Развитие воображения у дошкольников через художественное творчество
статья (старшая группа)

Воображение-это универсальная способность человека, позволяющая ему видеть мир во всём многообразии предметов и их качеств.

«Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и вообще универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения невозможно было бы узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду. Человечество без силы воображения никогда не запустило бы в космос ракету» (Э.В. Ильенков)

Традиционно к воображению относят любые новые образы и знания; образы реального, но в данный момент не присутствующего; любое искажённое отражение реальности, в том числе иллюзии; неадекватное, неверное представление человека о ранее не воспринимавшемся и т. п. Классическое понимание стирает грань между воображением и мышлением, между воображением и представлением.

Размывая границы между воображением, мышлением и представлением, мы обрекаем себя на серьёзные трудности не только в теории и методологии психологии, но и в повседневной практической работе. Формируя воображение детей, воспитатель и психологи часто занимаются совсем иным делом и упражняют совсем другие функции воспитанников.

Основные этапы становления личности неотделимы от развития творческих возможностей и, следовательно, от развития воображения. В истории общества воображение развивается как универсальная способность человека, позволяющая ему правильно видеть то, что действительно есть в мире, как умение видеть мир во всём многообразии предметов и их качеств. Воображение – это способность видеть целое раньше его частей (Е.И. Ильенков).

Надо отметить, что воображение наиболее интенсивно развивается и культивируется в недрах художественного сознания людей, которое находит своё выражение в разных видах искусства. Искусство развивает воображение людей как «всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности и познания – в науке, в политике, в быту и в непосредственном труде. Формирование способности воображения как способности видеть целое раньше его частей, и видеть правильно, есть, не мистически- божественный процесс, как и не естественно-природный. Совершается он и через игры детей, и через эстетическое воспитание вкуса на предметах и продуктах художественного творчества.

Изобразительная деятельность занимает важное место в педагогическом процессе детского сада. Изобразительная деятельность создаёт особые предпосылки для формирования творческой личности, что является результатом участия ребёнка в творческом процессе, который обеспечивает ему постоянную тренировку положительных эмоций, чувств, переживаний и особенно воображения.

Создание художественного образа предполагает наличие у человека высокоразвитого воображения как такой способности, благодаря которой человек может видеть «целое раньше его частей», и видеть «правильно». Для развития этой способности обучение должно формировать у детей умение выделять в действительности (или в учебном материале) не только сами объекты и их части, но и прежде всего отношения между ними. Умение ориентироваться в этих отношениях, оперировать ими и, главное, обобщать их, приводя к целостности, является главной составляющей способности воображения.

Построение человеком образа возможно в процессе перехода в сознании от целого к частям, от общего к частному.

Как уже отмечалось, «умение видеть целое раньше его частей» - фундаментальная творческая способность ребёнка. На первый взгляд, здесь всё просто: для того, чтобы иметь верное, истинное, реалистичное представление о предмете, необходимо видеть его как нечто «целое». Но что значит: видеть предмет как «целое»? Можно ли, к примеру, сказать, что, составляя рассказ по картинке и более или менее точно описывая то, что на ней изображено, ребёнок приходит к созданию целостного образа ситуации?

Для ответа на эти вопросы можно привести пример экспериментального опыта В.Т.Кудрявцева («Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития»), который разработал специальную методику (возрастной контингент испытуемых - пятилетние дети). Детям показывают картинку с изображением человечка, над головой которого одновременно сияет солнце и светит луна со звёздами. Экспериментатор спрашивает, правильно ли нарисована картина. Большинство детей считало картину неправильной, указывая на имеющиеся в ней несоответствия («Луна и солнце не могут быть вместе…»). Тогда экспериментатор предлагал им показать (или объяснить), как сделать картинку «правильной». В ответ на это некоторые дети предлагали стереть (зачеркнуть) одно из небесных тел либо разбить изображение на два сектора, в одном из которых оказались бы человек и солнце, а в другом – луна со звёздами. Во втором случае дети усматривали решение задачи в том, чтобы из одного противоречивого изображения сделать два непротиворечивых. Решение это с полным основанием можно отнести к разряду штампов, поскольку оно демонстрирует привычный, обыденный способ устранения противоречия.

Данный эксперимент позволяет сделать вывод о том, что, действительно, создание целостного контекста ситуации основывается на поиске одного из её потенциальных элементов – обрамления для картинки. И это закономерно, ибо для воображения функцию носителя целостно образующего свойства всегда выполняет какой-то отдельный компонент воображаемой ситуации.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей и родителей

«Развитие воображения у дошкольников через художественное творчество»

Составила Бочарова Ираида .Ивановна.

 педагог организатор ГБДОУ№26

Воображение-это универсальная способность человека, позволяющая ему видеть мир во всём многообразии предметов и их качеств.

«Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и вообще универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без неё нельзя сделать ни шагу не только в искусстве, если, конечно, это не шаг на месте. Без силы воображения невозможно было бы узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду. Человечество без силы воображения никогда не запустило бы в космос ракету» (Э.В. Ильенков)

Традиционно к воображению относят любые новые образы и знания; образы реального, но в данный момент не присутствующего; любое искажённое отражение реальности, в том числе иллюзии; неадекватное, неверное представление человека о ранее не воспринимавшемся и т. п. Классическое понимание стирает грань между воображением и мышлением, между воображением и представлением.

Размывая границы между воображением, мышлением и представлением, мы обрекаем себя на серьёзные трудности не только в теории и методологии психологии, но и в повседневной практической работе. Формируя воображение детей, воспитатель и психологи часто занимаются совсем иным делом и упражняют совсем другие функции воспитанников.

Основные этапы становления личности неотделимы от развития творческих возможностей и, следовательно, от развития воображения. В истории общества воображение развивается как универсальная способность человека, позволяющая ему правильно видеть то, что действительно есть в мире, как умение видеть мир во всём многообразии предметов и их качеств. Воображение – это способность видеть целое раньше его частей (Е.И. Ильенков).

Надо отметить, что воображение наиболее интенсивно развивается и культивируется в недрах художественного сознания людей, которое находит своё выражение в разных видах искусства. Искусство развивает воображение людей как «всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности и познания – в науке, в политике, в быту и в непосредственном труде. Формирование способности воображения как способности видеть целое раньше его частей, и видеть правильно, есть, не мистически- божественный процесс, как и не естественно-природный. Совершается он и через игры детей, и через эстетическое воспитание вкуса на предметах и продуктах художественного творчества.

Изобразительная деятельность занимает важное место в педагогическом процессе детского сада. Изобразительная деятельность создаёт особые предпосылки для формирования творческой личности, что является результатом участия ребёнка в творческом процессе, который обеспечивает ему постоянную тренировку положительных эмоций, чувств, переживаний и особенно воображения.

Создание художественного образа предполагает наличие у человека высокоразвитого воображения как такой способности, благодаря которой человек может видеть «целое раньше его частей», и видеть «правильно». Для развития этой способности обучение должно формировать у детей умение выделять в действительности (или в учебном материале) не только сами объекты и их части, но и прежде всего отношения между ними. Умение ориентироваться в этих отношениях, оперировать ими и, главное, обобщать их, приводя к целостности, является главной составляющей способности воображения.

Построение человеком образа возможно в процессе перехода в сознании от целого к частям, от общего к частному.

Как уже отмечалось, «умение видеть целое раньше его частей» - фундаментальная творческая способность ребёнка. На первый взгляд, здесь всё просто: для того, чтобы

иметь верное, истинное, реалистичное представление о предмете, необходимо видеть его как нечто «целое». Но что значит: видеть предмет как «целое»? Можно ли, к примеру, сказать, что, составляя рассказ по картинке и более или менее точно описывая то, что на ней изображено, ребёнок приходит к созданию целостного образа ситуации?

Для ответа на эти вопросы можно привести пример экспериментального опыта В.Т.Кудрявцева («Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития»), который разработал специальную методику (возрастной контингент испытуемых - пятилетние дети). Детям показывают картинку с изображением человечка, над головой которого одновременно сияет солнце и светит луна со звёздами. Экспериментатор спрашивает, правильно ли нарисована картина. Большинство детей считало картину неправильной, указывая на имеющиеся в ней несоответствия («Луна и солнце не могут быть вместе…»). Тогда экспериментатор предлагал им показать (или объяснить), как сделать картинку «правильной». В ответ на это некоторые дети предлагали стереть (зачеркнуть) одно из небесных тел либо разбить изображение на два сектора, в одном из которых оказались бы человек и солнце, а в другом – луна со звёздами. Во втором случае дети усматривали решение задачи в том, чтобы из одного противоречивого изображения сделать два непротиворечивых. Решение это с полным основанием можно отнести к разряду штампов, поскольку оно демонстрирует привычный, обыденный способ устранения противоречия.

Данный эксперимент позволяет сделать вывод о том, что, действительно, создание целостного контекста ситуации основывается на поиске одного из её потенциальных элементов – обрамления для картинки. И это закономерно, ибо для воображения функцию носителя целостно образующего свойства всегда выполняет какой-то отдельный компонент воображаемой ситуации.

Используемая литература. Киселёва С.Л. «Развитие воображения дошкольников 3-7 лет в изобразительной деятельности»

 Методическое пособие для воспитателей. Москва. «Вентана-Граф». 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа педагогического развития на тему "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через художественное творчество (оригами)"

Цель программы –  всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бум...

Методическая разработка "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через художественное творчество (оригами)" для детей старшей группы

всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе  овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги....

Статья на тему "Развитие понятия «симметрия» у дошкольников через художественное творчество"

Развитие понятия "симметрия" у дошкольников.Значение симметрии в жизни человекаВлияние симметрии на развитие полушарий мозга, воображения, ориентировке в пространстве....

Консультация для родителей на тему: «Творческие игры на развитие воображения у детей по художественному творчеству».

laquo;Творческие игры на развитие воображения у детей по художественному творчеству»....

Консультация для родителей: «Творческие игры на развитие воображения у детей по художественному творчеству».

Консультация для родителей:«Творческие игры на развитие воображения у детей по художественному творчеству»....

Консультация для родителей«Творческие игры на развитие воображения у детей по художественному творчеству»

Нетрадиционные техники рисованияИгры с краскамиДетское изобразительное творчество нередко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии.   Игры с краск...

Консультация для родителей на тему: «Творческие игры на развитие воображения у детей по художественному творчеству».

Консультация для родителей на тему: «Творческие игры на развитие воображения у детей по художественному творчеству»....