Проект "Молодая семья"
проект

Путнина Татьяна Альфредовна

Семья - полноправный участник воспитательно-образовательного процесса. Поддержка молодых семей в приобретении опыта воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_semya.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ  «Молодая  семья»

Участники проекта: педагог-психолог,  воспитатели группы.

Тип проекта: информационный, игровой.

Длительность: продолжительный.

Актуальность: Разработчики проекта рассматривают семью, как полноправного участника воспитательно-образовательного процесса. Вопросы воспитания детей раннего возраста – это, прежде всего, вопросы молодой семьи. Большинство родителей не имеют достаточно глубокого представления о жизни ребенка в детском саду, о закономерностях его психического развития, не владеют элементарными знаниями в области воспитания и обучения своих малышей. Таким образом, эта проблема потребовала от нас разработки новых форм взаимодействия семейного и общественного воспитания, целью которых являлось бы повышение психологических знаний и педагогической культуры молодых родителей.

Цель: повышать роль и активность семей, помочь молодым супругам в приобретении опыта воспитания детей, совершенствовать систему психолого-педагогической поддержки.

Задачи:

  • Преодолеть барьер недоверия родителей к ДОУ.
  • Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей раннего возраста.
  • Пропагандировать положительный опыт семейного воспитания.
  • Осуществлять адаптационные меры при переходе детей из домашней среды в ДОУ.
  • Сплотить родительский коллектив.
  • Установить доверительные отношения между семьей и ДОУ.

Этапы  проекта  «Молодая  семья»

1 этап  - подготовительный: постановка цели и задач, определение методов и приемов работы, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов, составление плана встреч с родителями.

11 этап – организация и проведение совместных мероприятий с участием педагогов, детей и их родителей, для обогащения «общей копилки» опыта взаимодействия семьи и ДОУ.

111 этап – обобщение результатов работы, их анализ, выводы, выявление новых форм взаимодействия, постановка новых целей. Выстраивание перспективы продуктивного сотрудничества. 

Результативность программы.

    Привлечение родителей к работе с детьми создает дополнительные возможности для всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Родителям дается возможность:

  • Наблюдать за своими детьми на фоне сверстников, что позволяет лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы воспитания.
  • Оценить достижения своих детей и гордиться ими.
  • Поработать в профессиональной сфере, что может побудить к получению  знаний.
  • Установить доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада.

Со стороны детей:

  • Присутствие и участие родителей в совместных мероприятиях доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам.
  • В сознании детей возникает позитивная связь между семьей и детским садом.
  • Знакомство с другими взрослыми расширяет социальный опыт и дает положительные модели для подражания.

Педагоги  имеют  возможность  использования увлечений, знаний, интересов родителей в процессе занятий с детьми, закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий и игр дома.

ПЛАНИРОВАНИЕ  РАБОТЫ   С  РОДИТЕЛЯМИ

Тематика  мероприятий

Форма проведения

Сроки

Ответствен-ные

1.

«Родитель-это звучит гордо»

Беседа

август

Зам.ВМР

2.

«Адаптируемся вместе»

Практикум

Анкетирование

сентябрь

Психолог, воспитатели

3.

«Растим малыша здоровым»

Консультация

октябрь

Ст.медсестра

Педиатр

4.

«Самопознание, самосознание, самоутверждение»

Психологический практикум

ноябрь

Психолог

5.

«Мотивы детской истерики»

Тренинг

декабрь

Психолог

6.

«Игра в жизни ребенка раннего возраста»

Консультация

январь

Воспитатели

7.

«Ладушки-ладушки»

(о развитии мелкой моторики)

Консультация

Выставка пособий

февраль

Психолог

8.

«Поговори со мною, мама»

(о развитии речи)

Круглый стол

март

Зам.ВМР

9.

«В царстве упрямства и капризов, или Кризис трех лет»

Практикум

апрель

Психолог, воспитатели

10.

Итоговое заседание (эффективность

деятельности, анализ работы)

Круглый стол

май

Зам.ВМР

Психолог

Воспитатели

Тема:  «РОДИТЕЛЬ – ЭТО  ЗВУЧИТ  ГОРДО»

ЦЕЛЬ:

  • Познакомить родителей с их правами и обязанностями по отношению к детям.
  • Дать характеристику основным типам семейного воспитания.
  • Ознакомить с приоритетными направлениями и перспективами развития семейной политики в городе.

ПЛАН:

  1. Обращение к родителям (информация о проекте: цели, задачи, планы).
  2. Характеристика типов семейного воспитания (беседа).
  3. Знакомство с нормативно-правовой базой семьи (Закон РФ «Об образовании», Семейный кодекс, Конвенция о правах ребенка).
  4. Встреча со специалистами  детского сада.

Тема:  «АДАПТИРУЕМСЯ   ВМЕСТЕ»

ЦЕЛЬ:

  • Познакомить родителей с возрастными особенностями детей раннего возраста.
  • Обозначить основные проблемы адаптации детей к детскому саду и наметить пути их решения.

ПЛАН:

  1. Приветствие.
  2. Беседа о психическом и физическом развитии ребенка раннего дошкольного возраста и об особенностях его пребывания в ДОУ.
  3. Игровое упражнение. Продолжить фразу: «Чтобы обеспечить успешную адаптацию, нужно…» (родителям предлагается ответить на вопрос с точки зрения ребенка, воспитателя, родителя).
  4. Родители совместно с педагогом вырабатывают способы решения обозначенной проблемы .
  5. В завершение родителям предлагаются памятки с рекомендациями тактики поведения родителей в адаптационный период..
  6. Рефлексия.

Тема:   «РАСТИМ   МАЛЫША  ЗДОРОВЫМ».

ЦЕЛЬ:

  • Пропагандировать здоровый образ жизни.
  • Изучить особенности отношения к здоровью в семье.
  • Дать характеристику состояния здоровья ребенка в адаптационный период.
  • Пополнить знания родителей о способах укрепления здоровья малыша.

ПЛАН:

  1. Приветствие.
  2. Дискуссия на тему «Что такое здоровье, здоровый образ жизни?»
  3. Родителям (по желанию) предлагается поделиться опытом по формированию культуры здоровья в семье (положительный пример родителей, правильное питание, нетрадиционные методы укрепления здоровья и т.п.).
  4. Консультация врача «Особенности питания ребенка в адаптационный период».
  5. Рефлексия.

Тема:   «ПРАВИЛА  ЖИЗНИ  МОЕГО  РЕБЕНКА»

ЦЕЛЬ:

  • Повышение родительской компетенции в понимании потребностей ребенка младшего дошкольного возраста.
  • Помочь родителям исследовать собственную способность смотреть на мир глазами ребенка.

ПЛАН:

  1. Приветствие.
  2. Рисуночное упражнение, где взрослым предлагается изобразить в виде метафоры свой выбор способа родительского поведения в ситуациях , когда ребенок готов «свести с ума» (осуждение результатов).
  3. Решение педагогических ситуаций. Выбрать из предложенного списка правил в семье одно, обосновать свой выбор (дается на карточках).
  4. Игровое упражнение «Пойми меня». Родителям предлагается понять эмоциональное состояние, потребность ребенка по описанию его позы, жестов:  * ребенок стоит, заведя руки за спину и сильно сжимая одной рукой другую;  * ребенок грызет кончик карандаша; трогает спинку стула и раскачивает его, но не садится; топчется, перебирает ногами;  * ребенок сидит, придерживая свешивающуюся голову, глаза полузакрыты, внешне заторможен.
  5. Обсуждение  памятки.

Тема:   «МОТИВЫ   ДЕТСКОЙ   ИСТЕРИКИ».

ЦЕЛЬ:

  • Изучение мотивов детского поведения.
  • Обогащение навыков рефлексии собственной  воспитательной позиции в общении с ребенком.

ПЛАН:

      Приветствие.

  1. Гипотеза: «Большинство современных родителей не могут выносить истерики ребенка».  Так ли это? Поучаствуем в экспериментах. Родителям раздаются листы бумаги, разделенные пополам. В одной части указываются качества, которыми должен обладать идеальный родитель, в другом – качества реального родителя. Полученные результаты обсуждаются.
  2. Дискуссия: «Истерики взрослого – это, как правило, способ манипулирования и эмоционального шантажа, а истерики ребенка – это…». Придумать метафору взаимодействия взрослого с ребенком в состоянии истерики.
  3. Обсуждение тезиса: «Детские истерики как воспитательное средство для родителей, развивающее у них выдержку, терпение и мудрость».
  4. Нарисовать  «кривую»  истерики :
  1. концентрация эмоциональной  энергии;
  2. эмоциональный выброс;
  3. спад  эмоциональной энергии.

Как при этом лучше вести себя взрослому?

Тема:  « ИГРА  В  ЖИЗНИ  РЕБЕНКА  РАННЕГО  ВОЗРАСТА»

ЦЕЛЬ:

  • Изучить влияние  совместных игр в семье на развитие личности ребенка.
  • Познакомить родителей с играми и игрушками, необходимыми ребенку раннего возраста.

ПЛАН:

  1. Приветствие.
  2. Сообщение результатов  предварительного тестирования.
  3. Дискуссия на тему : «Как научить малыша играть?»
  4. Консультация  «Какие игрушки нужны детям».
  5. Конверт дружеских вопросов (по желанию родителей).
  6. Рефлексия.

Тема:   «ЛАДУШКИ – ЛАДУШКИ»

(о развитии  мелкой моторики)

ЦЕЛЬ:

  • Рассказать родителям, как рисование и лепка способствуют развитию мелкой моторики у ребенка раннего возраста.
  • Научить организовывать совместную изобразительную деятельность в домашних условиях.

ПЛАН:

  1. Приветствие.
  2. Консультация  «Роль рисования в психическом развитии личности ребенка».
  3. Ознакомление со способами организации изобразительной деятельности и лепки дома.
  4. Выставка пособий для развития мелкой моторики.
  5. Рефлексия.

Тема:  «ПОГОВОРИ  СО  МНОЮ,  МАМА»

ЦЕЛЬ:

  • Познакомить родителей с особенностями речевого развития ребенка раннего возраста.
  • Рассмотреть приемы развития речи, приемлемые для данного возраста.

ПЛАН:

  1. Оценка эмоционального состояния участников .
  2. Дискуссия на тему: «Сколько слогов говорит мой ребенок?»
  3. «Чтобы руки не знали скуки» (показ пальчиковой гимнастики).
  4. Ознакомление с книжным уголком группы.
  5. Консультация  «Как читать детям сказки».
  6. Памятка  «Как  развивать речь ребенка».
  7. Рефлексия.

Тема:   «В  ЦАРСТВЕ  УПРЯМСТВА  И  КАПРИЗОВ  ИЛИ  КРИЗИС  ТРЕХ  ЛЕТ»

ЦЕЛЬ:

  • Познакомить родителей с психическими особенностями ребенка трех лет, наметить пути преодоления острых кризисных проявлений.

ПЛАН:

  1. Приветствие.
  2. Дискуссия на тему: «Симптоматика течения кризиса трех лет».
  3. Решение педагогических ситуаций.
  4. Практические советы  «Как вести себя родителям в период кризиса».
  5. Рисование  «Мир детства и мир взрослых».   Обсуждение: есть ли взаимодействие между миром взрослых и детей, как они могут помочь друг другу, в каком мире вам хочется быть сейчас, есть ли на рисунке место конфликту, где? И т.д.
  6. Самооценка  (продолжить фразу: «Работа с группой, я поняла…»)

Тема:    ИТОГОВОЕ   ЗАСЕДАНИЕ.

ПЛАН:

  1. Приветствие.
  2. Обсуждение  эффективности  деятельности, вклада каждого участника педагогического процесса, анализ работы.
  3. Анкетирование родителей (изучение запроса на следующий учебный год).
  4. Награждение родителей, активно участвующих в работе.
  5. Самооценка  «Дерево успеха».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...