Игры в сенсорной песочнице как средство достижения психофизического благополучия детей раннего возраста
статья (младшая группа)

Никитина Анна Владимировна

Песочница - это прекрасный посредник для установления контакта с ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_zhurnal.docx479.62 КБ

Предварительный просмотр:

Игры в сенсорной песочнице как средство достижения психофизического благополучия детей раннего возраста

 «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка

К. Д. Ушинский  

Для ребенка 1.5-3 лет характерно яркое проявление эмоций, а также эмоциональная неустойчивость и  импульсивность, поэтому  задачей в работе с малышами является эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в  регуляции эмоций, особенно в период адаптации.

Песочница - это прекрасный посредник для установления контакта с ребенком.

Главным критерием использования сенсорной песочницы является ее безопасность для жизни и здоровья ребенка. Обязательно во время игры в такой песочнице педагог должен находится рядом или принимать непосредственное участие в игровых действиях.

Игры в сенсорной песочнице способствуют:

  • Устранению психо-эмоционального напряжения, излишней гиперактивности и стресса.

Игры с песком часто используются с целью спокойной и безболезненной адаптации, помогают ребенку отвлечься от мыслей о маме, о доме, стабилизируют эмоциональный фон. Работа с сыпучими материалами успокаивает, дети обретают внутреннюю свободу и уверенность.

  • Развитию мелкой моторики и тактильной чувствительности.

Песок является природным и сыпучим материалом. Он предполагает работу руками, в процессе знакомства с материалом дети задействуют свои пальчики, совершенствуют различные захваты предметов, стимулируется тактильное восприятие. С развитием тактильной чувствительности ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их. Таким образом происходит значительное расширение словарного запаса и развитие связной речи. Игры в сенсорных песочницах способствуют развитию таких психических процессов как воображение, внимание, память, мышление.

  • Усиливают желание узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Благодаря сенсорной песочнице дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное-самостоятельно. Все это является необходимым условием формирования познавательной мотивации.

Занятия и игры проводятся в группе, длительность – 5-10 минут.

Форма занятий может быть как подгрупповой, так и индивидуальной.

Оптимальная численность подгруппы 3-5 человек. При проведении первых игр-занятий не обязательно придерживаться четкой структуры занятия, возможно продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка, не стоит настаивать на четком выполнении инструкций, на первых порах взрослый должен подстраиваться под ребенка.

Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста игры-занятия рекомендуется проводить в утренние часы, когда дети готовы к экспериментированию. Для того, чтобы снять напряжение, накопившееся за день, для игр с песком  отводится вечернее время.

Таким образом, сенсорная песочница, является важной составляющей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста. Игры с песком оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, помогают создать радостное настроение, и способствуют познанию окружающего мира.

Предлагаем вашему вниманию конспекты некоторых  игр-занятий с песком, которые мы используем в своей работе с детьми.

Цель игр-занятий: снижение психофизического напряжения.

«Мышки и кошка»

Задачи:

  1. Развивать зрительно-моторную координацию, слуховое восприятие.
  2. Развивать мелкую моторику рук.
  3. Способствовать снижению психофизического напряжения.
  4. Развивать тактильное восприятие
  5. Обогащать словарный запас, развивать речь
  6. Развивать мышление, внимание, наблюдательность.
  7. Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями

Материалы и оборудование: сенсорная песочница с кинетическим песком, игрушки - мышки (по количеству детей), игрушка - кошка, магнитофон с записями писка мышей и мяуканья кошки.

Ход

Дети стоят у закрытой песочницы и проводится пальчиковая игра:

Кошка на ладошке

По ладошке по дорожке,

Ходит маленькая кошка (ставят на ладонь пальцы второй руки и пробегают пальчиками по ладошке).

В маленькие лапки

Спрятала царапки (Сжимают пальцы в кулачки).

Если вдруг захочет

Коготки поточит.

Цап-царап! (Разжимают кулачки и имитируют царапанье)

Слышится писк мышей.

Воспитатель: Ребята, кто это пищит? (Открывает песочницу. Дети отвечают: «Мышки»)

Воспитатель: Мышки спрятались в песке, давайте их найдем.

(Дети находят в песке мышей и отдают воспитателю)

Воспитатель:

У них ушки на макушке,

У них длинные хвосты,

И страшны им только кошки,

Только кошки да коты!

Воспитатель: Как пищат мышки? (Звукоподражание). Ребята, какого цвета мышки? (Серые). А какой хвостик у мышки – длинный или короткий? (Длинный). Вот какие мышки спрятались у нас в песочке! (Кладет мышек на песок).

Слышится мяуканье кошки.

 Воспитатель (достает кошку): Смотрите, кто к нам пришел? (Котик).

Как котик говорит? (Мяу!)

Котик: Ай, какие мышки, сейчас я их поймаю!

Воспитатель: Мышки испугались котика и хотят спрятаться. Давайте поможем мышкам, построим им домик из песка. (Дети строят). Вот какой большой домик получился, всем мышкам хватит места. Давайте сделаем в домике норки для мышек, берите мышек и скорее прячьте их от котика. (Дети прячут мышек). Все мышки спрятались? (Да).

Котик: Мяу – мяу! Куда же все мышки подевались?

Воспитатель: А мышки спрятались. Но ты, котик не расстраивайся, мы тебя пожалеем и дадим молока. (Дети гладят котика). Какой котик? (Мягкий, пушистый).

«Машины едут далеко»

Задачи:

  1. Обогащать тактильный опыт.
  2. Развивать мелкую моторику рук.
  3. Развивать зрительно-моторную координацию.
  4. Развивать тактильное восприятие
  5. Обогащать словарный запас, развивать речь.
  6. Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями

Материалы и оборудование: сенсорная песочница с кинетическим песком, природный материал (ветки деревьев, камни, шишки), валики для песка, большой игрушечный грузовик, маленькие машинки разного цвета ( по количеству детей), магнитофон с записью песни «Машина едет далеко».

Ход

Дети с воспитателем стоят у закрытой песочницы.

Воспитатель: Ребята, сегодня ночью был сильный ветер. Смотрите, что случилось! (Воспитатель открывает песочницу. В песочнице лежат ветки деревьев, камни, шишки). На дорогу упали ветки, камни, шишки, и машинам теперь не проехать. А детям нужно ехать в детский сад, а родителям - на работу. Ребята, что нам нужно сделать, чтобы машины смогли проехать? (Убрать мусор).

Воспитатель: Смотрите, к нам на помощь едет грузовик. Давайте соберем мусор в кузов. (Дети собирают предметы и называют их). А теперь, чтобы расчистить дорожки для машин, я дам вам валики. Возьмите их и покатайте по песку, чтобы получились ровные дорожки. (Дети ровняют валиками песок).

Воспитатель: Смотрите, какие ровные дорожки у вас получились! Возьмите машинки и прокатите их по дорожкам. (Воспитатель спрашивает у каждого ребенка какого цвета у него машина, куда она едет?)

Дети играют под музыкальное сопровождение (песня «Машина едет далеко»)

Воспитатель: А теперь машины возвращаются в гараж.

Проводится пальчиковая игра:

Транспорт

ПО ШОССЕ ИДУТ МАШИНЫ,
(крутят воображаемый руль)

ПО АСФАЛЬТУ ЕДУТ ШИНЫ.
(локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг к другу)

ПО ДОРОГЕ НЕ БЕГИ,
(погрозили пальцем)

Я СКАЖУ ТЕБЕ: «БИ – БИ»!
(рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналят»)

«Яблоки для ежика»

Задачи:

  1. Обогащать тактильный опыт.
  2. Развивать мелкую моторику рук.
  3. Развивать зрительно-моторную координацию.
  4. Развивать мышление, внимание, наблюдательность.
  5. Обогащать словарный запас, развивать речь.
  6. Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями

Материалы и оборудование: сенсорная песочница с кинетическим песком, игрушка – ёжик, корзинка, муляжи маленьких яблок и звездочек, формочки, совки, природный материал (камушки, ракушки), массажные мячики.

Ход

Дети стоят на ковре.

Воспитатель: Ребята, я сегодня хочу вас пригласить погулять по осеннему лесу.

Дети идут за воспитателем по кругу под слова стиха «По ровненькой дорожке…» и подходят к дереву. Под деревом сидит, спрятанный под листьями, ёжик.

Воспитатель: Ой, ребятки, посмотрите, здесь кто-то сидит и плачет. Кто это? (Ёжик).

Давайте у него спросим: «Ёжик, что у тебя случилось, почему ты плачешь?»

Ёжик: Я шёл по лесу и нес корзинку с яблоками, но, оказывается, корзинка поломалась, и все яблоки потерялись по дороге.

Воспитатель: Ребята, поможем ёжику найти яблоки? (Да). Ёжик, покажи нам, где ты гулял?

Дети вместе с воспитателем подходят к песочнице, ищут в песке яблоки и складывают воспитателю в корзину. Воспитатель уточняет у детей, какого цвета яблоки.

Воспитатель: Ой, как много яблок мы собрали! Ёжик, мы все яблочки нашли?

Ёжик: Да, спасибо, ребятки! Понесу их себе домой. А за, то, что вы мне помогли, я вам сейчас принесу подарки.

Воспитатель: Ребята, а пока ёжик ходит за подарками, давайте поиграем с нашими ручками.

Проводится игра с массажными мячиками:

Ежик

(Дети катают массажные мячики между ладоней)

  Катится колючий ёжик,

Нет ни головы, ни ножек.

Мне по пальчикам бежит,

И фырчит, фырчит, фырчит.

Бегает туда-сюда —

Мне щекотно, да-да-да!

Воспитатель: смотрите ребята, что нам ёжик подарил! (Показывает разноцветные формочки и совки). Берите формочку и совочек одинакового цвета. Какого цвета формочка? А совок? Как мы будем играть? (Делать куличики).

Ребятки, а теперь и я хочу сделать вам подарок, только вам нужно отвернуться и не подглядывать. (Дети отворачиваются, воспитатель украшает куличики звездочками). А теперь повернитесь и посмотрите, какие красивые куличики стали. Что это? (Звездочки). Красивые звездочки? А хотите сами украсить свои куличики? (Ответы детей). Давайте мне звездочки, а я вам дам ракушки и камушки, и вы сами украсите свои куличики. (Дети украшают куличики). Посмотрите, какие красивые получились у вас куличики!

Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы! И ёжику помогли яблоки найти, и красивые куличики сделали. А теперь пора возвращаться в детский сад!

Дети идут за воспитателем под слова стиха: «По ровненькой дорожке…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игры-занятия в педагогической песочнице как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)» на тему: «Заюшкина избушка»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое разви...

«Психофизическое развитие детей раннего возраста» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Цель: Эмоциональное сближение детей и родителей, путем телесного контакта, осуществляемого в совместной двигательной деятельности....

Конспект «Игры-занятия в педагогической песочнице как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)»

Тема: « Приключение Черепашек »Интеграция образовательных областей: «Познавательная», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развит...

Игры-занятия в педагогической песочнице как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста

Игры-занятия в педагогической песочнице как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста...

Игры и упражнения на формирование зрительно-двигательной координации у детей раннего возраста, имеющих отклонения в психофизическом развитии

Игры и упражнения на формирование зрительно-двигательной к​оординации у детей раннего возраста, имеющих отклонения в психофизическом развитии...