Выступление на родительском собрании «Развитие графических навыков письма у дошкольников. Работа с клеткой».
консультация (старшая группа)

Лариса Александровна Емельянова

Техника письма требует согласованной работы, мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыками письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга и развитие мелких мышц кисти. Занятия развитием графических навыков очень важны не только по­тому, что таким образом малыш готовится к овладению навыками письма в школе, но и потому, что при выполнении графических уп­ражнений интенсивнее развивается интеллект и речь ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании

                                                       25 сентября, 2019г.

«Развитие графических навыков письма

у дошкольников. Работа с клеткой».

Главная задача обучения шестилетних детей – это всесторонняя подготовка детей к школе. Недаром и группа детского сада для шестилеток называется подготовительной к школе группой.

Техника письма требует согласованной работы, мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыками письма необходима определённая функциональная зрелость коры головного мозга. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга и развитие мелких мышц кисти. Занятия развитием графических навыков очень важны не только потому, что таким образом малыш готовится к овладению навыками письма в школе, но и потому, что при выполнении графических упражнений интенсивнее развивается интеллект и речь ребёнка.

На первом этапе обучения в школе дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается «зеркальное письмо»; ребёнок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.

Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в ДОУ специальной системы работы, целью которой является подготовка руки ребёнка к систематическому письму, формирование элементарных специфических графических навыков письма.

Такие занятия, сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития, я провожу с детьми регулярно. Выработалась определенная система упражнений.

Учитывая возрастные особенности старших дошкольников (6лет, в том числе особенности зрительного восприятия, занятия провожу в тетрадях в клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также создаёт благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве.

Существует несколько мнений по поводу того, какую тетрадь брать для занятий, в крупную или мелкую клетку. Я практикую так. На первых занятиях, когда дети учатся ориентироваться в тетради и на рабочей строке, даю детям листы тетради в крупную клетку. А потом мы работаем карандашом в тетради в мелкую клетку.

Система работы включает восемь разделов, которые реализуются в следующем порядке.

  1. Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.
  2. Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них.
  3. Радуга: тёплые и холодные тона.
  4. Наклонные прямые линии и комбинации из них.
  5. Дуги, волнистые линии, круги, овалы.
  6. Печатание букв по клеткам.
  7. Рисование по клеткам предметов сложной формы.

Упражнения усложняю постепенно. Знакомя детей с новым упражнением, опираюсь на ранее усвоенные им умения и навыки.

Примерные упражнения по разделам

  1. Знакомство с тетрадью.

Загадать детям загадку: – То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Называюсь я… (тетрадь). 

Рассмотреть тетрадь. Она состоит из обложки и листов. На обложке обычно пишут фамилию и имя человека, которому принадлежит тетрадь, и некоторые другие сведения. У каждого листа две стороны – две страницы. На них пишут, чертят, рисуют. Заполнять листы рисунками и орнаментами нужно по порядку.

Рассмотреть страницу. На ней начерчены прямые линии сверху вниз и слева направо, которые образуют одинаковые квадраты – клетки. Предложить детям провести указательным пальцем правой руки по линиям сверху вниз и слева направо.

Предлагаю детям такие задания:  

– Покажи нижнюю часть тетрадного листа, верхнюю, правую, левую сторону.

– На листе тетради есть четыре угла: два верхних, два нижних. Соответственно – верхний правый угол, нижний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол.

– Покажите пальчиком верхний правый угол, верхний левый угол, нижний правый угол, нижний левый угол, середину страницы.  

– А сейчас мы будем с вами на странице тетради создавать картинку (на столах у детей лежат картинки: подсолнух, домик, солнышко, тучка, бабочка).  

– Положите в правый нижний угол картинку подсолнуха. В левый нижний угол картинку домика. В правом верхнем углу будет солнышко. В левом верхнем углу – тучка. Посредине разместите бабочку. Вот такая картинка получилась.

  1. Знакомство с карандашом.

Загадать ещё одну загадку: –  Если ты его отточишь,

Нарисуешь всё, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж…

Что же это?     (Карандаш). 

– А сейчас поработаем карандашом. Но сначала сделаем массаж.

Массаж руки гранённым карандашом со словами:

– Мы, как древние индейцы,

   Добываем огонёк.

   Сильно палочку покрутим

   И огонь себе добудем.

Проверяю, правильно ли держат дети карандаш.

– Не забывайте, что карандаш, также как и ручка удерживается большим, указательным и средним пальцами. Похлопайте указательным пальчиком по карандашику… Вот так.

– Возьмите карандаш и в правом верхнем углу обведите клеточку.  

Так дети обводят клеточки во всех четырёх углах и посредине страницы.

– Послушайте ещё одну загадку: –  Жмутся в узеньком домишке

Разноцветные детишки.

Только выпустишь на волю –

Где была пустота,

Там глядишь – красота! (Цветные карандаши).

А затем закрашиваем наши квадратики цветными карандашами.

  1. Рабочая строка. 

Цель: учить ориентироваться на рабочей строке.

Рабочая строка состоит из ряда клеток, расположенных слева направо, и имеет верхнюю и нижнюю границы. В первых упражнениях педагог сам чертит верхнюю и нижнюю границы рабочей строки. Дети рассматривают рабочую строку (она состоит из ряда клеток, закрашивают её синим карандашом. «Строка – это река с заповедными берегами. На берег выходить нельзя. Писать можно только на рабочей строке».

Дети закрашивают рабочую строку синим или голубым карандашами, как будто бы это река.

Дети ставят точки на рабочей строке: в центре клетки, на середине боковой стороны клетки. На пересечении линий.

  1. Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинация из них.

Цель: развивать ориентирование на рабочей строке (сверху вниз, слева направо), зрительно – двигательную координацию и мелкую моторику; навыки безотрывного письма, зрительное внимание.

Это могут быть вертикальные и горизонтальные прямые линии разной длины и с разными интервалами, в различных комбинациях, в том числе квадраты, прямоугольники небольших размеров, которые дети штрихуют слева направо или сверху вниз, раскрашивают. Упражнения выполняют строго по клеткам.

Длительность графических операций не должна превышать 5-7минут. Следует отметить: не торопите детей. У каждого ребёнка свой темп письма.

Задание.

– На рабочей строке нарисуйте прямые линии сверху вниз. Обращаю ваше внимание, что прямые линии мы рисуем сверху вниз. Овалы – против часовой стрелки. Полуовалы можно рисовать как по часовой стрелке. Так и против неё.

  1. Радуга. 

Цель: закреплять знания о тёплых и холодных цветах, укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки.

Педагог чертит радугу, дети закрашивают её по порядку в цвета: красный, оранжевый, жёлтый – это тёплые цвета, как солнышко, как огонёк; зелёный, голубой, синий, фиолетовый – это холодные цвета, как небо, как река, море. В дальнейшем при раскрашивании фигур дети самостоятельно подбирают тёплый или холодный цвет по указанию педагога.

  1. Наклонные прямые линии и комбинации из них.

Цель: развивать ориентирование на рабочей строке и в микропространстве (правый верхний и левый нижний углы, слева направо и т. д.) ; зрительно-двигательную координацию, навыки безотрывного письма, зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки.

Это могут быть наклонные прямые линии с различными интервалами и комбинации из них, треугольники разной формы и штриховки их прямыми наклонными линиями, закрашивание их в тёплые или холодные цвета по указанию педагога.

  1. Печатание цифр по клеткам. 

Цель: развивать ориентирование в микропространстве, зрительно-двигательную координацию, зрительное внимание.

Цифры печатаем такими, как печатают индекс на почтовых конвертах. Далее можно предложить детям сравнить: что одинаковое и что разное в паре цифр: 2 и 7, 6 и 9.

  1. Дуги, волнистые линии, круги, овалы. 

Цель: развивать зрительно-двигательную координацию, умение чертить плавно закруглённые линии, ориентировку в микропространстве.

Дуги желательно чертить высотой в одну клетку и шириной в одну, затем в две клетки. Круги вписывать в квадрат – клетку, в квадрат со стороной в две клетки, затем в воображаемый квадрат. Овалы чертить в прямоугольнике шириной в одну клетку, высотой в две клетки, затем в таком же воображаемом прямоугольнике. Перед тем, как рисовать дуги в тетради, попробуйте нарисовать их в воздухе.

  1. Печатание букв по клеткам. 

Цель: развивать внимание, зрительно-двигательную координацию, закреплять элементарные графические умения и навыки письма.

Буквы печатаем высотой в две клетки, шириной в одну клетку. Исключение составляют буквы Ж, Ф, Ш, Щ, Ы. Их печатают шириной в полторы клетки. В конце каждого занятия дети сравнивают по признакам сходства или различия некоторые буквы: Б – В, И – Н, С - Э, О – Ю, Ц – Щ и др.

  1.  Рисование по клеткам предметов сложной формы. 

Цель: развивать зрительный анализ и синтез восприятия предметов сложной формы, ориентирование в пространстве; закреплять навыки счёта и измерения условной меткой – клеткой.

Это могут быть различные предметы, нарисованные по клеткам, орнаменты из геометрических фигур. Сначала дети рассматривают образец, зрительно расчленяя его на простые геометрические фигуры, определяя их величину, считая клетки в каждой стороне и определяя их взаимное положение, затем рисуют по образцу, раскрашивают. На следующем этапе работы дети рисуют предметы или орнаменты из геометрических фигур по замыслу, раскрашивают их.

Работая с клеткой, дети закрепляют знания и умения полученные на других занятиях:

  • Рисование по клеткам способствует навыкам счёта (необходимо сосчитать

число клеток прежде, чем провести линию);

  • Закрепляются знания детей о геометрических формах. Во время работы ребята

знакомятся со сторонами, углами, центром клеточки (квадратика), проводят линии внутри квадратика, опираясь на основные точки. Дети учатся проводить прямые и волнистые линии, треугольники, круги.

  • Располагая рисунки в определённой части листа (вверху, внизу, слева, справа,

посередине), проводя линии сверху вниз, слева направо, справа налево, дети овладевают умением ориентироваться на плоскости листа.

  • Работа с клеткой поможет развить у ребёнка внимание. Во время занятий дети

учатся аккуратно работать по образцу. От простых задач они переходят к сложным. Дошкольники учатся срисовывать, дорисовывать недостающие части предметов, ориентируясь на образец.

  • Во время работы с клеткой у детей формируются усидчивость и

организованность, способность самостоятельно контролировать себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум по теме: «Формирование и развитие графических навыков у старших дошкольников»

«Формирование и развитие графических навыков у старших дошкольников»...

Проект "Развитие графических навыков письма у дошкольников"

Вашему вниманию представлен проект "Развитие графических навыков и умениу дошкольниковПоступление в школу – событие в жизни     ребенка. Современная...

Развитие графических навыков письма и мелкой моторики у дошкольников с отклонением в речевом развитии.

В настоящее время проблема воспитание детей дошкольного возвраста с отклонением в речевом развитии становится все актуальней....

Выступление на родительском собрании на тему «Познавательные процессы у дошкольников с ЗПР, их особенности и развитие»

Выступление на родительском собрании на тему «Познавательные процессы у дошкольников с ЗПР, их особенности и развитие»...