«Фотоальбом как средство достижения благополучной адаптации детей раннего возраста в детском саду»
методическая разработка (младшая группа)

Адаптация ребёнка к новым для него условиям  среды это тяжёлый и болезненный процесс.  При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс. Время такого приспособления для каждого ребенка может быть абсолютно разное. Некоторые дети переносят этот период легко, за 5-7 дней, у других возникают трудности и требуется для этого месяцы. Поэтому необходимо помочь детям преодолеть стресс и успешно адаптироваться в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fotoalbomy.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

«Фотоальбом как средство достижения благополучной адаптации детей раннего возраста в детском саду»

Цель: создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Задачи:

- формировать представления детей о родственных отношениях в семье и о своей социальной роли;

- формировать умения отражать собственные впечатления, представления о событиях своей жизни в речи, составлять с помощью взрослого 2-3 предложения «из личного опыта»;

-стимулировать интерес и внимание детей к изображениям различных эмоциональных состояний человека;

-расширять словарный запас, связанный с их эмоциональным, бытовым, предметным и игровым опытом;

-развивать диалогическую форму речи детей, поддерживать инициативные диалоги между ними, стимулируя их, создавая коммуникативные ситуации, вовлекая детей в разговор по ситуациям, изображенных на фотографии.

Адаптация ребёнка к новым для него условиям среды это тяжёлый и болезненный процесс. При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс. Время такого приспособления для каждого ребенка может быть абсолютно разное. Некоторые дети переносят этот период легко, за 5-7 дней, у других возникают трудности и требуется для этого месяцы. Поэтому необходимо помочь детям преодолеть стресс и успешно адаптироваться в детском саду.

В процессе работы с детьми раннего возраста у нас появилась очень интересная задумка, как сделать пребывание малыша в детском саду более комфортным – мы решили создать необычные фотоальбомы, составив план и распределив задания, мы сразу же приступили к исполнению нашей идеи.

Мы представляем вам первый фотоальбом «Наш любимый детский сад».

Для того, чтобы ребенок еще до прихода в детский сад составил о нем представление и шел в группу, как уже в знакомое место, мы подготовили адаптационный фотоальбом.

Цель: формирование положительного отношения к детскому саду и навыков общения со сверстниками, быстрое и безболезненное освоение новой среды.

Задачи:

1.Знакомство ребёнка с детским садом. Рассматривая альбом, ребёнок ещё до прихода в детский сад составляет о нём своё представление и приходит в учреждение как в уже знакомое место.

2. Улучшение процесса психологической адаптации. Снижение уровня тревожности, создание комфортной среды, формирование социальной коммуникабельности.

3.Оптимизация процесса физиологической адаптации. Снижение уровня заболеваемости воспитанников через постепенное знакомство ребёнка с детским садом, повышения уровня физической культуры детей.

Ребёнок чувствует себя уверенно и комфортно в детском саду тогда, когда узнает и поймет, какие люди его окружают и в каком помещении он будет находиться.

Работу с этим фотоальбомом мы начали с оформления страниц, обложки, переплёта, подбор фотографий и текста подписей под ними.

Заранее узнав у родителей, какого героя предпочитает их ребёнок, мы делаем его сопровождающим по нашему альбому, например, Маша из всем известного мультфильма «Маша и Медведь» предлагает малышу провести знакомство с нашим детским садом, группой.

Для рассматривания дома фотоальбома «Наш любимый детский сад» мы приготовили рекомендации для родителей:

- Просматривать альбом вместе с ребёнком. Можно рассказать, что ходили в детский сад и герой альбома, например Зайчонок, передал привет для малыша в этот альбом и предложил познакомиться с новой группой и новыми ребятами.

- Читать текст подписей под фотографиями. Это можно делать только в те моменты, когда у ребёнка хорошее настроение.

- Просматривать не более 2–3 фотографий за один раз.

- Рассказывать ребёнку о приятных воспоминаниях, связанных с детским садом.

Следующий альбом это - «Семейный фотоальбом»

Цель: создание эмоционального комфорта, психологического благополучия и ускорение адаптационного периода ребёнка в детском саду.

Задачи:
- вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность);
- познакомить детей с понятиями «семья», «имя», «фамилия»;
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;
- вызвать интерес к собственному имени;
- способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Мы предложили родителям оформить дома для своего ребёнка семейный фотоальбом, ведь, именно, фотографии из дома – это важнейшая поддержка для ребёнка, символ присутствия родителей, их любви. Дети ощущают как бы «живое» присутствие родных. Перед тем, как создавать семейный фотоальбом, мы предложили родителям некоторые рекомендации, например, фотоальбом может быть10\15, в мягкой обложке, на первой странице фото ребёнка, можно воспользоваться вопросником для заполнения альбома.

Какие функции выполняет семейный фотоальбом?

  1. Это совместная деятельность мамы и ребенка.

Во время совместного изготовления альбома, ребенок принимает активное участие в его создании, он может, например, помочь приклеить фотографию, или нарисовать что он любит.

  1. Когда ребенок впервые приходит в группу детей детского сада, ему бывает не всегда уютно и даже иногда страшно остаться без мамы, поэтому альбом, как частичка семьи, которую он прижимает к себе, будет поддержкой и опорой.
  2. Это большая помощь воспитателям группы для лучшего знакомства с семьей и самим ребенком (узнаём о семейных ценностях, увлечениях, что ребенок знает, что уже умеет, любит и т.д.)
  3. Налаживание контакта, взаимодействия воспитателя с ребенком (совместное рассматривание альбома, общение с ребенком на близкую ему тему, создание положительных эмоций).
  4. Налаживание контакта, взаимодействия с другими детьми (показывает альбом детям, рассказывает, какие есть животные дома, где были с мамой, что делали с папой и т.д.)
  5. Семейный фотоальбом - это своеобразный мостик между семьёй и детским садом.

В детском саду фотоальбомы можно использовать не только в период адаптации ребёнка, но и в самостоятельной деятельности детей, в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности.

Чтобы сделать фотоальбом более интересным, захватывающим для ребёнка, вот несколько рекомендаций:

  • Добавить интерактивные элементы. Это могут быть открывающиеся окошки и конверты, кармашки, элементы для рисования и заметок.
  • Использовать разные по размеру фотографии. Крупный план, общий план, детали и макроснимки сделают просмотр альбома увлекательным.
  • Добавить отпечатки. Можно использовать пальчиковые краски, чтобы сделать отпечатки частей тела ребёнка.
  • Добавить описание. Можно указать значение имени ребёнка или историю, почему его так назвали. Также можно написать меню малыша и разместить фото ребёнка во время кормления.
  • Сделать разворот о любимых местах. Можно снимать ребёнка в разных ракурсах: в движении, в покое, в окружении игрушек.
  • Украсить обложку. Можно использовать красивые мелочи, вещи, например, ленту с амулетом или жёлтые кленовые листья. На обложке можно поместить красивую надпись.
  • Забавные выражения и слова. Можно составить словарик забавных, интересных слов или выражений и что они обозначают.

В дальнейшем мы планируем разработать и сделать новые фотоальбомы для детей и родителей такие, как «Растём сильными и здоровыми», «Наши праздники в детском саду».

В течении года наши фотоальбомы мы будем пополнять фотографиями детей, достижениями, интересными высказываниями, рассказами. К выпускной группе накопится много фотоматериала, который станет для ребят незаменимыми воспоминаниями о жизни в детском саду. Это будет приятно и детям, и родителям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказки с движениями" как средство облегчения адаптации детей раннего возраста в детском саду

В данном файле содержится обобщение опыта работы с детьми раннего возраста, проходящими период адаптации в детском саду. Данный материал включает в себя описание способа применения доступных и хорошо ...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду

Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду...

Консультации для родителей «Адаптация детей раннего возраста в детском саду», "Закаливание детей раннего возраста", "Пальчиковые игры с детьми раннего возраста"

С чего  начинается детский сад? Как  это не странно, садик начинается с расставания, с прощания с мамы с малышом, с того момента, когда он остается один на один с чужой тетей и незнакомыми р...

Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду «Игры в период адаптации ребенка к детскому саду»

Адаптация детей раннего возраста Закончился доясельный патронаж. И вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – пер...

«Музыка как средство для адаптации детей раннего возраста к детскому саду»

Данная статья раскрывает вопросы успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада средствами музыки....

Игровая терапия, как средство успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду

Игровая терапия, как средство успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду...