Статья в сборник ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТРАДИЦИИ, ИННОВАЦИИ, ПОИСКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ "Формирование молодого родителя как субъекта образовательных отношений"
статья

Комарова Анна Николаевна

Молодые родители

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rucheek.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЯ МОЛОДОГО РОДИТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

С признанием значимости развивающего образования педагогическое сообщество стало уделять большое внимание проблеме создания социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, образовательной организации, семьи и социума.  Данная проблема актуализируется тем, что ФГОС дошкольного образования предъявляет особые требования к организации образовательной среды для реализации образовательной программы дошкольного образования. Среди главных составляющих образовательной среды ФГОС определяет характер взаимодействия ребенка со взрослыми, при этом говоря о необходимости обеспечения открытости дошкольного образования и создания условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Основополагающая роль семьи в воспитании ребенка признавалась с момента зарождения педагогической мысли, так древнегреческий философ Демокрит говорил, что благомыслие отца - лучшее наставление детям, а Аристотель утверждал, что дети до семи лет должны воспитываться в семье. Воспитательную роль родителей отмечали русские писатели - педагоги К.Д. Ушинский и Л.Н. Толстой. Советские педагоги Н.К. Крупская и А. С. Макаренко писали о необходимости взаимодействия семьи, школы и детского сада. Идеолог современного дошкольного образования Л.С. Выготский в своих работах отмечал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития.

В работах современных ученых и педагогов – практиков В.В. Богатыревой, О.Е. Веннецкой, О.А. Лакеевой, К.В. Жуковой, О.В. Солодянкивой  раскрываются вопросы включения родителей в образовательную деятельность дошкольного учреждения.

Идея реализации представленного ниже опыта основана на исследованиях эффективности семейного клуба, как формы сотрудничества детского сада и семьи, О.В. Караблиной и Н.Б. Полковниковой,  И.А. Старовойтовой, Н.П. Панковой, Г.Н. Кузнецовой, и других.

Проблема вовлечения родителей (законных представителей)   в образовательную деятельность, обозначенная в публикациях актуальна и для Шадринского района.

Опрос педагогов показал, что основной сложностью своей работы они считают нежелание родителей (законных представителей), а именно отцов участвовать в образовательной деятельности ДОУ. Большинство родителей оценивают себя потребителями услуги, а не субъектами образовательных отношений, как это требует современное законодательство об образовании и ФГОС ДО.

Попыткой решения, выше обозначенной актуальной проблемы, является семейный клуб «Клуб РОСТ» (родители, объединенные совместным творчеством), который создан и реализуется на базе Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Краснозвездинский детский сад «Ручеек» Шадринского района Курганской области.

Цель «Клуба РОСТ»:

Организация социального партнерства с родителями (законными представителями) воспитанников для привлечения их в образовательную деятельность.

Задачи «Клуба РОСТ»:

1. Обеспечение преемственности семейного воспитания и образовательной деятельность ДОУ.

2. Вовлечение родителей (законных представителей)  в то числе и отцов в образовательную деятельность.

4. Повышение компетентности родителей (законных представителей)  в вопросах:

 - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

 Работа по привлечению в образовательную деятельность родителей (законных представителей) ведётся в следующих направлениях  и формах работы:

1. Информационно - аналитическое направление.

Данное направление представлено двумя формами работы:

- очная форма – беседы с родителями (законными представителями);

- заочная форма – «Почта доверия».

«Почта доверия» - коробочка, в которую родители (законные представители)  могут опустить анонимное письмо с вопросом или волнующей их проблемой.

На основе информации, полученной с использованием данных форм, планируется работа в следующих направлениях.

2. Информационно - консультативное направление.

Помимо решения конкретных психолого-педагогических проблем родителей данное направление способствует общему повышению педагогической культуры родителей (законных представителей).

Данное направление также представлено двумя основными формами работы:

- очная форма – индивидуальные и групповые консультации;

- заочная форма – публикация консультаций на сайте ДОУ.

3. Вовлечение родителей (законных представителей)  в образовательную деятельность.

Совместная деятельность воспитывающих взрослых организована в следующих формах:

 - участие родителей (законных представителей)  в непосредственно образовательной деятельности. Педагоги активно привлекают пап к участию в физкультурных занятиях («Армейская тренировка», «Будем сильными, здоровыми», и досуговых мероприятиях («Зарница», «Мама, папа, я – дружная семья»);

- участие родителей (законных представителей)  в организации развивающей предметно-пространственной среды и подготовке материалов для непосредственно образовательной деятельности. В подготовительной группе прошло занятие с участием папы воспитанника, который познакомил ребят с изготовлением скворечников из различных подручных материалов. Также папы оказывают огромную помощь в ремонте и благоустройстве участка и групповых помещений.

- совместные прогулки.

В этих формах совместной деятельности заложены возможности коррекции поведения родителей (законных представителей)  и педагогов.

4. Обмен опытом

Очень важное направление работы, для осознания родителя как субъекта образовательных отношений, стимулирования творческого подхода родителей (законных представителей)  к воспитанию детей.

Обмен интересными находками, результатами своего творчества, организован посредствам участия родителей (законных представителей)  и педагогов в группе «Малышарики» ВКонтакте.

В клубе есть родители, имеющие интересные хобби. Например, один из пап  увлечен  созданием макетов электроинструментов для своего сына. Вместе с ним они провели мастер-класс для других детей и их родителей (законных представителей).

Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как проекты. Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им

- научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности;

- освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка;

- достичь позитивной открытости по отношению к педагогам, воспитанникам и родителям (законным представителям), к своей личности;

- объединить усилия педагогов, родителей (законных представителей)  и детей с целью реализации проекта.

Интересные идеи для проектов рождаются благодаря совместному общению педагогов и родителей (законных представителей). Так после проведения непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе с использованием конструктора «ЛЕГО», некоторые папы изъявили желание создать проект, направленный на логическое нестандартное мышление.

В период реализации семейного клуба был проведен повторный опрос педагогов, который показал, что попытка решить проблему социального партнерства с родителями (законными представителями)  воспитанников оказалась успешной. Родители (законные представители)  стали больше интересоваться жизнью своих детей в стенах детского сада, а также принимать активное участие в образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД " Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным (субъектом) образовательных отношений "

Детский сад - это важный этап в жизни каждого ребенка. Именно в нем дети получают навыки социальной жизни, учатся взаимодействовать с другими детьми узнают много нового и готовятся к школе.От тог...

Статья в сборнике "Дошкольное образование: "Шаги к успеху. Педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности детей", "Использование приёмов Су - Джок терапии в коррекции речевых нарушений"

Статья в сборнике "Дошкольное образование: "Шаги к успеху. Педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности детей", "Использование приёмов Су - Джок терапии в коррекц...

Анкета для родителей «О запросах субъектов образовательных отношений»

Анкета«О запросах субъектов образовательных отношений»...

Педагогический совет: "Семья как субъект образовательных отношений: на пути к доверительному общению"

Целью данного педагогического совета является рассмотрение проблемы сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьёй, возможности построения доверительных отношений педагога и родителей ...

Сборник материалов конференции "Многогранность образовательных потребностей. Разнообразие психолого-педагогических условий и практик в социализации и развитии всех участников образовательных отношений"

В сборнике представлена статья Батаниной О.А, Шипушиной И.Ю, Кошевых И.Г. "Практика организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с РАС и УО в условиях детского сада комбинированног...