консультация для родителей "Учимся пересказывать"
консультация

Ильина Жанна Фёдоровна

Консультация  разработана для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_uchim_pereskazyvat.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Учимся  пересказывать»

          Уважаемые родители! Одной из главных задач речевого развития дошкольников является задача развития связной речи. Большую роль в формировании связной речи играет пересказ – связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Ребёнок излагает содержание текста и пользуется готовой речевой формой автора: словарём, синтаксическими конструкциями, композицией, выразительностью. Важно, чтобы ребёнок осмыслил текст, передал его свободно, но сохранил основную лексику автора, сопереживал героям. Пересказ предполагает развитие таких речевых умений, как репродукция, комбинирование, конструирование. Большое значение он имеет в развитии логичности речи. Роль пересказа в формировании монологической речи детей:

-качественное и количественное обогащение словарного запаса;

-формирование грамматического строя и умения употреблять обогащенную лексику в активной речи; закрепление использования разнообразных, в том числе сложных, грамматических конструкций;

-усвоение структуры связных высказываний, формирование способности их построения, развитие планирующей функции речи; способности к речевому самоконтролю;

-воспитание чувства языка, языкового чутья, внимания к слову, грамматическому, синтаксическому оформлению речи;

 -усвоение некоторых художественных приёмов и средств русского литературного языка и устного народного творчества;

-совершенствование и активизация познавательных процессов восприятия, представления, воображения, внимания, памяти и мышления, особенно логического; -закрепление правильного звукопроизношения.

Требования при подборе рассказов для пересказа:

-подбор литературных произведений должен исходить из их развивающего потенциала, с учётом познавательных потребностей и интереса к окружающей детей действительности, позволяющих им почувствовать красоту и выразительность художественного слова;

- содержание литературного произведения и его объём должны быть доступны детям (учёт особенностей внимания и памяти ребёнка);

-рассказы должны быть с определённым, ясным соотношением частей: начало, середина, конец;

 -необходимо, чтобы между частями была логическая связь, одна часть должна подводить к другой и разъяснять её;

-содержание текстов должно быть близко детскому опыту, чтобы при пересказе ребёнок мог отразить личное отношение к данному событию;

-каждое произведение должно учить чему-нибудь полезному;

-в произведениях должны присутствовать знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера;

-мотивы поступков действующих лиц должны быть понятны детям;

-тексты должны быть сюжетными, с четкой композицией, хорошо выраженной последовательностью действий, занимательным содержанием;

-отличаться динамичностью, лаконичностью и образностью изложения, иметь доступный детям словарь;

 -в них должны употребляться короткие, четкие фразы, отсутствовать сложные грамматические формы;

-тексты должны быть выразительными, с богатыми и точными определениями и сравнениями;

-в них должны встречаться несложные формы прямой речи. Этим требования соответствуют, например, народные сказки, небольшие рассказы К.Ушинского, Л.Толстого, М.Пришвина, В.Бианки, Г.Скребицкого, И.Соколова-Микитова, Г.Снегирева, Е.Чарушина и других авторов. При подборе текстов для пересказа необходимо учитывать речевые и интеллектуальные возможности ребёнка. При обучении детей пересказу обратите внимание на следующие советы: Пересказ –это не заучивание наизусть. Ребенку не нужно запоминать текст «слово в слово». Наоборот, необходимо учиться самостоятельно строить предложение, заменять одни слова на другие, близкие по смыслу. После чтения произведения обязательно рассмотрите иллюстрации в книге. Задайте ребёнку вопросы к ним. Объясните то, что ребёнок не понял, прочтите текст еще раз. Направляя беседу, не просто задавайте вопросы, а стройте диалог. Высказывайте своё мнение, иногда сознательно неправильное. Пусть ребёнок заметит ошибку и поправит вас. Начав рассказ, остановитесь, предложив ребёнку добавить слово или закончить фразу. Попробуйте организовать пересказ по очереди: ребёнок начинает пересказывать, вы продолжаете, а он заканчивает. Этот способ поможет выработать у ребёнка устойчивое внимание, умение слушать другого человека и следить за речью. Если ребёнок пересказывает текст с большими паузами, задавайте ему наводящие вопросы. Если Ваш ребенок испытывает трудности при пересказе, то можете предложить вместе с ним «графически (схематично) зарисовать» основные моменты рассказа, соблюдая при этом последовательность. Это основано на том, что зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет более подробно, близко к тексту и последовательно пересказать предложенный Вами текст. Побуждайте ребенка чаще пересказывать. Пусть он рассказывает сказку (рассказ, историю) бабушке и дедушке, знакомым, родственникам. Очень важно пробудить у детей интерес к пересказу, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в любимый и самый доступный вид деятельности –в игру. Пересказ –это не только сказки –рассказы и задания, это еще и домашний театр. Вырежьте изображения из старых журналов или открыток, прикрепите их с помощью скотча к карандашам. Теперь персонажи могут двигаться. Одни и те же изображения могут подойти к нескольким историям. Натяните ширму между двух стульев, или предложите ребенку спрятаться под столом, управляя оттуда движением фигурок на карандашах при пересказе. Осталось только распределить роли...

        Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских рассказов недостаточно, необходимо учиться пересказывать. Именно пересказ вызывает наибольшие трудности у детей в начальной школе.

Предлагаю вашему вниманию короткие рассказы, с помощью которых легко можно научить ребенка пересказывать тексты.

       До начала чтения рассказа объясните ребенку смысл трудных слов, проговорите их. Если ребенок плохо знаком с тем, о чем пойдет речь в рассказе, то проведите небольшую беседу, подводящую малыша к содержанию произведения.

Прочитав короткий рассказ, задайте вопросы с целью выяснить, понял ли его ребенок. Только после этого попросите пересказать прочитанное.

При этом на разных ступенях обучения пересказыванию применяются различные виды пересказа:

Вы пересказываете прочитанное, а ребенок вставляет слово или предложение.

Если ребенок пересказывает с большими паузами, то задавайте наводящие вопросы.

Перед началом пересказа вы составляете план рассказа.

Пересказ организуется по очереди, когда ребенок начинает пересказывать, вы продолжаете, а он заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у ребенка устойчивое внимание, умение слушать другого человека и следить за его речью.

Как Саша первый раз увидел самолет.

Была весна, таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху что-то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолет. Засмотрелся Саша на самолет, а лодочки уплыли.

1. Ответить на вопросы:

Какое было время года?

Что пускал по воде Саша?

Что загудело в воздухе?

Что Саша спутал с птицей?

2. Подобрать определения к словам:

весна (ранняя, поздняя, теплая);

самолет (большой, красивый, серебристый);

лодочки (бумажные, деревянные, пластмассовые).

3. Объяснить значение сложного слова самолет.

Привести примеры других сложных слов (дровосек, пароход, полотер и др.).

4. Составить рассказ, где действующим лицом является Наташа, Оля, Таня.

Зима.

Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и на коньках.

1. Ответить на вопросы:

Какое наступило время года?

Что лежит на земле?

Куда спрятались звери?

Кто рад зиме?

Что делают дети зимой?

2. Объяснить значение словосочетаний:

деревья голые;

кругом снег лежит;

звери спрятались в норы.

3. Подобрать эпитеты к словам:

снег (какой) — белый, мягкий, пушистый, легкий;

коньки (какие) - железные, острые, детские, блестящие;

лыжи (какие) — желтые, деревянные, детские, короткие.

4. Повторить, кто где живет:

медведь - в берлоге, белка - в дупле, лошадь - в конюшне, лиса - в норе, собака - в конуре.

Снежная баба.

Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу.

Потом мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову бабе надели шапку.

1. Ответить на вопросы:

Кого дети слепили из снега?

Сколько они сделали комков?

Что прилепили бабе?

Что воткнули ей в руки?

Что сделали потом?

Что надели бабе на голову?

2. Рассказать этот рассказ от первого лица (от лица мальчика, девочки).

Предвестники весны.

Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

1. Ответить на вопросы:

Какая была зима?

Что наступает после зимы?

Как греет солнышко весной?

Кто прилетел?

Кого увидели дети?

Что они закричали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Как научить детей пересказывать"

Консультация для родителей "Как научить детей пересказывать"...

Учим ребёнка пересказывать. Консультация для родителей

В наш век интенсивной компьютеризации мы очень мало времени уделяем общению со своими детьми. Многие считают, что занятия в детском саду, уроки в школе – этого достаточно для развития ребенка. Н...

Консультация для родителей «Научите ребенка пересказывать короткие рассказы»

Mнoгие забoтливые рoдители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских расс...

Консультация для воспитателей. Тема: «Как научить ребенка пересказывать текст»

Консультация для воспитателей. Тема:  «Как научить ребенка пересказывать текст»...

Консультация для родителей "Учим детей пересказывать"

      Это развивает связную монологическую речь.  Вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых. Тренируется память ребенка....