"Преодоление нарушений слоговой структуры слова"
консультация

Ольхова Дарья Андреевна

Рекомендации для родителей дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slogovaya_struktura.docx260.53 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей дошкольников

C:\Users\acer\Desktop\373149.jpg

Что такое нарушение слоговой структуры слова?C:\Users\acer\Desktop\0_8d9ba_9d354135_XL.png

Под понятием “слоговая структура” слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.

Слоговые трудности ребенка – нарушение им порядка слоговой структуры слова, а также пропуски, либо добавление новых слогов или звуков. 

Типичные ошибки детей

в воспроизведении слогового состава:


1. Нарушение количества слогов:
- сокращение (пропуск) слога – “моток” = “молоток”
- увеличение числа слогов – “команата” = “комната”


2. Нарушение последовательности слогов в слове:
- перестановка – “гебемот” = “бегемот”


3. Искажение структуры отдельного слога:

- сокращение стечений согласных – “тул” = “стул”
- вставки согласных в слог – “лимонт” = “лимон”


4. Уподобление слогов – “кококосы ” = “абрикосы”


5.Замена предшествующих звуков последующими - “нананасы”=“ананасы”

6. Смешение слов - “в холодильнице”= “в хлебнице и холодильнике”.

  1. Обучать воспроизводить неречевые ритмы

  1. Изолированные удары, где       -   1 удар ладонью левой руки по столу

  1. Серия простых ударов, где пробел между палочками означает небольшую паузу и смену рук (первый такт стучит левая рука, второй – правая или наоборот)

  1. Воспроизведение акцентированных ударов, где        – сильный удар ладонью левой руки,  а              -  слабый удар ладонью правой руки.

С этой целью детям можно предлагать игры: 

«Постучи, как я»

Взрослый предлагает поиграть в интересную, новую игру. Дает образец. В случае ошибки – просим послушать еще раз и повторить.

«Потопай, как я» - игра проводится аналогично предыдущей, только с ногами.

«Ты - мое отражение»

Взрослый предлагает поиграть. «Сейчас я буду хлопать и топать, а ты запоминай». Взрослый воспроизводит простое движение(1 хлопок, 1 стук ногой…и так далее, постепенно усложняя задание, увеличивая количество хлопков и стуков)

  1. Обучать делить слова на слоги

2.2. Привлечение внимания ребенка к слоговому контуру слова

С этой целью необходимо объяснить ребенку, что слова бывают длинные и короткие, и показать это на примере картинок.

«Жук – короткое слово, че-ре-па-ха - длинное (разводим руки в стороны, показывая, какое оно длинное)».

2.3. «А ты знаешь секрет? Любой предмет можно разделить на части. Яблоко можно разделить, игрушку…Слово тоже можно разделить на части.» Демонстрируем разрезанные картинки.

«А еще слово можно разделить хлопками. Вот так: «МА – МА», «ПА - ПА» и т.д. Взрослый делит слово, ребенок - повторяет. Затем предлагаем ему самому разделить любое двухсложное слово. (ДОМА, ВОДА, КОТЫ, САДЫ, ДЫНЯ, ИВА)

Если Вы успешно освоили деление простых слов с помощью хлопков, можно переходить к следующим этапам работы. (Выполняется на материале картинок)

2.4. Трехсложные слова (ПАНАМА, СОБАКА, ГАЗЕТА, ПИОНЫ и т.д.)

2.5. Слова со стечением согласных (УТКА, ВАФЛИ, ЧАЙНИК, КОМПОТ, КАЛИТКА, МАТРЕШКА и т.д.)

2.6. Четырехсложные слова (ПУГОВИЦА, ЧЕРЕПАХА, КУКУРУЗА и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов

В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднение в произнесении отд...

Игры и упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова

Искажения слогового состава слова у детей дошкольного возраста с ОНР являются ведущими и стойкими проявлениями в структуре системного речевого нарушения и  отрицательно влияют на усвоение чтения ...

Дидактические игры и упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Использование дидактических игр и упражнений в коррекционно развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР на этапе автоматизации и диффенеренциации, отрабат...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (1 класс слоговой структуры)

1. Упражнение "УЗНАЙ, КТО ЭТО?"2. Упражнение "КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ"3. Упражнение "НАЙДИ и НАЗОВИ"Цель.1. Учить произносить двухсложные слова из открытых слогов (1 ый тип слоговой структуры)2. Учить со...

Коррекционные упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста (2 класс слоговой структуры)

Логопедическая работа по коррекции слоговой структуры должна быть развивающей и включать в себя  работу над фонематическим восприятием, словарным запасом, грамматическим строем речи, развитием ВП...