа)

Береснева Алевтина Анатольевна

Формирование  у детей раннего возраста мотива достижения успеха, является одной из главных задач актуального воспитания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мотивация к достижению успехов у детей раннего возраста.

     Потребность в достижении успехов у ребенка в раннем возрасте начинает складываться под влиянием системы поощрения и наказаний, применяемых для стимулирования ребенка в его игровой  и других сферах деятельности. Если практика воспитания такова, что взрослые обращают особое внимание на успехи ребенка и почти не реагируют на его неудачи, то у ребенка формируется и закрепляется  потребность в достижении успехов. Такой ребенок с удовольствием берется за любое дело,  старается добиться в нем успеха и заслужить похвалу.       Особенно сильно его стремление к успехам проявляется, когда в практической деятельности он соревнуется с другими детьми.
    Если взрослый в процессе воспитания игнорирует успехи ребенка и наказывает его чаще за неудачи, то у ребенка складывается и закрепляется иное мотивационное качество личности, а именно: стремление избежать неудачи. Такой ребенок берется за  выполнение тех или иных заданий или стремится выиграть соревнования лишь под угрозой страха наказания, и хотя он при этом может добиться успеха, но  своей инициативе он к нему не стремится. Когда успех стимулируется поощрением, вызывает у ребенка положительные эмоции,  то ребенок стремиться еще раз их пережить,  вновь старается добиться успеха. Так выглядит циклический психологический механизм действий поощрений, который стимулируют развитие у детей в раннем возрасте потребности в достижении успехов.
   Для воспитания у ребенка трудолюбия важно, что доминирует в системе его стимулирования: поощрения или наказания. Для того чтобы в раннем детстве у ребенка формировалась  потребность в достижении успехов, необходимо в стимулировании его практической деятельности знать следующие правила:
1. Поддерживать всеми возможными мерами  у детей положительные аффективно окрашенные переживания, связанных  с успехами.
2. Способствовать осознанию ребенком этих переживаний, как связанных именно с успехами.
3. Повышать стимулирующую роль таких переживаний через их соединения с актуальными потребностями, целями и интересами.
Развитию мотива достижения успехов у детей способствует постановка  сложных, но реалистических с точки зрения возможности их решения задач,  знания детьми своих сильных и слабых сторон , является адекватной самооценкой, вера в возможность достижения успеха, умение намечать план и последовательно реализовывать все те действия, ведущие к успеху, а также получать и пользоваться обратной информацией о достигнутых результатах.
   Все это и есть общие мотивационно - психологические требования к развитию мотивации достижения успехов. В простейшей форме большинство из них могут быть реализованы в работе с детьми раннего возраста. Другими словами, любая воспитательная программа, рассчитанная на развитие потребности в достижении успехов, должна учитывать функциональную зависимость, существующую между этой потребностью, самооценкой и уровнем притязаний. Важно также, чтобы причины своих успехов и неудач ребенок научился видеть в себе самом, в своем старании или его отсутствии, в прилагаемых усилиях или собственной пассивности,  необходимо добиться того, чтобы с раннего детства у ребенка формировался
  контроль волевого усилия .
   Бывает так, что желание родителей видеть своих детей стремящимися достижению успехов далеко не всегда совпадает с поведением и мотивацией самого ребенка. У детей, чьи родители  предъявляют  высокие требования  больше выражен мотив избегания неудачи, чем мотив достижения успехов.  Для эффективного развития мотивации достижения успехов у детей является такой период их жизни, когда у ребенка уже сформировалась выраженная аффективная реакция на успех и неудачу, но вместе с тем эта реакция еще является достаточно общей.
   Лучшие результаты в воспитании мотивации достижения успехов получаются , когда родители правильно оценивают способности своих детей, и худшие – тогда, когда способности детей  родители сильно завышают или занижают . Так же необходимо предъявлять ребенку умеренные требования, так как чрезмерная требовательность не приведет  к развитию сильной мотивации достижения успехов даже в случае адекватной оценки детьми своих способностей.
   Более сильным мотивом к  достижению, ориентированного на успех, складывается тогда, когда успех ребенка сопровождается его похвалой и демонстрацией со стороны взрослого человека. При этом неудачи ребенка, по поводу которых он сам сильно переживает, как бы, не замечаются взрослым, но вместе с тем к ребенку предъявляются высокие требования, касающиеся результатов его деятельности.
   Для  детей раннего возраста преобладание положительных или отрицательных эмоций имеет большее значение, чем для детей старшего возраста. Для детей постарше, важнее уровень родительских стандартов, о которых они уже могут прямо или косвенно судить, за что их поощряют или наказывают родители. Устанавливаемые родителями высокие стандарты достижений для детей, сильно сказываются на их мотивации к достижению успехов. Такие родители более эмоционально реагируют на успехи детей: положительно при удачах и отрицательно при неудачах.
   Доказано, что если матери поощряют старание детей, то, оказавшись в детском саду, такие дети сами начинают проявлять повышенную инициативу в играх и учении.
   В раннем детстве у детей формируется еще одно важное качество, которое играет важную роль в дальнейшей жизни ребенка. Это стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих его людей. Благодаря этому качеству возникают такие достоинства, как целеустремленность, настойчивость, работоспособность, уверенность в себе и многие другие. Также оно способствует становлению ответственности и чувств долга у человека.
    Комплекс личностных свойств, обеспечивающий полноценное личностное развитие ребенка с учетом требований современной жизни, дополнен еще одним важным свойством: самостоятельностью
 ребенка в суждениях и поступках. Благоприятные условия для воспитания данного качества  складываются в раннем возрасте. Уже к трем годам ребенок открыто заявляет о своих претензиях на самостоятельность, и нам  взрослым необходимо вовремя заметить это и поддержать.
   Следует  стимулировать каждую попытку ребенка к  самостоятельным действиям: самостоятельность мышления, самообслуживания, самостоятельность в практических действиях и т.п.  Шаг за шагом, воспитание самостоятельности должно постепенно распространяться от простых к более сложным действиям и ситуациям, последовательно вести к расширению жизненного опыт ребенка.
   Существенное значение для дальнейшего развития личности ребенка имеет  не только раннее воспитание самостоятельности, но также соответствие требований, предъявляемых к нему, его возможностям и уже достигнутому уровню интеллектуально-личностной зрелости. Заметим, что раннее воспитание самостоятельности у детей, придает особый вес внешней оценке достижений ребенка при формировании у него мотива достижения успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Изучение мотивации к исправлению речевых нарушений детей дошкольного возраста."

Речь возникает из потребности высказываться, а высказывания человека порождаются определенными побуждениями. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка есть не только мысли и чувства, которы...

Перспективный план работы по формирование и развитие необходимых представлений о здоровье, мотивация на здоровый образ жизни у детей раннего возраста в играх-занятиях 2-я младшая группа.

Формирование у детей младшего дошкольного возраста начальных представлений о здоровом образе жизни; формирование основ     безопасного поведения в быту, социуме, природе....

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Проект Воспитание детей раннего возраста через развитие мелкой моторики рук с использованием ИКТ – технологий в условиях реализации ФГОС ДО. «Мои успехи».

Проект разработан для проведения в группах раннего возраста. Содержит 30 игровых занятий. Главным в проекте является развитие мелкой моторики рук....

Педагогические достижения в первой группе раннего возраста «Утята» за 2018-2019 учебный год

Педагогические достижения в первой группе раннего возраста «Утята» 2018-2019 учебный год...