Семинар - практикум "Ниткография как средство познавательно-речевого развития детей"
статья

Опарина Татьяна Геннадьевна
   Один из методов познавательно-речевого развития, который я использую в своей работе – это техника «Ниткография». 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опарина Татьяна Геннадьевна,

воспитатель,

МБДОУ №42, г. Лесосибирск

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ

«НИТКОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

Один из методов познавательно-речевого развития, который я использую в своей работе – это техника «Ниткография».

В работе с детьми по ниткографии я ориентируюсь на методические пособия: Ольги Андреевны Новиковской и Анжелики Витальевны Никитиной.

Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т. е. "рисование" с помощью нити.

Корни ниткографии можно обнаружить у народа уичоли. С древних времен индейский народ уичоли, проживающий в центральной Мексике, изготавливает своеобразные картины из пряжи [1].

"Рисунки", выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и "живыми", по сравнению с обычным контурным изображением. Работая с мягкой и пушистой нитью, дети успокаиваются, у них появляется интерес к рисованию. Работа требует усидчивости, кропотливости. Работа с нитью позволяет решать сразу несколько дидактических задач:

1. совершенствовать зрительное восприятие детей;

2. развивать зрительно-моторную координацию;

3. формировать плавность, ритмичность и точность движений;

4. подготавливать руку ребенка к письму;

5. развивать речь;

6. расширять знания детей по основным лексическим темам [2].

Для работы с детьми эту технику несколько упростили. Выкладывается только контур изображения, который не нужно приклеивать. Для того, чтобы нити принимали и сохраняли нужную форму, их выкладывают на специальных экранах. В качестве экрана могут быть использованы: листы бархатной бумаги, отрезы ковролина или фланели. Если у вас не нашлось подходящего материала для основы, не огорчайтесь: просто застелите стол, за которым вы будете заниматься, хлопчатобумажной скатертью без рисунка. В своей работе я использую обычный лист бархатной бумаги. Ольга Андреевна Новиковская предлагает размер индивидуального экрана для ниткографии 20 на 20 см.  

Сами нитки для ниткографии могут быть любыми по цвету и толщине. Толщина нитей подбирается в зависимости от возраста ребенка, чем младше ребенок, тем нить толще. Для детей двух- трехлетнего возраста подойдет шнурок толщиной примерно 4–5 мм. Важно, чтобы нитка или шнурок легко изгибались и не были скользкими. Длина нити для работы приблизительно 25-30 см [3].  

Занятия ниткографией открывают для ребенка возможность, выполнять игровые упражнения без страха допустить какую – либо ошибку, так как на бархатном экране её очень легко исправить и добиться нужного результата. Это очень важно для ребёнка. В этом случае он не фиксирует своё внимание на неудачах, а ощущает психологический комфорт от быстрого исправления.

Этапы обучения ниткографии. 

  1. Обучение рисованию с помощью нити начинается с работы по готовому образцу. Ребенок выкладывает нить по контуру фигуры (поверх).
  2. Далее предлагается готовая «картинка», для того, чтобы он её скопировал на экран. 
  3. Когда ребенок научился выкладывать простейшее изображение по образцу можно переходить к «рисованию» по представлению [1]
  4. После ребенок может заполнить пространство внутри контура. Заполнить изображение ребенок может на любом из этих этапов.

О.А.Новиковская в своих пособиях не предлагает 4 этап он добавлен мной самостоятельно.

Как же ниткографию можно использовать в познавательно-речевом развитие детей? Предлагаю вашему вниманию несколько игр в этом направлении

На столе лежат карточки с фигурами и нити, что с этим можно сделать? (ответы педагогов). Попробуйте выложить. Эта игра носит название «Выложи фигуру по контуру».

Просим ребенка выложить нить поверх контура фигуры. Предлагаем описать фигуру, цвет, размер.

С помощью этой игры мы закрепляем представления о геометрических фигурах, цвете и величине, а также развиваем связную речь, описывая фигуру.

 Также у вас на столах лежат карточки, на которых изображены контуры различных предметов, ниточки и индивидуальные экраны. Возьмите их. Как с ними можно поиграть? (ответы педагогов). Попробуйте.

Сначала мы ребенку предлагается выложить контур любого изображения по картинке на экран. Назвать предмет. А затем двое детей могут сравнить свои картинки.  Эта игра носит название «Спор (или сравнение)».

С помощью этой игры у детей развивается умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине, а также дети развивают умение классифицировать предметы.

А теперь отложите в сторону карточки, возьмите экран и ниточки. Положите нитки на экран в свободном порядке (можно несколько нитей взять). Теперь рассмотрите получившийся рисунок и подумайте, на что похоже получившееся изображение (ответы педагогов). Игра называется «На что похоже?» или «Ассоциация» [4]. Эта игра, кроме моторных навыков, развивает воображение.

 А следующая игра «Отгадай и нарисуй». Я загадаю какой-нибудь предмет, который находится в этом помещении. Чтобы угадать, что это за предмет, вам нужно задавать про него вопросы, а я на них буду отвечает «да» или «нет». Нельзя задавать вопросы «Что это такое?» или «Что это?» Такие вопросы не засчитываются. После того как вы угадаете предмет, нужно выложить контур этого предмета (педагоги загадываю предмет).

Первоначально можно выкладывать на столе картинки с предметами, которые вы будете загадывать детям.  Когда дети усвоили вариант игры с картинками, можно предложить детям другой вариант. Воспитатель загадывает предмет, который находится в группе, дети отгадывают, после рисуют контур предмета.

А также можно предложить детям задумать предмет, а воспитатель будет угадывать, что это за предмет, т.е. наоборот, после того как предмет отгадан дети также рисуют контур предмета.

Игра развивает умение детей классифицировать предметы, учит находить задуманный предмет, отсекая лишние признаки. Развивает умение формулировать вопросы.

Также можно поиграть в игру «Отгадай загадку». Вам нужно поделиться на команды, каждая команда придумает свою загадку, а отгадку нарисует ниточкой, друг другу не показывайте. Далее каждая команда озвучивает свою загадку и после ее отгадывания, показывает изображение отгадки [4].

Игра развивает у детей логическое мышление находчивость, сообразительность, быстроту реакции, помогает расширить и уточнить представления об окружающем мире (на одну из лексических тем), обогащает словарь по теме.

Также с помощью ниткографии можно пересказывать сказки и рассказы. Воспитатель читает текст первый раз, затем задает ребенку вопросы по тексту. После этого ребенок выкладывает контурное изображение главных героев. Текст прочитывается ещё раз. Ребенок пересказывает рассказ с опорой на свои «рисунки».

В дальнейшем, когда у детей появится определенный навык в работе с нитью, можно перейти к иллюстрации рассказа по ходу повествования.

Сейчас я зачитаю вам отрывок из рассказа, а вы по ходу повествования попробуете его проиллюстрировать на фланелеграфе, после попробуем пересказать.

(Виталик взял Мурзика и понес к батарее сушиться. Он посадил его на скамеечке и сел рядом с ним. Мокрая шерсть на Мурзике торчала в разные стороны, как иголки у ежика, и от этого Мурзик казался таким худым-худым, будто целую неделю совсем ничего не ел. Виталик вынул из кармана котлету и положил перед Мурзиком. Мурзик съел котлету, потом забрался на колени к Виталику, свернулся калачиком и замурлыкал свою песенку).

На следующем этапе можно попробовать соединить пересказ и изобразительную деятельность. Для этого педагог просит детей пересказать знакомый сюжет и проиллюстрировать его следующими одна за другой картинками, выполненными с помощью нити.

Ниткография в сочетании с живым рассказом, научит маленьких слушателей составлять план повествования с помощью своих несложных контурных «рисунков». В результате слуховая память в процессе выполнения рисунка нитью будет подкрепляться и другими видами запоминания — зрительным и двигательным [3].

Также ребенку можно предложить "нарисовать" всё что ему хочется, а затем сочинить рассказ о том, что он изобразил.

Основной целью таких приемов является развитие связной речи и расширение словарного запаса детей, формирование у них познавательных процессов.

Список литературы:

1.Бекетова Г.П. Ниткография для детей. – Ростов- на-Дону: Феникс, 2016. – 159 с.

2.Никитина А.В. Рисование веревочкой. Практическое пособие для работы дошкольного возраста в логопедических садах // Дошкольное воспитание, 2011 №10. – С. 68-77.

3.Новиковская О.А.  Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой

моторики и речи (от 3 до 7 лет). – СПб: Паритет, 2008. – 48 с.

4.Новиковская О.А. Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет. – ООО «Издательство «Сова», 2009. – 30с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Ниткография как средство познавательно-речевого развития детей»

Слайд 2

Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов т. е. "рисование" с помощью нити.

Слайд 3

Картины из пряжи индейского народа Уичоли

Слайд 4

Задачи

Слайд 6

25-30 см 20*20 см.

Слайд 7

Этапы обучения ниткогафии: -выложить нить по контуру фигуры (поверх); -скопировать готовую «картинку» на экран; -«рисование» по представлению; -заполнить пространство внутри контура.

Слайд 8

Игра «Выложи фигуру по контуру»

Слайд 9

Игра «Спор (сравнение)»

Слайд 10

Игра «На что похоже» или «Ассоциация» Так, например, круг напоминает мяч, яблоко, солнце, тарелку, часы, колесо, обруч, барабан и т. д. Овал – яйцо, дыню, мыло, картошку, сливу, зеркало. Грушевидная фигура напоминает грушу, лампу, гирю, грибок, матрешку. Вытянутая, заостренная с одного конца фигура – морковку, ракету, сосульку, ножик. Восьмерка похожа на очки, цифру 8, пропеллер, бант.

Слайд 11

Игра «Отгадай и нарисуй»

Слайд 12

Игра «Отгадай загадку»

Слайд 13

Пересказываем сказки и рассказы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ

Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...

«Решение кроссвордов, как средство познавательно-речевого развития детей»

Я люблю решать кроссворды, вот бегут слова, как орды.Голова моя гудит, скоро буду эрудит!...

«Метод моделирования сказок, как средство познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста» сообщение из опыта работы

Работая с детьми старшей группы, мы столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, не любят ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»

Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...

Ознакомление детей с профессиями как средство познавательно – речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Познавательно - речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления детей с трудом взрослых....

Семинар – практикум «Мнемотехника – как средство познавательно – речевого развития дошкольников»

Мнемотехника – как средство познавательно – речевого развития дошкольников...

Семинар – практикум «Мнемотехника – как средство познавательно – речевого развития дошкольников»

Мнемотехника – как средство познавательно – речевого развития дошкольников...