Главные вкладки

    Статья "Как и чему учить детей дома"
    статья (средняя группа)

    Галина Ивановна Кузьмина

    Не все родители готовы работать с ребенком, не все умеют быть доброжелательными, спокойными, выдержанными. И все же только родители лучше всех знают своего ребенка.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Статья "Как и чему учить детей  дома"

    Ни у кого не вызывает сомнения необходимость готовить малыша к школе. Главный вопрос - как это делать, чему учить? Кто может  и должен этим заниматься? Единого рецепта для всех детей нет и быть не может. С одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим - бегать и прыгать, четвертого по минуточкам учить сидеть спокойно, не отвлекаясь.

    Нужно ли специально учить ребенка 3-5 лет? Существуют две противоположных точки зрения: первая - да, это необходимо, причем чем раньше и интенсивнее, тем лучше будет результат; вторая - нет, не стоит торопиться, не стоит специально заниматься, всему свое время, "вырастет - научится". Как любые крайние варианты, эти представления достаточно легко опровергнуть. Истина, как всегда, где-то посередине. С одной стороны, нельзя позволять ребенку расти "как трава", с другой - нельзя переусердствовать в своем стремлении "как можно раньше" и "как можно больше".

    Сторонники первой точки зрения апеллируют к авторитету известного отечественного психолога Л.С. Выготского, цитируя его знаменитую фразу: "Обучение ведет за собой развитие". Да, это так, никто с этим не спорит, но есть у Л.С. Выготского продолжение этой мысли: "но научить ребенка можно лишь тому, к чему он готов".

    Соответствие готовности ребенка и требований, которые к нему предъявляются, и есть главное условие успешности и эффективности раннего обучения. Это значит, что мы не можем научить ребенка тому, что мы хотим, а лишь тому, что он может. По-видимому, это и есть золотая середина. Нужно дать ребенку возможность "созреть" для чтения, письма, сложных логических действий, тонкокоординированных движений и т.п.

    Существует и другое мнение: не следует торопиться и не стоит уделять подготовке к школе специальное внимание, дескать, все придет само собой, "вырастет - научится".
    Конечно, не стоит ждать "милостей от природы", но и здесь важно найти золотую середину, не переусердствовать, не натаскивать ребенка, не требовать непосильного только потому, что "другие дети уже умеют это". Надо дать ему возможность получить удовлетворение от достигнутого, и лишь потом переходить к чему-то новому, более сложному. Цель всегда должна быть на шажок впереди, но должна быть достижимой, соответствовать возможностям ребенка. Следует помнить, что у детей, испытывающих неудачу, снижается интерес к новому, а значит, затрудняется процесс обучения.

    Не все родители готовы работать с ребенком, не все умеют быть доброжелательными, спокойными, выдержанными. И все же только родители лучше всех знают своего ребенка. Именно они могут найти самый эффективный подход к нему. Дети не прощают безразличия и нетерпения, холодности и грубости, также невыносимы для них тотальный контроль, жестокость, бескомпромиссность. Работать с ребенком, учить его гораздо сложнее, чем просто развлекаться или исправно исполнять роль всезнающего, всегда правого старшего. Нужно научиться не сердиться на него за непонимание и неумение.

    Важный вопрос, который часто волнует современных родителей: когда заниматься?.. Почти все мамы и папы работают, совсем нет свободного времени. Как же быть? Нужны ли для этого специальные занятия и специально отведенное время? Иногда возникает потребность в таких занятиях, но в основном это происходит ежечасно, повседневно, нужно только не отмахиваться от детских "почему?", "отчего?", "зачем?", не лениться разъяснить, показать, обратить внимание малыша.

    Учите детей смотреть и видеть то, что вокруг. Однако знания детей не должны ограничиваться только тем, что их окружает. Поэтому представление об экзотических фруктах можно дать, показывая картинки в книгах. Там овощи и фрукты, цветы и птицы, домашние животные и многое, многое другое, что можно с успехом использовать, чтобы научить ребенка анализировать, выделять сходство и различие, чтобы дать основные понятия по классификации предметов и явлений.

    Если процесс классификации затруднен, стоит уделить этому особое внимание. Можно сделать карточки (одежда, обувь, фрукты, ягоды, домашние, дикие животные и т.п.), а потом поиграть: "кто быстрее выберет фрукты?" или "кто найдет больше диких зверей?". Впрочем, варианты игры могут быть различными, пофантазируйте и обязательно найдете то, что интереснее вашему ребенку.

    Не удивляйтесь, если ваш ребенок стремится разобрать новую машину, не очень ругайте его, если в порыве любознательности вдруг окажутся разобранными до винтика часы, не отмахивайтесь от желания дочери пощупать и раскатать тесто, слепить пирожок или помочь вам во время стирки. Все это своего рода экспериментальная деятельность, знакомство со строением, свойствами новых предметов, действий, путь познания.

    Вы вернулись с прогулки из леса, попросите ребенка нарисовать то, что он видел, вылепить из пластилина грибы:
    лисички и сыроежки, подберезовик и опенок, мухомор. Разберите, в чем общее, в чем отличие. Вспомните, какие грибы съедобные, какие нет. Можно рассказать, как заготовить грибы (сушить, мариновать) и как готовят себе грибы на зиму белки и ежи. Это только один пример. Но важен принцип. Усвоив и поняв его, вы сможете развить в ребенке наблюдательность и творческое воображение.
    Дошкольнику доступны не только обобщения, классификация, но и такие свойства действительности, как пространство и время, доступен сложный анализ и умение делать выводы.
    Дошкольник очень любопытен, и ему интересно не только то, что происходит вокруг, но и причины происходящего. Родители не всегда знают, как ответить на тот или иной вопрос. В таких случаях не следует делать вид, что вы очень заняты, или просто не замечать вопрос, лучше честно сказать, что вы не очень хорошо знаете, как ответить, но обязательно узнаете и потом расскажете. Кстати, вы можете искать ответ на неясные вопросы вместе: в энциклопедиях, книгах о природе, жизни растений и животных.
    Кроме системы знаний об окружающем мире, природе, обществе, у ребенка перед школой должен быть определенный запас так называемых специальных представлений, которые помогут ему усвоить школьный материал.

    Например, дети должны уметь различать пространственное расположение предметов (верх, низ, над, под, справа, слева, сбоку и т.п.), должны знать и уметь отличать основные геометрические фигуры (круг, овал, прямоугольник, треугольник). Они должны уметь различать величину предметов, знать такие понятия, как больше, меньше, часть, целое.
    Можно учить этому непроизвольно в обыденной жизни. Верх, низ, справа, слева, вперед, сзади и другие подобные понятия достаточно быстро усваиваются при игре с мячом:
    мяч над головой (сверху), мяч у ног (внизу), бросим вправо, бросим влево (вперед, назад). Задача посложнее: "Играем вдвоем - ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой (левой) руке". Ребенок может все это выполнить, но важно зафиксировать его внимание на пространственных соотношениях. Не нервничайте, если ребенок путает понятия (особенно часто нарушения пространственного расположения отмечаются у левши), терпеливо объясняйте, повторяйте. Если вы видите, что успеха нет, стоит специально позаниматься.

    Гораздо сложнее бывает сформировать представления о пространственном расположении фигур (деталей) на плоскости. Для этой цели можно использовать пуговицы разного цвета, размера, любые геометрические фигуры,
    карточки, картинки, а также конструктор, "Лего", кубики и т.д.

    Подойдут любые задания (сложить фигуры-танграммы), которые помогут сформировать представление о том, где над, под, сверху, снизу, справа, слева, сбоку, в середине. Попробуйте придумать их сами, учитывая возможности, интересы и трудности вашего ребенка.

    Пространственное восприятие, зрительная память - необходимые компоненты подготовки к письму и чтению, о которых мы расскажем отдельно.
    Если вы отводите специальное время для занятий, учтите следующие правила.
    Занятия должны быть короткими (по 10-15 минут), так как способность ребенка удерживать внимание ограничена, и регулярными (например, через день), так как только регулярные занятия обеспечивают непрерывность обучения.

    Занятия следует начинать и заканчивать заданиями, которые ребенок может выполнить и делает с удовольствием.

    Не следует переходить к следующему заданию, если предыдущее не сделано, не получается. Хотелось бы напомнить родителям "непослушных", "трудных" детей, что их попытки привлечь внимание ребенка к чему-то определенному могут быть безуспешными, если не проявить терпение и упорство (но без жестокости, недоброжелательности, оскорблений). И в то же время не стоит требовать исполнения того, что вызывает активный протест, слезы, напряженность. Волнение, страх, досада, которые ребенок испытывает во время занятий, могут надолго отбить желание вообще чем-либо заниматься вместе со взрослыми. И еще - старайтесь избегать наказания в процессе обучения. Любое наказание не помогает обучению, а лишь создает новые проблемы.

    Что умеет дошкольник 3-5 лет?
    Мы даем основные положения.
    В 3 года ребенок способен удерживать внимание на одном объекте, на одном задании, но плохо удерживает в памяти условие задачи, которую вы перед ним поставили, быстро отвлекается и легко переключается на более яркое, громкое. В этом возрасте трудны классификации, сличение, различие, выделение, сравнение. Ребенок уже хорошо бегает, умеет бросать мяч, кататься на велосипеде, может расстегивать молнии, кнопки, пуговицы (застегивать еще трудно).

    Легко строит башню из кубиков, складывает кубики по рисунку, может сложить головоломку (не более восьми частей, но медленно).

    Умеет копировать круг, квадрат, прямые и пересекающиеся линии.

    Рисует человека (голова, туловище, руки, ноги).

    В 4 года ребенок начинает планировать свою деятельность, более четко удерживать в памяти условие задачи. Но ему еще трудно довести задание до конца, сосредоточить свое внимание на изменениях предмета своей деятельности.

    Совершенствуются способности выделять, сравнивать, различать, но этот процесс еще труден.

    Ребенок хорошо использует в работе обе руки и именно в этом возрасте формируется четкое предпочтение правой или левой.

    Может скопировать треугольник и самостоятельно нарисовать круг и квадрат без образца (углы квадрата закругленные).

    Уже знает и умеет писать некоторые буквы (соотношение штрихов может быть неправильным и зеркальным).

    Словарный запас приблизительно 1500 слов.

    В 5 лет ребенок умеет и любит планировать свою деятельность, хорошо воспринимает и удерживает инструкцию, может сосредоточенно, без отвлечений работать 10-15 минут.
    Способен одновременно выделять, сравнивать, классифицировать, может проводить попарное сличение.

    Ребенку доступны точные и координированные движения, он может шнуровать ботинки, завязывать шнурки на бантик, застегивать мелкие пуговицы.

    Хорошо рисует, правильно и точно (соблюдая размеры, пропорции, соотношение штрихов) копирует геометрические фигуры и их сочетания, хорошо различает наклонные, вертикальные и горизонтальные линии.

    Словарный запас приблизительно 2000 слов.

    Что должно беспокоить родителей в возрасте ребенка от 3 до 5 лет:
    - чрезмерно беспокойное поведение, неусидчивость, импульсивность, драчливость;
    неспособность сосредоточиться на одном задании даже очень короткое время;
    - раздражительность, плаксивость;
    - чрезмерная медлительность, вялость, апатичность;
    - плохой сон (медленно засыпает, вскрикивает, просыпается в страхе, плачет, мочится в постель);
    - частые простудные заболевания;
    - хронические болезни;
    - тики (подергивание век, мышц лица, шеи и т.п.);
    - страх темноты, одиночества;
    - сниженная острота зрения (близорукость, дальнозоркость), косоглазие и другие нарушения зрения;
    - нарушения со стороны органов уха, горла и носа: хронический тонзиллит, значительное увеличение миндалин, аденоиды, снижение остроты слуха;
    - задержка в речевом развитии (появление связной речи к 3 годам или в более позднем возрасте);
    - дефекты звукопроизношения (например, неправильно произносит звуки "р", "л", "с", "ш" и др.). Общая смазанность (невнятность) речи, сопровождающаяся повышенным слюноотделением; заикание.

     
    Если у Вашего ребенка есть некоторые из вышеперечисленных сложностей, не откладывайте свой визит к детскому психоневрологу. Прежде чем начинать систематические занятия с педагогом, отдавать ребенка в дошкольную гимназию, в студию (возможны любые другие варианты), проконсультируйтесь с врачом. Если у ребенка есть любые нарушения речевого развития, необходима дополнительная консультация логопеда.

    Желаем удачи в воспитании и обучении Ваших детей!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    4 года: во что играть? чему учить?

    Если вашему малышу уже исполнилось 4 года,  прочитайте эту статью и что-то интересное обязательно для себя откроете....

    Чему учить шестилеток до поступления в школу

    Чему  и  как  учить  ребенка до  поступления в  школу. Единого  для  всех  рецепта  на  этот  счет  нет  и  быть...

    Презентация " Чему учит нас сказка"

    Сказки сопровождают человека на протяжении столетий. В ней присутствует не только волшебство и приключения, в ней присутствует сама жизнь. Ведь не зря говорят: «Сказка ложь, да в ней намек, добр...

    Консультация "Чему учить до школы?"

    Информация для родителей будущих первоклассников....

    "Чему учит сюжетно-ролевая игра!"

    Далеко не каждые родители догадываются об истинном предназначении сюжетно-ролевой игры, которая существенно отличается от обычной ребячьей забавы.Здесь ребенок САМ выступает в роли режиссер...

    Чему учить будущего первоклассника.

    рекомендации для родителей...

    Видео-статья "Чему учит сказка"

    Видео-статья "ЧЕМУ УЧИТ СКАЗКА"...