Как выполнить звуковой анализ слов
консультация (подготовительная группа)
Часто взрослые, обучая ребенка звуковому анализу или чтению, допускают ошибки: путают понятия «звук» и «буква», предлагают для анализа или чтения слишком сложные слова и др. Для того, чтобы избежать таких ошибок, родителям необходимо владеть опрелеленными знаниями. Задача логопеда и родителей - оказать детям посильную максимальную помощь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 147.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Как выполнить звукой анализ слов.
Учитель-дефектолог: Е.А.Скотникова
Под звуковым анализом понимают определение порядка звуков в слове, определение характеристики каждого звука в слове (гласный- согласный, звонкий – глухой, твердый – мягкий). Звуковой анализ и синтез основывается на фонематическом восприятии.
Фонематическом восприятие - это способность воспринимать и различать фонемы (звуки речи ) и определять звуковой состав слова. Без специального обучения, без помощи взрослых детям сложно освоить звуковой анализ и синтез.
Задача логопеда и родителей - оказать детям посильную максимальную помощь.
Часто взрослые, обучая ребенка звуковому анализу или чтению, допускают ошибки: путают понятия «звук» и «буква», предлагают для анализа или чтения слишком сложные слова и др. Для того, чтобы избежать таких ошибок, родителям необходимо владеть следующими знаниями.
Детям сложно усвоить такие понятия как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». На помощь приходят игры. Например: для того,чтобы научить ребенка определять наличие или отсутствие звука в слове, можно использовать игры- звукоподражания. (Жуки жужжат: ЖЖЖЖ. Спой песенку жука. Жук улетел, а песенка осталась. ЖЖЖЖЖ Есть песенка жука в словах: жжжжаба, лыжжжжи, жжжжало и др.
Общее правило работы по формированию навыков звукового анализа: соблюдение строгой последовательности при звуковом анализе слова ( выделение звука из слова, определение первого звука, последнего звука, установление места звука ( начало, середина, конец слова). Полный звуковой анализ слова.
Последовательность формирования умственных действий при обучении звуковому анализу следующая:
- Сначала ребенку говорят слова и выделяю голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком.
- Затем умственное действие переходит в речевой план – ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук.
- Действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.
- Когда ребенок будет осваивать последовательный анализ слова, вначале ему придется опираться на дополнительные вспомогательные средства: звуковую схему слова и фишки. Схема состоит из квадратиков и кружочков, равных по количеству звукам в слове. Ребенок слушает слово, выделяет последовательно звуки и одновременно выкладывает фишки в квадратики схемы.
- Затем последовательное выделение звуков происходит без готовой схемы: ребенок произносит слово, выделяет каждый звук и кладет фишки.
- Когда ребенок будет легко справляться с выкладыванием фишек, можно предложить ему заменить фишки гласными буквами и класть их на нужное место в слове. Согласные обозначаются по прежнему фишками. И лишь после этого ребенку предлагается провести звуковой анализ на основе громкого проговаривания.
- В самом конце работы по формированию звукового анализа ребенок будет в состоянии назвать количество звуков и произнести их последовательно, без предварительного громкого проговаривания.
.
Сделаем звуковой анализ слова МАК
- Выделим голосом первый звук: МММак – первый звук М – он согласный, звонкий, твердый – обозначаем его синим квадратиком.
- Выделим голосом второй звук: м –АААА- к -второй звук А – он гласный – обозначаем его красным вадратиком.
- Выделим голосом третий звук: маКККК - третий звук К - он согласный, глухой, твердый – обозначаем его синим квадратиком
- Всего в слове - МАК – 3 звука: 2 согласных, 1 гласный.
- Назовем звуки по порядку: М А К.
- Напишем слово буквами: МАК
Желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/13/picture-253513-1368469624.jpg)
Консультация для родителей "Обучение грамоте дошколят.Выполняем звуковой анализ слов "
Ознакомление родителей старших дошкольников с проведением звукового анализа слов....
Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.
В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/15/picture-1017965-1584255430.jpg)
Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»
Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»Задачи:закреплять у детей умение произносить слово в соответс...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/12/picture-1384343-1665593299.jpg)
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)...
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/24/picture-1120782-1550997058.jpg)
Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)
С помощью этого пособия Ваши дети научатся последовательно интонационно выделять звуки в слове, называть и характеризовать гласные и согласные звуки, обозначать их цветными фишками в виде схемы звуков...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/05/picture-1503962-1704454145.jpg)
Консультация для родителей на тему «Как выполнять звуковой анализ слов?»
В содержании консультации лежит: определение звукового анализа; его роль в дальнейшем школьном обучении; последовательность предъявляемых слов и порядок выполнения звукового анализа; характеристика гл...