24-25 План по самообразованию "Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста под средством коммуникативных игр"
методическая разработка
Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста под средством коммуникативных игр
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 80 «Веснушка»»
ПРИНЯТО Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад №80 «Веснушка» Протокол №____от « »___2024г | УТВЕРЖДАЮ И.О.заведующего МБДОУ «Детский сад №80 «Веснушка» О.В. Грязнова Приказ №_____от « » ___ 2024г |
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема: «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста под средством коммуникативных игр»
Составитель:
Полякова Марина Сергеевна
г. Смоленск
2024-2025
Введение: Коммуникативные игры – это совместная деятельность детей и взрослых, это способ взаимного сотрудничества, где партнёры находятся в позиции «на равных», где учитываются особенности и интересы друг друга.
Классификация коммуникативных игр раннего возраста (условная)
- Игры с разными мелкими предметами, игрушками;
- Игры чисто «словесные»;
- Игры пальчиковые;
- Игры малой подвижности;
- Игры музыкальные и с музыкальными игрушками;
- Игры хороводные (в кругу), игры в паре;
- Игры телесные, с элементами самомассажа, артикуляционной гимнастики и т.д.
- Игры досуговые (забавляющие и развлекающие) и т.д.
Актуальность работы состоит в том, что дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие идет бурно и стремительно.
Особенно важным и в то же время своеобразным можно назвать возраст 2-4 лет. В этот период ребенок начинает познавать свое «Я», свою активность, деятельность. Усложняется эмоциональная жизнь малыша. От общения только с матерью ребенок переходит к общению со сверстниками. Именно в этом возрасте ребенок чаще всего приходит в детский сад и попадает в новые социальные условия. Меняется привычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми. Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, нежеланием общаться с окружающими, снижением активности.
В этом возрасте встречаются дети с недоразвитием речи или даже с полным безречием.
Данная система работы позволяет ребенку легче адаптироваться в группе детей, создает условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, появления сплоченности, знакомит с навыками релаксации и саморегуляции.
Сроки выполнения проекта: 02.09.2024- 30.05.2025.
Тема: «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста под средством коммуникативных игр».
Цель работы является введение ребенка в сложный мир человеческих взаимоотношений, формируя мотив общения, коммуникативное намерение и потребность в общении, и тем самым помочь ему адаптироваться в группе детей.
Повысить свой профессиональный уровень по теме, систематизация методических материалов по использованию коммуникативных игр с детьми раннего возраста.
Задачи: расширить знания о воспитании детей раннего возраста.
- обогатить развивающую среду группы с целью обеспечения эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр (создание и приобретение новых игр)
- образование родителей по данной теме (подготовка консультаций «Эмоции детей раннего возраста через коммуникативные игры», проведение бесед.
-развитие речи детей
Образовательные:
1. Формировать чувство принадлежности к группе;
2. Формировать позитивное отношение к своему «Я» и к сверстникам;
3. Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности;
Развивающие:
4. Развивать навыки социального поведения;
5. Развивать способность к симпатии, сопереживанию;
6. Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения;
7. Корректировать его нежелательные черты характера и поведения;
8. Развивать психические функции, мелкую моторику рук.
Воспитательные:
9. Воспитать желание общаться со сверстниками в процессе игры.
Предполагаемый результат:
- Создание атмосферы радости.
- Накопление положительных эмоций, положительного эмоционального опыта.
- Воспитание желания играть друг с другом и со взрослым, сближение детей и взрослых.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
- Развитие доверительных, партнёрских отношений;
- Обучение взаимодействию друг с другом и с педагогом;
- Развитие внимания, быстроты реакции;
- Развитие музыкального слуха, чувства ритма, согласованности движений с текстом стихотворения;
- Развитие психических процессов (зрительного и слухового восприятия), речи;
- Развитие тактильных ощущений, мелкой моторики;
- Родители проявляют интерес в дальнейшем развитию детей.
- У родителей вырос уровень по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для коммуникативных игр и правильно подбирать их.
Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:
• прямое обучение;
• показ;
• упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;
Перспективный план работы по самообразованию на 2024 – 2025 уч. г.
1 этап
Установочный (сентябрь-май)
Выбор темы, постановка целей, подбор литературы, поиск материалов в интернете по данной теме. Изучение методической литературы и нормативно-правовой документации.
2 этап
Теоретический ( октябрь-май)
1.Работа с детьми
- Подбор и проведение коммуникативных игр, обеспечивающих комфортное пребывание ребенка в группе.
2.Работа с родителями
Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста (родительское собрание)-октябрь,
Консультация для родителей на тему «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр»-май
3.Самореализация
- Работа с методической литературой.
- Систематизация коммуникативных игр, в соответствии с возрастными возможностями
3 этап
Практический
1.Работа с детьми .
- Работа с детьми по план
2. Работа с родителями
- Анкетирование родителей.
- Составить подробный список литературы для родителей, подготовить советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка.
- Организовать выставку книг, которые должны иметься у каждого ребенка дома.
- Индивидуальная помощь родителям по их запросам.
- Сбор фотоматериала
- Изготовление папки-передвижки «Наше настроение»
3.Самореализация
- Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС (картотеки, дидактические игры, наглядность, мнемологические таблицы-схемы)
- Сообщение из опыта работы «Особенности коммуникативные игры как средство обеспечения эмоционального благополучия у детей раннего дошкольного возраста»
4 этап
Итоговый(май)
- Оформление папки с результатами новых разработок, статей из педагогической литературы, интернета, выступлений, картотек и т.д.
План работы
РАЗДЕЛ 1. «Я сам»
РАЗДЕЛ 2. «Я и другие дети»
РАЗДЕЛ 3. «Я и взрослые»
РАЗДЕЛ 4. «Я и культура общения»
Сроки | Формы работы | Создание условий | |||
с детьми | с родителями | самообразование | |||
сентябрь | Диагностика детей, изучение метод. лит-ры и составление плана работы. | ||||
октябрь – ноябрь | Занятие 1. «Мое имя»: Упражнение «Приветствие». Игра-упражнение «Скажи как Я». Игра-имитация «Имена». Игра «Ласковые слова». Игра-загадка «Постарайся отгадать». Рисунок «Раскрась имя». Занятие 2. «Кто такой «Я»: Чтение отрывка из стихотворения Е. Благининой «Аленушка». Упражнение «Отражение в зеркале». Подвижная игра «Дотронься до…». Упражнение «Ребенок и кукла». Игра-загадка «Угадай, кто это». Рисунок «Моя ладошка». Занятие 3. «Мои умные помощники»: Игра-имитация «Послушай и угадай». Слушание «Звуки леса». Подвижная игра «Листики осенние». Дидактическая игра «Свой цвет узнай». Чтение стихотворения А. Боске «Для чего нужны глаза». Игра-упражнение «Что в мешочке». Этюд «Дождик». Рисунок «Дождик». Занятие 4. «Мои игрушки»: Чтение стихотворения Ю. Маркова «Игрушки для Андрюшки». Игра-упражнение «Возьми игрушку». Упражнение «Назови любимую игрушку». Игра-упражнение «Куклы». Игра-упражнение «Отгадай, что в мешочке». Рисунок «Игрушка». Занятие 5. «Мои любимые сказки»: Чтение «Присказки» (русское народное творчество). Игра-упражнение «Колобок». Моя любимая сказка (рассказы детей). Игра-имитация «Лесная зверобика». Рисунок «Сказочный герой». Занятие 6. «Я хочу»: Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка». Подвижная игра «Карусели». Этюд «Зайчики». Творческая игра «Чудесный сундучок». Рисунок «Желанный подарок». Занятие 7. «Я могу»: Рассматривание иллюстраций книги «Я сам!» Р. Юриной. Игра-упражнение «Не ошибись, Петрушка!» Подвижная игра «Смелые мышки». Игра-имитация «Умная головка». Занятие 8. «Мое настроение»: Знакомство с эмоцией «Радость», упражнение «Зеркало». Подвижная игра «Веселый мячик». Знакомство с эмоцией «Злость», упражнение «Зеркало». Этюд «Король Боровик». Знакомство с эмоцией «Грусть», упражнение «Зеркало». Подвижная игра «Развеселим дедушку». Игра-упражнение «Волшебный мешочек». Рисунок «Веселое солнышко». | Консультация – собрание для родителей на тему: «Особенности эмоционального развития ребенка дошкольного возраста». Анкета для родителей «Знаете ли вы своего ребенка?». Привлечение родителей к оформлению уголка книги и приобретению сюжетных и предметных картинок для настольно-печатных игр. Помощь родителей в приобретение индивидуальных маленьких зеркал на каждого ребенка. Оформление стенда информации для родителей: «Психологические особенности детей раннего возраста».
| Работа с метод. лит-ой: И.А. Пазухиной «Давай поиграем!» тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей 3-4 лет. Гербова В.В. – Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Кроюкова С.В., Слободяник Н.П. –Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. Консультация для педагогов на тему: «Развитие эмоционального мира детей младшего дошкольного возраста». | Приобретены пособия по ознакомлению с эмоциями.
Создана «Коробочки эмоций» с зеркалами.
Оформлен уголок книги на тему «Мои эмоции».
Подобраны картинки с разными эмоциональными состояниями. | |
РАЗДЕЛ 2. «Я и другие дети» | |||||
декабрь – январь | Занятие 9. «Плохо быть одному»: Чтение рассказа «Поезд» Я. Тайца (в сокращении). Игра «Ау, ау». Игра-упражнение «Передай другому». Подвижная игра «Ищу друга». Упражнение «Дружба начинается с улыбки». Занятие 10. «Мы разные»: Упражнение «Посмотрим друг на друга». Игра-драматизация «Мишка-отгадчик». Подвижная игра «Море волнуется». Игра-упражнение «Это я. Узнай меня». Занятие 11. «Мы веселимся, смеемся, играем»: Чтение отрывка из стихотворения Д. Хармса «Веселый старичок». Игра «Клоун Тяп-Ляп». Этюд «Делай как я». Игра «Пушинка». Рисунок «Дорисуй веселого клоуна». Занятие 12. «Говорим руками и телом»: Подвижная игра «Веселый хоровод». Творческая игра «Живая картинка». Игра-имитация «Мы – обезьянки». Творческая игра «Подарки». Этюд «До свидания!». Занятие 13. «Помогаем друг другу»: Чтение отрывка из стихотворения Н. Мордовиной. «Кто поможет?». Подвижная игра «Сборщики». Игра-упражнение «Помоги Тане». Подвижная игра «Только вместе». Творческая игра «Большой пазл». Занятие 14. «Мальчики и девочки»: Упражнение «Найди отличия». Дидактическая игра «Мальчик и девочка». Творческая игра «Подружки». Игра-имитация «Надуй мяч». Дидактическая игра «Кому что подарим? ». Рисунок «Дорисуй мальчика, дорисуй девочку». | Консультация для родителей на тему: «Как правильно реагировать на детские эмоции».
Дать д/з: Почитать: отрывок Е. Благининой «Аленушка». Д. Хармса «Веселый старичок». и предложить ребенку изобразить мимикой эмоциональное состояние, описанное в тексте.
Привлечь родителей к изготовлению «Чудесного мешочка».
Помощь родителей в подборе пальчиковых игр. | Работа с метод. лит-ой: Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. – Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Князева О. С., Стеркина Р. Б. – Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. Минаева В. М. – Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.
Подбор картотеки игр на развитие эмоциональной сферы детей. | Создан «Чудесный мешочек».
Подобраны дидактические упражнения «Дорисуй рисунок».
Подобрана картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей.
Изготовлена дидактическая игра «Пушинка».
Создан уголок уединения.
Подобраны пальчиковые игры. | |
РАЗДЕЛ 3. «Я и взрослые» | |||||
Занятие 15. «Все начинается с мамы»: Чтение стихотворения В. Руссу «Моя мама». Подвижная игра «Идем к маме». Дидактическая игра «Наша мама». Рисунок «Цветочек для мамы». Занятие 16. «Дружная семья»: Беседа с детьми «Веселая семейка». Пальчиковый театр «Семья». Подвижная игра «Карусели». Игра-упражнение «Ласковый мелок». Дидактическая игра «Портрет семьи». Занятие 17. «Маленький помощник»: Беседа с детьми «Маленький помощник». Дидактическая игра «Маленькие помощники». Подвижная игра «Кенгуру». Творческая игра «Превращения веревочки». Занятие 18. «Я в детском саду»: Рассказывание произведения Ф. Зерновой «Как Антон полюбил ходить в детский сад». Игра-упражнение «Утреннее приветствие». Игра-имитация «Лесная зарядка». Упражнение «Качели». Подвижная игра «Веселый танец». | Консультация для родителей на тему: «Как реагировать на негативные эмоции детей».
Привлечение родителей к изготовлению пальчикового театра «Моя семья».
Помощь родителей в подборе фотографий на тему «Я и моя семья».
Попросить выучить с ребенком стихотворения к 8-му марта с эмоциональным выражением по тексту.
Дать д/з: изобразить вместе с ребенком портрет мамы и папы.
Оформление стенда «Теремок» по теме «Мои эмоции». | Работа с метод. лит-ой: Лютова Е. К., Монина Г. Б. – Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Чистякова М. И. –Психогимнастики. Подбор игровых ситуаций.
| Подобраны игровые ситуации.
Изготовлен пальчиковый театр «Моя семья».
Создан фотоальбом «Я и моя семья».
Подобраны дидактические упражнения «Портрет моей семьи».
Создано дидактическое пособие «Кубик эмоций».
| ||
РАЗДЕЛ 4. «Я и культура общения» | |||||
Занятие 19. «Секрет волшебных слов»: Беседа с детьми «Волшебные слова». Игра-занятие «Волшебные слова». Игра-упражнение «Выполни задание». Упражнение «Дружба начинается с улыбки». Занятие 20. «Мы поссоримся и помиримся»: Дидактическая игра-беседа «Умей извиняться». Упражнение «Просим извинения». Подвижная игра «Гнездышко». Подвижная игра «Нам не тесно». Игра «Хоровод друзей». Занятие 21. «Давай поговорим»: Чтение стихотворения Т. Копыловой «Хмурый мишка». Игра-упражнение «Потерянное словечко». Игра-инсценировка «Доброе слово лечит. Худое калечит». Беседа с детьми «Как вести себя во время разговора». Творческая игра «Мир без тебя». Занятие 22. «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»»: Беседа с детьми «Хорошо и плохо». Игра-драматизация «Узнай себя». Этюд «Упрямые козлики». Игра-упражнение «Я принес тебе подарок». | Семинар – практикум для родителей на тему: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников».
Оформление стенда информации для родителей: «Эмоциональное развитие ребенка».
Попросить прочитать детям: сказку «Курочка ряба». произведение Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Предложить побеседовать с ребёнком о вежливости, об употребление вежливых слов.
Дать д/з: нарисовать героя из любимой сказки.
| Работа с метод. лит-ой: Богуславская Н.Е., Купина Н.А. – Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка.) Шипицына Л. М., Защиринская О., В., Воронова А. П., Нилова Т. А. – Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей 3-6 лет).
| Приобретены куклы с разными эмоциями.
Приобретены игрушки-антистресс.
Подобраны игры-имитации (И.А. Пазухиной «Давай поиграем!»).
Созданы условия для инсценировки сказки «Теремок». | ||
май | Итоговое занятие «В гостях у сказки»: Введение в сказку: знакомство со сказочными персонажами (используется произведение С. Прокофьевой «Сказка о невоспитанном мышонке»). Игра «Пробуждение» (авторское). Игра-упражнение «Менялки игрушек». Подвижная игра «Сороконожка». Рисунок «Симметричные рисунки. | Предложить поучаствовать в конкурсе рисунков «Моя любимая сказка».
Оформления стенда для родителей «Наши достижения»
| Семинар – практикум для работников дошкольной организации на тему: «Эмоциональное развитие детей младшего возраста». Изготовление грамот и благодарностей для родителей и детей по итогам года.
Проведение открытого итогового занятия.
Диагностика детей. | Выложены книги для рассматривания выражения эмоционального состояния: А. Барто «Девочка – ревушка» (Плаксивость). А. Барто «Девочка – чумазая» (Неряшливость) С. Михалков «Два барана» (Упрямство). Венгерская сказка «Два жадных медвежонка» (Жадность). Картина «Дети строят дом» (Радость) | |
В конце учебного года 2024 -2025 мною была проведена диагностика, которая показала следующие результаты:
У детей повысился уровень знаний и умений:
Дети знают
имена и фамилии всех детей в группе;
для чего нужны глаза, уши, рот, нос, руки в процессе познания окружающего мира и общения;
чем отличаются мальчики и девочки по манере держаться и внешности;
названия некоторых базовых эмоций (радость, удивление, страх, злость, грусть);
отличия человека от животного;
как можно выражать свою любовь к маме и радовать членов своей семьи добрыми делами и хорошими поступками;
состав своей семьи.
Дети умеют
отмечать свои индивидуальные особенности (внешность, лицо, походка, пол) и свои отличия от других детей;
опознавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение окружающих;
правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;
оказывать помощь друг другу в игре и совместной деятельности;
делиться с друзьями сладостями и игрушками;
различать эмоции по схемам-пиктограммам;
передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации;
изображать голоса животных, характерные движения, настроения;
употреблять в речи «волшебные» слова (спасибо, пожалуйста, извините и т.п.);
правильно определять свою роль в семье (сын, дочь).
Вывод: Проведенная мной работа по Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста под средством коммуникативных игр, дала следующие результаты. Снизились признаки эмоционального неблагополучия, заключавшиеся в агрессивности поведения со сверстниками, плаксивости, капризах, трудностях при расставании с родителями, тревожности, замкнутости, застенчивости. Ребята стали более самостоятельными, смелыми, активными, жизнерадостными, менее капризными и беспокойными, научились менее эмоционально воспринимать неудачи. Научились выражать эмоции при помощи мимики и жестов, появилось больше доверия к окружающим.
Литература:
- Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. СПб.: Питер, 2003. -- 464 с. илл. "Мастера психологии".
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. - М.: Академия, 2001. -117 с.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. М.: Генезис, 2001.- 98 с.
- Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет / Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. Ярославль: Академия развития, 2004. -- 160 с. илл. "Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем".
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 2001. -- 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
- Рылеева Е.В. Путешествие в мир эмоций: Демонстрационные материалы для фронтальной работы. Раздаточные материалы для индивидуальной работы. Педагогическая технология "Открой себя". М.: ЛИНКА-ПРЕСС. 2000.
- Шишова Т. Застенчивый невидимка. Как преодолеть детскую застенчивость: эмоционально развивающие игры и задания. М.: Изд. дом "Искатель", 2007.
- Шишова Т. Страхи -- это серьезно. Как помочь ребенку избавиться от страхов: эмоционально развивающие игры и задания. М.: Изд. дом "Искатель", 1997.
- Клюева Н.В. , Касаткина Ю.В. Учим детей общению.
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет.
- Ю.П Гиппенрейтер Общаться с ребенком. Как? ЧеРо, СФЕРА; Москва; 2003г.
- А. Фабер, Э. Мазлиш Свободные родители, свободные дети. - М. : Эксмо, 2012. - 320
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами.
Игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранен...

Педагогическая программа по направлению "Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр" уникативных игр
Так как в современное время педагоги и родители все чаще с тревогой замечают, что многие дети испытывают серьезные затруднения в общении со сверстниками. Нашему обществу нужны люди...

Консультация для родителей. «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр»
В возрасте 2-3 лет для детей общение со сверстниками становится потребностью и приобретает огромное значение в формировании личности.Поэтому так важно с двух лет начинать учить детей общатья друг с др...

План самообразования 2022-2023Тема: «Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр».
Коммуникативные игры – это совместная деятельность детей и взрослых, это способ взаимного сотрудничества, где партнёры находятся в позиции «на равных», где учитываются особенности и ...

Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредствам коммуникативных игр
Общение является одним из условий психического развития ребенка.Оно сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности:учебу, труд, игру, социальную ориентацию и т.д.В процессе коммуникативн...

Самообразование на тему: " Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр".
Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытывать психологическую нагрузку. Для ребенка нет ничего важнее психологического...

"Обеспечение эмоционального благополучия детей раннего возраста посредством коммуникативных игр".
Коммуникативные игры с куклами-марионетками в раннем возрасте — это увлекательный и эффективный способ развития эмоционального интеллекта, социальных навыков и речевых способностей у детей. Таки...
