Развитие речевого дыхания для детей с ОВЗ
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Необходимость формирования речевого дыхания у детей с ОВЗ»
Дата проведения: 01. 11. 2019 г.
Правильное дыхание - основа жизни, здоровья и долголетия.
Плавный длительный выдох - это энергетическая основа и важнейшее условие правильной речи. В норме у ребенка одновременно с развитием речи вырабатывается правильное речевое дыхание. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает соблюдать паузы, сохранять плавность и музыкальность речи, менять громкость.
Для речи физиологического дыхания не хватает. Речь требует большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходование его.
Цель дыхательных упражнений - научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально плавно расходовать воздух на выдохе.
Дыхательная функция нуждается в тренировке, при которой необходимо соблюдать следующие условия:
- Нельзя много раз повторять упражнение, это может вызвать головокружение. Длительность упражнений для младшего возраста 2-3 минуты, для старшего возраста 3-5 минут с перерывом на отдых.
- Не следует добиваться полного выдоха.
- Не заниматься в пыльной, непроветренной или сырой комнате.
- Температура воздуха в комнате должна быть 18-20 градусов.
- Не ранее чем через 1,5 - 2 часа после еды.
- Одежда не должна стеснять шею, грудь и живот ребенка.
- Не заниматься, если есть заболевания органов дыхания.
- Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи и ключицы не поднимались при вдохе, а при выдохе не опускались; лицо неподвижное, ленивое.
- Дидактический материал должен быть легким, безопасным, располагаться на уровне рта.
Подготовительная работа, направленная на развитие речевого дыхания, состоит в том, чтобы научить детей производить быстрый вдох через рот и нос и плавно, равномерно, медленно выдыхать воздух с различной силой через рот.
Последовательность работы над постановкой речевого дыхания
Первый этап:
Цель: Улучшить функции внешнего дыхания.
Дети получают знания, что дышать надо носом, нельзя поднимать плечи при вдохе, в дыхании должен участвовать живот.
Примерные упражнения
- Вдох и выдох через нос.
- Вдох и выдох через рот.
- Вдох через нос, выдох через рот.
- Вдох через рот, выдох через нос.
- Подышать одной ноздрей, потом другой.
Второй этап:
Цель: Вырабатывать более глубокий вдох и длительный выдох.
Дети получают знания об основных дыхательных процессах: вдох и выдох, и о том, что силу выдоха можно тренировать.
Примерные упражнения, требующие оборудования
- Тактильный контроль: наматывание нитки на клубок, подуть на ладони, движение рукой по спирали, горке, дорожке.
- «Перышко» - Перышко или пушинку подбрасывать в воздух и дуть на нее, не давая упасть.
- «Ветерок» - подуть на различные предметы, подвешенные на ниточке. Сдуть бабочку с цветка, на котором она привязана за ниточку.
- Сдуть со стола мелко нарезанные цветные бумажки, пушинки, ватку.
- Дуть на лежащие на столе палочки; карандаши разной формы (круглые, граненые) и длины; шарики разного веса: пластмассовые, деревянные, резиновые, стараясь сдвинуть их с места.
- Дуть на различные предметы, плавающие в миске с водой.
- «Буря в стакане». Бурление воды в стакане с помощью трубочки для коктейлей.
- Надувать бумажные и целлофановые мешки, воздушные шарики.
- Раскрутить дыханием скрученные полоски бумаги.
- Ветряные игрушки – вертушки.
- Мыльные пузыри.
- Дуть в горлышко бутылок разной плотности.
- Духовые музыкальные инструменты.
Примерные упражнения, не требующие оборудования
- «Пошумим» - громко вдыхать и выдыхать.
- «Хомячок» - пошмыгать носом с закрытым ртом.
- «Собачке жарко» - Часто подышать носом с высунутым языком.
- «Воздушный шарик» - резкий выдох – живот вытянули. Затем расслабить или «отпустить» мышцы живота. При вдохе живот естественно «выталкивается» вперед, как шарик.
Динамическая дыхательная гимнастика
- Руки верх – вдох, руки вниз – выдох.
- «Насос».
- «Дровосек».
Третий этап:
Цель: Развитие фонационного (озвученного) выдоха.
Ребенок тянет на выдохе звуки с голосом максимально долго.
Сначала гласные, потом согласные.
Примерные упражнения
- Длительное протяжное произнесение гласных звуков.
«Кукла плачет – а-а-а», «Дует сильный ветер – у-у-у».
- Длительное произнесение согласных звуков.
«Сердитая муха» - Муха жужжит над ухом «дз-з-з»- на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.
- Игры – соревнования: «Кто дольше споет песенку на одном звуке?», «Чья песенка длиннее?»
Четвертый этап:
Цель: Развитие речевого дыхания.
Ребенок произносит на выдохе слоги, отдельные слова, фразы.
Младший возраст – 2-3 слова, старший возраст – 3-5 слов.
Примерные упражнения
- «Собачка» - руки положить на живот, имитировать лай собаки, сначала короткое «ав-ав», а потом длинное «а-а-ав».
- Многократное повторение слогов. «Паровоз – чух-чух-чух», «Дождик капает – кап-кап-кап», «Зайка прыгает – оп-оп-оп», «Мишка топает – топ-топ-топ».
- «Скороговорки»
«Егорка»: Как на горке на пригорке жили 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорки и. т. д.
- Поговорки.
- Загадки.
Пятый этап:
Цель: Формирование правильного речевого дыхания в процессе произношения текста.
- Пересказ сказок.
- Разучивание стихов.
- Пение.
Пение.
Это форма дыхательной гимнастики, развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь.
Пение оказывает выраженную положительную динамику показателей функции внешнего дыхания
Работа над развитием дыхания во время пения:
- Педагог следит, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не по середине слова.
- Объяснения и показ взрослого.
- Пение по фразам цепочкой или по подгруппам.
- Показ фразы рукой, рисуем в воздухе дугу.
- Попевки с протяжной мелодией.
- Пение в умеренном темпе.
Важно при запуске речи у неговорящих детей отработать правильное дыхание. Слабый выдох не позволяет ребенку правильно произнести звук.
Игры для развития дыхания у неговорящих детей
Солнышко выглянуло - солнышко спряталось
Стоя прямо, на вдохе ребенок встает на цыпочки, тянется вверх руками, как лучики у солнышка. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок должен опустить руки вниз, затем присесть, обхватив руками колени и одновременно произнеся "а-а-а", спрятать голову за коленями - показывая, как солнышко спряталось.
Ветер
Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками. Руки на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося "у-у-у". Повторите с ребенком восемь-десять раз.
Заблудились
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
Паровоз
Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колес паровоза, произнося при этом "ух-ух" и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
Аист
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "с-с-с-с". Повторите с ребенком шесть-семь раз.
Дровосек
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "уух". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
Мельница
Встаньте: ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе "ш-ш-ш". Когда движения ускоряются, звуки становятся громче. Повторите с ребенком семь-восемь раз.
Сердитый ежик
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "ф-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "п-п-п" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
Пчелка
На выдохе произнесите "з-з-з". Представьте, что пчелка села на нос (звук и взгляд направить к носу), на руку, на ногу. Таким образом, ребенок учится направлять внимание на определенный участок тела.
Бабочка на цветке
Сядьте на пол, сложив ноги перед собой ступня к ступне. Руки положите на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу. Наберите полную грудь воздуха, плечи расправьте, голову гордо поднимите вверх, на выдохе опуститесь вниз, произнося с-с-с. Бабочка опускается на цветок- прижмитесь головой к ступням.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от вида их речевого дефекта....
Перспективный план работы учителя-логопеда и воспитателей по развитию речевого дыхания у детей младшего и среднего дошкольного возраста (профилактика речевых нарушений)
Перспективный план работы...
Методические рекомендации по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей – логопатов независимо от в...
Развитие речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями
Важной частью речи является дыхание. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным выдохом, профилактике болезней дыхате...
Методические рекомендации по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями
Развитие дыхания - один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей - логопатов независимо от вида их речевого дефекта.Необходимо научиться парвильному дыханию....
Консультация для родителей "Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушением речи".
Речь человека- это сложный механизм,который не можетобразоваться сам по себе....
- Мне нравится (1)