ИГРЫ В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
статья (младшая группа)

В материалах описывается работа по сенсорному развитию детей 1и 2 группы раннего возраста. Которая помогает успешно пройти период адаптации к детскому саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 373.21

М.О. Шебалина

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17», г. Бийск, Россия

ИГРЫ В СЕНСОРНОЙ КОМНАТЕ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ  ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Аннотация. Статья посвящена вопросам адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста и игровой деятельности в сенсорной комнате. В статье представлено описание построения игровой среды в сенсорной комнате для эффективного решения задач по профилактике психофизических и эмоциональных нагрузок и созданию положительного эмоционального состояния младших дошкольников в детском саду.

Ключевые слова: адаптация, сенсорная комната, игровые сеансы, занятия с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Первый месяц посещения детского сада – это очень важный период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт общения в коллективе сверстников и незнакомых взрослых. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них эмоционально реагирует на детский сад капризами и плачем. Адаптация ребенка к новым для него условиям среды – тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и, возможно, приводящий к стрессу. Длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести:

- к физиологическим нарушениям (повышение температуры и давления;

- ухудшение аппетита,  уменьшение веса, временная остановка роста;

- снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний; увеличение нервозности; ухудшение сна; падение уровня речевой активности, сокращение словарного запаса);

-  к эмоциональным нарушениям (слезливости,  капризности, подавленному состоянию,  у одних детей; возбудимости, гневливости, агрессивным проявлениям у других);

- изменениям в поведении, таким как упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лень.

Дети как бы возвращаются на более ранние ступени развития: их игры становятся более примитивными, не могут пребывать без мамы даже дома, начинают бояться чужих людей. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка ограничены, поэтому резкий переход в новую социальную среду, пребывание в стрессовом состоянии длительное время может привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Поэтому необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в детском саду.

Эффективность процесса адаптации зачастую зависит от условий, которые создадут для малыша педагоги и родители. Успешность умственного, физического, эстетического, эмоционального  воспитания малышей в значительной степени зависит от уровня их сенсорного развития, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Педагогами нашего сада, совместно с администрацией была оборудована сенсорная комната. Целью, которой является:

  •  профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
  • создание положительного эмоционального состояния;
  • облегчение состояния тревожности, нормализация нервного возбуждения;
  • формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии;
  • развитие позитивного общения детей;
  • формирование восприятия цвета и звука;
  • развитие внимания и оригинальности мышления.

Сенсорная комната делится на две зоны: темная и светлая. Темная зона комнаты – помогает расслабиться и снять напряжение. Упражнения в сухом бассейне, звуки водного фонтана в сочетании с тихой и приятной музыкой способствуют релаксации. Светлая зона сенсорной комнаты – место для занятий и дидактических игр. В активной зоне можно выполнять упражнения для развития органов чувств, коммуникативных навыков и физического здоровья. Здесь педагоги часто используют пузырьковую колонну, сенсорные дорожки, столы для рисования песком или фиброоптические светящиеся волокна.

Пространство сенсорной комнаты состоит из игровых центров и центров развития психических процессов, зрительной моторики, слуха, умственных способностей.

Инновационная работа ведется на основе новейших методик и технологий, позволяющих обеспечить личностно-ориентированный подход в воспитательно-образовательном процессе. Педагоги используют следующие методики и технологии:  песочная терапия, ароматерапия, мнемотехника. Центр развития —  интеллектуальные игры, игры М. Монтесори, бизиборд, мягкие модули (геометрические формы), аромонабор «Знатоки ароматов», тактильные мешочки, волшебные пальчики.

В сенсорной комнате имеется специальное оборудование для осуществления развивающей деятельности:

- «Сухой бассейн» — удовлетворяет потребность ребенка в гармоничных движениях, стимулирует его поисковую и творческую активность, снижает уровень психоэмоционального напряжения, полезность сухого бассейна очень высока. Это место, для игр и отдыха детей, способствует улучшению деятельности сердечно-сосудистой системы ребенка, его центральной нервной системы. Сухой бассейн оказывает положительное влияние на органы дыхания, улучшение деятельности опорно-двигательного аппарата. Занятия в сухом бассейне дают отличный массажный эффект, тем самым улучшая в организме обмен веществ и кровообращение. Безусловно, все это, заставляет защитные силы организма активно работать, поэтому занятия в таких бассейнах оказывают как профилактическое, так и лечебное действие при различных заболеваниях.

Знакомство с сухим бассейном самое увлекательное, из всего предложенного оборудования комнаты. Медвежонок  рассказывает, что он живет в бассейне, но бассейн этот не в простой. Его бассейн чудесный, волшебный, в нем можно купаться, но всегда остаешься сухим. А еще в его бассейне собрались разные настроения, кто из детей может сказать, какое настроение спряталось в синем шарике, а в красном? Так перебираются все цвета шариков, какие есть в бассейне. Детям предлагается забираться в бассейн по двое, но для этого им надо решить, кто с кем будет играть в бассейне. Если дети сами не вспомнят считалочку, то Медвежонок предложит им свою. Перед тем, как дети заберутся в бассейн, Медвежонок рассказывает им о своих правилах:

- не садиться на бортики,

- не прыгать в бассейн,

- не ругаться и не обижать друг друга.

Если же кто-то будет нарушать его правила, то в следующий раз Медвежонок не позовет ребенка к себе в гости.

-  Камин – имитация пламени, используется для расслаблении, стабилизации эмоционального состояния.

- Игровой «сухой дождь» — способствуют освоению и совершенствованию двигательных навыков. Ленты стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию  пространства и своего тела в этом пространстве.

-   Звездный дождь — пучок из светооптических волокон, изменяющий цвет по всей длине волокна. Изменяющиеся цвета обладают успокаивающим эффектом и в то же время активизируют познавательный опыт детей, концентрируют внимание. Яркий свет стимулирует зрительное восприятие.

- Пузырьковая лампа воздействует на органы восприятия, вестибулярные рецепторы и снимает психоэмоциональное напряжение. Очень интересно наблюдать за плавающими рыбками, то позволяет отвлечь детей от грустных мыслей.

Во время включения пузырьковой лампы, дается время свободно исследовать ее работу, затем детям задаются вопросы, что делает каждая кнопка, что делает зеленая, красная, зелена, синяя, оранжевая.

Затем детям предлагается всем вместе поиграть в игру «Нажми кнопку». Ведущий (воспитатель) прикасается к плечу ребенка и называет цвет кнопки, которую должен нажать ребенок.

Также во время работы с пузырьковой лампой часто используется  такие игры как:

«Веселые Рыбки»

Цель. Создавать радостное настроение, развивать воображение.

Ход. Дети наблюдают за движениями рыбок, изменением цвета воды, обращают внимание на   цвет воды, определяют,   что  у рыбок веселое настроение. Затем   стремятся передать их движения в танце.

Вариант 2. Наблюдают за одной определенной рыбкой и рассказывают о ней.  

Цель. Стимулировать и развивать умение соотносить цвет с настроением, развивать мышление и воображение.      

Ход. Дети наблюдают за изменениями цвета воды и рассказывают, какое настроение вызывает тот или иной цвет, как меняется его настроение после наблюдения за цветом  воды.

- Зеркала отражают эмоциональное состояние ребенка, способствуют развитию мимики.

- Мягкое покрытие пола (ковёр), подушки оказывают приятное, расслабляющее действие, обеспечивают возможность удобной позы, мягкой поддержки, сенсорные дорожки «кочки» — напольные сенсорные дорожки, воздействуя на рецепторы стопы, стимулируют внутренние органы, способствуют профилактике плоскостопия, закаливанию организма, оказывают оздоровительный эффект.

- Сенсорная тропа для ног – это дорожка из линолеума, на которой  закрепляются разные по фактуре «куски». Разнообразие ощущений делает хождение по дорожке увлекательным. Используется для снятия тревожности, развития умения передавать эмоции и ощущения в речи.

Используют   различные тропы (ребристая дорожка, дорожка со следами, тропа с различными наполнителями). Ребенок  проходит по тропинке, определяет, что чувствовали   его  ноги, какие чувства испытывал сам  ребенок.

- Песочный стол с электронной подсветкой. Рисование песком – развивает фантазию, творческие способности, мелкую моторику, благотворно влияет на психо-эмоциональное состояние дошкольников.

Во время работы с песочными столами малыши любят строить ландшафты из песка и заселять его различными жителями, разыгрывают воображаемые сюжеты.

- Каждый день ребят встречает медвежонок – мягкая игрушка, которую дети рады видеть и с его помощью легко знакомятся с окружающей средой, другими детьми и конечно взрослыми, сотрудниками детского сада.

- Песенки из любимых мультфильмов и расслабляющая музыка. Шум водопада, и музыка дождя все это, безусловно,  поднимает настроение, что очень важно в период адаптации.

Работа в сенсорной комнате проводится в форме игровых сеансов, которые включают в себя:

- игровую мотивацию,

- пальчиковые игры,

- речевые игры,

- коммуникативные игры,

- артикуляционные упражнения,

- дыхательная гимнастика,

- подвижные игры,

- упражнения на релаксацию.

Нами было отмечено, что оборудование комнаты положительно влияет на эмоциональное состояние детей, успокаивает после ухода родителей.

Проводя игровые сеансы в сенсорной комнате, мы пришли к следующим результатам:

  • дети полностью адаптированы к условиям детского сада,
  • уровень познавательного развития соответствует программным требованиям (основной образовательной программе дошкольного образования),
  • у детей сформированы кругозор и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, свойства предметов) – в соответствии с возрастом,
  • у детей сформированы представления о положительных и отрицательных эмоциях;
  • дети способны к саморегуляции собственных действий и готовы к совместной деятельности со сверстниками,
  • дети становятся более общительны, могут договариваться, устанавливать новые контакты, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
  • дети эмоционально отзывчивы, проявляют положительное отношение к себе, другим людям, окружающему миру;
  • проявляют позитивные установки к различным видам игры и творчества.

Первые дни пребывания в детском саду самые сложные. Используя преимущества сенсорной комнаты, такие как необычная обстановка, релаксационные возможности, отвлеченность от стрессовых факторов внешнего мира, масса положительных эмоций, значительно снижают эмоциональное напряжение и являются мощным антистрессовым фактором в период адаптации ребенка к условиям детского сада.

Таким образом, проведенная нами работа подтвердила предположение, что работа в сенсорной комнате облегает процесс адаптации и значительно сокращает ее сроки. Это значит, данная деятельность является актуальной и необходимой.

Библиографический список

  1. Карпиевич А.И. Сенсорная комната как средство профилактики дезадаптации детей к условиям детского сада [Электронный ресурс]  / А.И. Карпиевич – Адрес доступа:  https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/04/20/sensornaya-komnata-kak-sredstvo-profilaktiki-dezadaptatsii-detey-k        
  2. Рыжикова О.А. Адаптация ребенка в детском саду [Электронный ресурс]  / О.А. Рыжикова – Адрес доступа:          https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2020/01/23/adaptatsiya-rebyonka-v-detskom-sadu-0

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

МУЗЫКОТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА.

Музыкотерапия – это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затрудне...

Игра, как средство легкой и успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Адаптация к условиям дошкольного учреждения трудный период для детей, их родителей и педагогов. В первое время малыши испытывают эмоциональное напряжение, вызванное разлукой с близкими, сменой предмет...

Игра, как средство легкой и успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Адаптация к условиям дошкольного учреждения трудный период для детей, их родителей и педагогов. В первое время малыши испытывают эмоциональное напряжение, вызванное разлукой с близкими, сменой предмет...

Применение сенсорных дидактических игр как средства успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Применение сенсорных дидактических игр  как средства успешной адаптации  детей раннего возраста к условиям детского сада...

Выступление на ГМО "Коммуникативные игры как средство адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада"

    На современном этапе отмечаются повышение возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3 лет и усиление образовательной нагрузки в период дошкольного детств...