«Музыка как средство для адаптации детей раннего возраста к детскому саду»
статья

Незговорова Юлия Юрьевна

Данная статья раскрывает вопросы успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада средствами музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_nezgovorovoy_yu.yu-doo_no11.doc52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Незговорова Юлия Юрьевна

МАДОУ «Детский сад №11 «Семицветик»

Сормовского района, г. Нижнего Новгорода музыкальный руководитель

603050, ул. Василия Иванова, д. 21А.

y.nezgovorova@mail.ru

226-53-94

«Музыка как средство для адаптации детей раннего возраста

к детскому саду»

Данная статья раскрывает вопросы успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада средствами музыки.

Одним из критериев Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Но здесь возникает проблема - ребёнок в адаптационный период находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский сад, естественно, является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Ребёнок раннего возраста не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания. Проблема эмоционального развития исследовалась многими психологами и педагогами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Е.А. Флёрина, Т.А. Маркова и др.)

Цель - создать для каждого малыша эмоционально комфортные условия, помочь с помощью музыки преодолеть эмоциональное напряжение и успешно адаптироваться к новой среде детского сада.

Для маленького человека нет ничего важнее эмоционального благополучия. И здесь уникальным ресурсом решения проблемы выступает музыка и момент её появления в жизни и развитии ребенка. Использование этого ресурса, системного подхода в организации адаптации детей – позволяет  детям значительно легче перенести период адаптации.

Проблема адаптации детей к условиям детского сада всегда была актуальна. Процесс привыкания ребёнка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребёнка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития. Необходим постепенный переход ребёнка из семьи в дошкольное учреждение, что обеспечит оптимальное течение адаптации.

Моя роль, как музыкального руководителя, в период адаптации не только музыкальная. В течение месяца (в зависимости от контингента новичков, от времени формирования группы и её состава) я регулярно посещаю группу, где только наблюдаю за детьми, пытаясь наладить контакт. Многие дети относятся сначала с недоверием, настороженно. Некоторые дети плачут, тяжело переживая утреннее расставание с родителями. Каждое моё появление в группе - сюрпризный момент. Наше общение с детьми строится в игровой форме. Вместе со мной, чередуясь,  «приходят»  игрушки: собачка, киска, зайка, кукла. Для детей раннего возраста игрушка – настоящий, воодушевлённый персонаж, которому он доверяет. Такие игровые приёмы, как общение через игрушку, помогают успокоить малышей, проявить к ним максимальную чуткость:  через касание (“Дай ладошечку, моя крошечка”), поглаживание (Игра “Кошка и котята”), ласковую интонацию, улыбку. Утешить ребёнка помогают такие игровые приёмы, как: уложить куклу спать (исполняется колыбельная); угостить кошечку молочком (сложив из рук “блюдечко”), покормить зайчика – морковкой (пропев народную песенку). Взрослый, в свою очередь, играет роль “наблюдателя”, что помогает вытащить малыша из “скорлупы” недоверия.

Так как малыши очень любят играть в «Прятки» (ку-ку), помогает и сюрпризный момент с прятаньем (за платочек, поиск спрятанного предмета), которое вызывает восторг. Эта радость переживается и при виде театра кукол «Би-ба-бо».

У воспитателей получаю сведения об особенностях каждого ребёнка, помогаю им в режимных моментах, подбирая музыкальное сопровождение (во время утреннего приёма детей – музыка радостная, спокойная; во время подготовки ко сну  звучат колыбельные; во время подъёма – музыка спокойная, оптимистичная).

Когда приходит понимание того, что я перестала быть чужой для малышей, делаю первые шаги сближения через коммуникативные игры («Дай ладошечку»), пение потешек, через знакомство с новыми игрушками, через музыкально-игровые приемы и т.д.  

На данном этапе общения с детьми происходит непроизвольное приобщение к певческой и музыкально-ритмической деятельности. Весь исполняемый взрослыми песенный репертуар звучит без музыкального сопровождения, «с голоса».

Малыши очень малы, многие ещё не говорят, но слышат, как для них поют. Появляется первый отклик, первое участие ребёнка в пении: это подговаривание «Да», – то, что ему по силам. Вслед за подговариванием идут звукоподражания. В текстах песен о кошке, собачке и т.д. есть слова, воспроизводящие звуки животных: ав, мяу и т.д. Малыши любят такие песни (они просты и понятны), и вместе со взрослым охотно звукоподражают в нужном месте текста.

Некоторые дети начинают пытаться подпевать, участвовать в игровых моментах, подтанцовывать, но в основном ещё только слушают, наблюдают. Моя задача в этот период – научить детей слушать меня и пробудить зачатки желания подражать.

Очень помогают вовлечь детей в музыкально-игровую деятельность такие игры как: «Чудесный мешочек», «Волшебная коробочка», «Музыкальная корзинка», откуда дети могут самостоятельно достать либо музыкальные инструменты, либо музыкальные игрушки или игровые персонажи, могут послушать, что шумит или гремит в коробочке. Доставая тот или иной предмет из мешочка, коробочки, корзинки, происходит первое знакомство со свойствами предметов, со звуком. Дети слушают звук погремушки, бубна, колокольчика, металлофона. В сопровождении голоса и этих инструментов мы поем и играем. Теперь уже дети воспринимают мой приход в группу с радостью, могут просто подбежать и обнять. Значит этап «приручения» закончен, и наступает период  отправляться в музыкальный зал.

Здесь вновь более тревожные дети начинают проявлять волнение. Знакомство с музыкальным залом так же проходит в игровой форме. Уже знакомая собачка, или кукла приглашают ребят к себе в гости. По пути в музыкальный зал, мы представляем, что едем на поезде, сопровождая своё передвижение простыми, доступными для подражания звуками «ту-ту», «чух-чух».

Наступает новый этап знакомства детей с музыкой. Как правило, несколько первых занятий у некоторых детей появляется тревожность. С осторожностью происходит знакомство с фортепиано. Потом у  детей повышается интерес к происходящему, и они снова становятся активными в музыкально-игровом процессе.

Игровая форма занятий становится основной. Мы «гуляем» и пляшем, превращаемся в листочки, цветочки, имитируем движения зайчиков, мишек, ищем любимые игрушки, танцуем и поём для них.

К середине учебного года у детей уже имеется достаточный запас музыкальных впечатлений и игровых умений, развита эмоциональная отзывчивость и музыкальная активность. Дети с удовольствием идут на музыкальные занятия.

Родителям рекомендую прослушивать музыкальные произведения вместе с детьми дома. Считаю это необходимым для установления контакта между взрослым и ребёнком. 

Таким образом, можно сделать вывод, что музыка помогает детям осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний. Музыкальные занятия у детей вызывают постоянный интерес. Они ищут источник звучания, ждут звуки музыки при виде металлофона, колокольчика или других музыкальных инструментов. Песни разного характера вызывают у детей различный эмоциональный отклик. У некоторых это эмоциональное состояние в связи с музыкой проявляется особенно ярко. Именно поэтому считаю, что музыка - наиболее эффективное средство для успешной  адаптации ребёнка к детскому саду.


Список литературы

1. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006.

2. Выродова И.А. Музыкальные игры для самых маленьких. – М.: Школьная Пресса, 2007.

3. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. под ред. Ветлугиной Н.А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии. – Ростов-н/Дону: Феникс, 2008.

4. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста. // Дошкольное воспитание. - 2006. -№1.

5. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации / Дошкольное воспитание. – 2006. – № 3-4. с. 46 – 51.

6.   Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: «Академия», 2007. – 336 с.

7. Эльконин Д. Б. Детская психология. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 384 с.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (посл.ред).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сказки с движениями" как средство облегчения адаптации детей раннего возраста в детском саду

В данном файле содержится обобщение опыта работы с детьми раннего возраста, проходящими период адаптации в детском саду. Данный материал включает в себя описание способа применения доступных и хорошо ...

Применение сенсорных дидактических игр как средства успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Применение сенсорных дидактических игр  как средства успешной адаптации  детей раннего возраста к условиям детского сада...

Адаптация детей раннего возраста детскому саду.

Детский сад- большое испытание для малыша. Поэтому на данный момент очень актуальна тема адаптации детей раннего возраста в детском саду. От того, как взрослые подойдут к ребенку и как воспитатели смо...

ИГРЫ В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

В материалах описывается работа по сенсорному развитию детей 1и 2 группы раннего возраста. Которая помогает успешно пройти период адаптации к детскому саду....

Игровая терапия, как средство успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду

Игровая терапия, как средство успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду...