«Использование игровых приемов в приобщении детей старшего возраста к чтению книг»
консультация (подготовительная группа)

Резник Зоя Аркадьевна

В этом материале рассматриваются игровые технологии как способ приобщения дошкольников к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_igrovye_priyomy.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №1 «Семицветик»»

Консультация на тему:

«Использование игровых приемов в приобщении детей старшего возраста к чтению книг»

                                                             подготовила

                                                            воспитатель

                                                               Резник З.А.

                                                           

 

г. Гаджиево 2020 г.

Использование игровых приемов в приобщении детей старшего возраста к чтению книг

Никому еще любовь к книге не давалась от рождения, поэтому, чтобы ребенок полюбил ее, нужна большая и серьезная работа. Приобщение детей к литературе должно начинаться с раннего возраста, но, к сожалению, в большинстве случаев эту работу приходиться начинать только в детском саду, так как не все родители понимают необходимость данной работы с самого рождения. В последнее время ярко прослеживается снижение читательского интереса к хорошей содержательной книге. Детей стала привлекать литература, не требующая размышления, напряжения душевных сил. Любимыми героями являются не литературные персонажи, а герои мультфильмов и комиксов.

Научить ребенка любить книгу, видеть в ней верного друга, советчика во всех делах – задача работающих с детьми.

Огромная роль в приобщении дошкольников к художественной литературе принадлежит игре - важнейшему виду деятельности.

Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил. Однако игра – это еще и обучающая игра.

Главная особенность игр в том, что дети играют, не подозревая, что осваивают новые знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

       Много радости доставляет детям игра в детское домино «Герои сказок Пушкина», составление разрезных картинок (пазлов) с изображением сюжета из знакомых детям сказок («Дюймовочка», «Конек – Горбунок»). В играх «Айболит», «Золотой ключик» используется игровое поле, через которое проходит извилистый путь с числовыми обозначениями. Дети играют с помощью фишек и счетного кубика, который указывает, на какой отрезок пути может продвинуться фишка.

Использование средств наглядности стимулирует мыслительную деятельность детей, включает в активную работу, помогает детям восстановить в памяти прочитанный текст. Много игр можно провести, используя иллюстрации к сказкам.

При знакомстве детей со структурой повествования можно предложить игру «Что сначала, что потом?». Цель игры - учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета.

Игра «Книжки заболели» учит детей видеть и исправлять неточности в тексте, определять последовательность высказывания. В игре все книжки в уголке книг «заболели», все в них перепуталось: вместо начала конец и, наоборот; в сказке о «Красной Шапочке» появляется Колобок и т.д. Сказочные герои просят у детей помощи. Если ребята определят, где в сказке начало, а где конец; найдут неточности в тексте и сами исправят их, то все книжки в сказке станут здоровы. А помогут всем замечательные картинки.

Близка к этой работе игра «Сказочные клубочки». Воспитатель задает вопрос: «Сколько сказок свернулось в клубок?». «Жили – были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла курочка Ряба яичко. Положила его баба на окошко студиться. А дед пошёл тянуть репку. Тянет, тянет, а вытянуть не может» («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»).

Игра «Телефон» проводится с целью закрепления умения выделять структурные части рассказа или сказки и соединять их в единое целое. Педагог предлагает детям сесть полукругом или в линию, затем сообщает об интересной игре «Телефон». По телефону участники игры будут рассказывать друг другу сказки. Рассказывая, можно остановиться в любом месте и предложить продолжить собеседнику. Педагог следит за правильностью пересказа. Если кто-то ошибся, телефон «ломается». Продолжить игру можно лишь тогда, когда дети выяснят и устранят причину «поломки». В игре может принимать участие любое количество детей.

Среди старших дошкольников популярны игры с иллюстрациями «Узнай героя», «Найди друга», «Кто автор?», «В мире сказок». Увидев рисунок с изображением животного в игре «Кто в какой сказке живет», дети называют произведения, в которых можно «встретиться» с этим животным (Лиса – «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и заяц», «Лиса и тетерев» и другие). Эта игра дает возможность поразмышлять над характерами персонажей в различных сказках: ведь в сказках «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса» лиса злая, хитрая и ловкая обманщица, а в сказке «Козьма Скоробогатый» лисичка – мудрая и преданная помощница.

Игры «Вспомни прозвище», «Скажи наоборот» и «Назови красиво» помогают ребятам постичь красоту и выразительность русской речи, обогащают словарный запас. В игре «Вспомни прозвище» ребята припоминают, какими прозвищами наделяются животные в сказках (лисичка - сестричка, лиса - рыжая краса, волк - волчище - серый хвостище, зайчик - побегайчик, зайчишка - трусишка). В игре «Назови красиво» дошкольники подбирают синонимы к характеристикам героев сказок (в сказке «Заюшкина избушка» зайка - трусишка, жалкий, слабый; лиса - хитрая, обманщица, плутовка; петух - храбрый, удалец). Игра «Скажи наоборот» закрепляет знания об антонимах, учит концентрировать внимание. Взрослый предлагает подобрать слова с противоположным значением и, по эти словам, угадать настоящее название сказки («Мышь в лаптях» - «Кот в сапогах», «Рассказ о простой курочке» - «Сказка о золотом петушке», «Один из Молоково»- «Двое из Простоквашино», «Знайка в лунной деревне» - «Незнайка в Солнечном городе»).

Для игры в «Волшебный телевизор», дошкольники вместе с воспитателем склеивают свои иллюстрации к сказкам в ленты - «диафильмы», которые и демонстрируются по «телевизору». В игре закрепляется умение воспроизводить сюжет.

Педагог предлагает детям посмотреть телевизор: «Ребята, этот телевизор не простой, он волшебный. Сейчас я его включу, и вы увидите и услышите знакомые сказки и рассказы. Но вот беда, в этом телевизоре пропадает звук. Показ продолжится только в том случае, если мы с вами вспомним, о чем идет речь и озвучим произведение».

В игре «Отгадай сказку» сюжет воспроизводится при помощи игрушек. Ребенок самостоятельно отбирает необходимые игрушки и показывает сценку из любой знакомой ему сказки. Все остальные дети должны отгадать сказку, рассказать, о чем она. Впоследствии правила игры усложняются. Ребенок должен придумать свою сказку или рассказ и показать сценки при помощи игрушек.

Ценными и интересными для старших детей являются игры, в содержании, игровых действиях которых имеется элемент соревнования в точности, быстроте, сообразительности: «Разложи открытки по порядку», «Узнай сказку по отрывку», «Сделай правильный выбор» (из лежащих на подносе игрушек - животных выбираются персонажи сказки «Зимовье зверей»), «Сказочная почта» (зачитываются телеграммы, присланные сказочными персонажами), «Следствие ведут знатоки» или «Посылка от К.И. Чуковского» (по предметам определяется произведение автора, содержание, забавные эпизоды).

Интерес к произведениям литературы, к фольклору поддерживается играми «Угадай героя по описанию», «Смелые и ловкие», «Кто сказал?» (узнают слова и диалоги из знакомых сказок, стихов), «Узнай книгу по обложке», «Угадай сказку по трём словам» (Алёнушка, козлёнок, колодец - «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»), «Узнай автора на портрете» (среди портретов четырех писателей, известных детям, находят нужный). Эти и подобные игры требуют от детей припоминания и применения знаний, усвоенных на занятияхЗа правильный ответ ребенок получает фишку, победителем становится ребенок, набравший большее количество фишек.

Особая роль отводится творческим заданиям: придумать продолжение сказки; домыслить судьбу литературных героев; сочинить устное письмо герою литературного произведения и ответ на него. Можно объединить героев разных литературных произведений в одно произведение, например, сочинить сказку, в которой героями являются Буратино, Кот в сапогах и Красная Шапочка.

Содержание игры-предположения заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что произойдет, если все сказочные герои станут жить рядом с нами?», «Кого бы из сказочных героев ты выбрал в друзья?», «Что бы я сделал, если бы...», «Кем бы из героев книг я хотел бы быть и почему?» и др.

Детям нравятся игры - загадки. В игре «Отгадай сказку по загадке» дети находят ответ к загадке «Хвост узорами, сапоги со шпорами», а затем называют сказки, в которых живет этот герой («Заюшкина избушка», «Петушок – золотой гребешок»).

Для проведения игры «Сказки – загадки» необходим набор картинок – перепутаниц, на которых известные сказочные герои находятся не в своих сказках. Такие картинки являются своеобразными викторинами, проверяющими осведомленность детей, знание ими сказочных сюжетов. Ребята должны доказать, вспоминая сказку, что художник ошибся, нарисовав со стрелой на болоте не лягушку, а курочку Рябу.

Ритмы и рифмы фольклорных потешек, прибауток, считалок, поэзия народных сказок приобщают дошкольников к художественным произведениям. Помочь полюбить поэзию, научить подбирать рифмы к ритмическим строчкам, сочинять стихи призваны игры «По рифме вспомни стихотворение» (бычок-бочок, хозяйка-зайка), «Угадай пропущенное слово» в стихах, «Доскажи словечко». Взрослый произносит строчку стихотворения, не договаривая последнее слово, а предлагая на выбор 2-3 картинки, по которым ребенок выбирает конец. Например, я так мечтал иметь свой… (дом, лопата, парашют, солнце), И чтоб уютно было в нем.

Игра «Стихотворение в клеточках» поможет быстрее запомнить небольшой текст. Для каждого слова отводится своя клеточка, в которой зарисовывается значок. Затем стихотворение «читается» по значкам.
       Итак, одним из условий успешной работы по приобщению детей к книге является использование игровых приемов.  Игра не только поддерживает активный интерес дошкольников к художественной литературе, но имеет и большое образовательное значение. Поэтому в каждом детском саду должны быть наборы самых разнообразных игр и созданы условия для свободного доступа детей к ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по теме: "Использование игровых приемов в приобщении детей старшего возраста к чтению книг".

В материале представлены игры с разными вариантами заданий для развития интереса детей к чтению книг....

Презентация "Использование игровых приемов в цветовосприятии детей дошкольного возраста"

Использование игровых приемов в цветовосприятии в ООД "Познавательное развитие"...

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению книг

Познакомить детей с разнообразными жанрами литературы (рассказами, стихами, произведениями устного народного творчества (песенками, потешками, загадками, сказками, с поэтами, писателями, художниками -...

Родительское собрание "Приобщение детей дошкольного возраста к чтению книг"

Цель:         развитие интереса к художественной литературе и речевой активности.  Задачи:       1. обогатить лексику, помочь...

Технология использования игровых приемов при обучении детей дошкольного возраста

Технология использования игровых приемов при обучении детей дошкольного возраста Целевое назначение игровых приемов: элементы игры во время отработки различных плавательных умений, навыков делают п...

Использование игровых приемов в обучении детей раннего возраста изобразительной деятельности

Общепризнанно, что первые годы жизни ребёнка самые ценные для его будущего развития. Особенно значимым является ранний возраст. Это возраст бурного развития ребенка, период быстрого формирования всех ...