Как выполнить звуковой анализ слов
консультация (подготовительная группа)

Скотникова Елена Александровна

Часто взрослые, обучая ребенка звуковому анализу или чтению, допускают ошибки: путают понятия «звук» и «буква», предлагают для анализа или чтения слишком сложные слова и др. Для того, чтобы избежать таких ошибок, родителям необходимо владеть опрелеленными  знаниями. Задача логопеда и родителей  - оказать детям посильную максимальную помощь.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_roditeley_zvukovoy_analiz_slov.docx147.49 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Как выполнить звукой анализ слов.

C:\Users\User\Desktop\картинки\c1eb540664edd9bddd8dff51dfba46d1_800x600.jpg

                           Учитель-дефектолог:           Е.А.Скотникова  

Под звуковым анализом понимают определение порядка звуков в слове, определение характеристики каждого звука в слове (гласный- согласный, звонкий – глухой, твердый – мягкий). Звуковой анализ и синтез основывается на фонематическом восприятии.

Фонематическом восприятие -  это способность воспринимать и различать фонемы (звуки речи ) и определять звуковой состав слова. Без специального обучения, без помощи взрослых детям сложно освоить звуковой анализ и синтез.

Задача логопеда и родителей  - оказать детям посильную максимальную помощь.

Часто взрослые, обучая ребенка звуковому анализу или чтению, допускают ошибки: путают понятия «звук» и «буква», предлагают для анализа или чтения слишком сложные слова и др. Для того, чтобы избежать таких ошибок, родителям необходимо владеть следующими знаниями.

Детям сложно усвоить такие понятия  как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». На помощь приходят игры. Например: для того,чтобы научить ребенка определять наличие или отсутствие звука в слове, можно использовать игры- звукоподражания. (Жуки жужжат:  ЖЖЖЖ. Спой песенку жука. Жук улетел, а песенка осталась.  ЖЖЖЖЖ  Есть песенка жука  в словах:   жжжжаба, лыжжжжи, жжжжало и др.

Общее правило работы по формированию навыков звукового анализа:  соблюдение строгой последовательности при звуковом анализе слова ( выделение звука из слова, определение первого звука, последнего звука, установление места звука ( начало, середина, конец слова). Полный звуковой анализ слова. 

C:\Users\User\Desktop\картинки\images (10).jpg

Последовательность формирования умственных действий при обучении звуковому анализу следующая:

  • Сначала ребенку говорят слова и выделяю голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком.
  • Затем умственное действие переходит в речевой план – ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук.
  • Действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.
  • Когда ребенок будет осваивать последовательный анализ слова,        вначале ему придется опираться на дополнительные вспомогательные средства: звуковую схему слова и фишки. Схема состоит из квадратиков и кружочков, равных по количеству звукам в слове. Ребенок слушает слово, выделяет последовательно звуки и одновременно выкладывает фишки в квадратики схемы.
  • Затем последовательное выделение звуков происходит без готовой схемы: ребенок произносит слово, выделяет каждый звук и  кладет фишки.
  •  Когда ребенок  будет легко справляться с выкладыванием фишек, можно предложить ему заменить фишки гласными буквами и класть их на нужное место в слове. Согласные обозначаются по прежнему фишками. И лишь после этого ребенку предлагается провести звуковой анализ на основе громкого проговаривания.
  • В самом конце работы по формированию звукового анализа ребенок будет в состоянии назвать количество звуков и произнести их  последовательно, без предварительного громкого проговаривания.

.

Сделаем звуковой анализ слова     МАК

  1. Выделим голосом первый звук:   МММак – первый звук М – он согласный, звонкий, твердый – обозначаем его синим квадратиком.
  2. Выделим голосом второй звук:  м –АААА- к  -второй звук А – он гласный – обозначаем его красным вадратиком.
  3. Выделим голосом  третий звук:  маКККК  - третий звук К  - он согласный, глухой, твердый – обозначаем его синим квадратиком
  4. Всего в слове  - МАК 3 звука: 2 согласных, 1 гласный.
  5. Назовем звуки по порядку:   М А К.
  6. Напишем слово буквами:   МАК

                           Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Обучение грамоте дошколят.Выполняем звуковой анализ слов "

Ознакомление родителей старших дошкольников с проведением звукового анализа слов....

Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»Задачи:закреплять у детей умение произносить слово в соответс...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты»  (схемы для звукового анализа слов)...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

С помощью этого пособия Ваши дети научатся последовательно интонационно выделять звуки в слове, называть и характеризовать гласные и согласные звуки, обозначать их цветными фишками в виде схемы звуков...

Консультация для родителей на тему «Как выполнять звуковой анализ слов?»

В содержании консультации лежит: определение звукового анализа; его роль в дальнейшем школьном обучении; последовательность предъявляемых слов и порядок выполнения звукового анализа; характеристика гл...