"О чем говорит детский рисунок?"
консультация

Малинова Надежда Валерьевна

Учимся анализировать детский рисунок. Очем он говорит?
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему: «О чем говорит детский рисунок?»

Как читать детские рисунки

Подготовила: Малинова Н.В.,

воспитатель 1 кв. кат.

2018г.

Вглядевшись внимательнее в любой детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.

Малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут – картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей скрыто в этом рисунке! Вот ребенок изобразил себя, но поза неустойчива, и нет лица. Он вооружен до зубов. Ему требуется защита. Может быть, кто-то обидел его? Вот малыш в кроватке – прилег отдохнуть. Он устал? А может быть, болен?

Особенности возраста

Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. До трех лет – это только черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. К четырем годам у картинок появляется замысел. Маленького художника «вдохновляет» главным образом человек – мама, папа, сам малыш. Люди на рисунках чаще всего выглядят как «головоноги»: существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками.

Анализировать рисунок можно начинать с 4-5 лет. Человечек на рисунке уже состоит из двух овалов с ручками и ножками – палочками. Появляется интерес к различным занятиям, предметам, окружению главного героя. К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Это указывает на гармоничное развитие ребенка.

Структура рисунка

Предложите ребенку нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги – обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет. Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи.

Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Чтобы точнее определить это, для описания рисунка используйте понятия: «светлый» – «темный», «яркий» – «тусклый», «спокойный» – «тревожный», «агрессивный» – «доброжелательный», «богатый» – «бедный» и так далее. Например, грустный – на котором члены семьи разобщены, находятся в разных частях листа, лица у них безрадостны или вовсе отсутствуют. Агрессивный – с угрожающей мимикой, позами, возможно, с оружием.

Если самим вам сложновато, то можно найти таких же заинтересованных родителей и обменяться с ними творениями малышей. А затем поделиться друг с другом ощущениями от рисунков в качестве «независимых экспертов». Все слова, которыми можно описать рисунок, имеют отношение к тому, как сейчас чувствует себя ребенок.

Если негативных оценок слишком много, то это может говорить о психологическом неблагополучии ребенка. Однако не стоит делать поспешных выводов по одному-единственному рисунку. Возможно, ребенок просто обижен.

Совпадает ли количество членов семьи на бумаге реальному? Первым и самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании ребенка член семьи. Себя дети обычно рисуют рядом с теми, к кому испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке располагается самый несимпатичный малышу родственник. Изображение в профиль или спиной также свидетельствует о негативе, отмечает журнал «Мама и малыш».

Не забывайте, однако, что дети живут сиюминутными переживаниями. К примеру, малыш не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в командировку». А младшей сестренки на рисунке нет, потому что она «спит в другой комнате». Ребенок не может примириться с тем, что мама из-за сестры не уделяет ему столько же внимания, как прежде. Подобные «коррективы» в состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным положением. Им требуется больше доброжелательного внимания взрослых, а лучше – игр в компании таких же малышей.

Важные детали

Члены семьи объединены каким-то общим делом – знак хорошей «погоды в доме». Ребенок нарисовал себя отдельно от остальных - «сигнал» о своей изолированности в семье. Родные отделены друг от друга перегородками – возможный признак проблемах в общении. Младшего по возрасту брата или сестру малыш рисует крупнее себя – он «занимает много места в их жизни». На рисунке нет самого маленького художника – «мне нет места» в отношениях между близкими. Проверить это можно, задав малышу вопрос: «Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?» Но бывает, что даже прямое указание: «ты забыл изобразить себя» ребенок игнорирует или объясняет: «не осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьезным поводом задуматься о семейных взаимоотношениях.

Манера письма

Частые самоисправления – первый признак повышенной тревожности. Рисунок состоит из отдельных мелких штрихов – малыш как бы опасается провести решительную линию – также признак опаски. Преувеличенно большие глаза с густо заштрихованными зрачками – возможно, малыш чего-то боится. Многочисленные украшения, множество деталей в костюме – желание быть замеченным, тяга к внешним эффектам. Слабый нажим на карандаш, не по возрасту слабая детальность рисунка – ребенок склонен к быстрому утомлению, эмоционально чувствителен, психологически неустойчив. Линии не доводятся до конца, рисунок размашистый, небрежный – его автор импульсивен. Стоит обратить внимание на сильный нажим и грубые нарушения симметрии. Иногда рисунок «не помещается» на листе – признак энергии, бьющей через край, даже агрессии. Все фигуры изображены очень мелко, композиция смещена к краю – малыш не верит в свои силы. Возможно, кто-то из родных слишком строг с ним или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его реальным возможностям. Символы агрессии – большие акцентированные кулаки, оружие, устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Взрослым следует разобраться, зачем ребенку понадобилась такая демонстрация своей силы.

Обычно в рисунке дети используют 5-6 цветов. Более широкая палитра открывает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Более скудная говорит о негативных эмоциях в данный момент.

Темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое, самоанализ; зеленый – уравновешенность, независимость, упрямство, стремление к безопасности; красный – сила воли, эксцентричность, агрессия, возбудимость; желтый – положительные эмоции, любознательность, оптимизм; фиолетовый – фантазия, интуиция; коричневый – медлительность, физический дискомфорт, часто – отрицательные эмоции; черный – подавленность, протест, настоятельная потребность в изменениях; серый – безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того, что тревожит.

Как читать детские рисунки

Все дети без исключения любят рисовать. Рисуют дети то, что видят вокруг себя, что любят, о чем мечтают. Поэтому любой детский рисунок можно считать, как говорят психологи, проективным, то есть отражающим внутренний мир и переживания ребенка.

Очень часто родители критикуют качество детского рисунка: "не похоже", "криво", "так не бывает" - вместо того чтобы подумать над бесценной информацией, которую несет любой детский рисунок. Дело в том, что дети не обладают способностью излагать сложные эмоции словами. Если малыш чего-то боится, он говорит: "Мне страшно", а если он испытывает горечь от несправедливости, чувство вины, ощущение ненужности и тому подобные эмоции, он просто плачет. И вы хоть на уши встаньте, но не добьетесь от него ни слова по этому поводу. Но если вы дадите лист бумаги и попросите что-нибудь нарисовать, то, вполне возможно, получите ответ на вопрос.

Итак, ваш ребенок нарисовал рисунок. Сосредоточьтесь на сюжете. Дети рисуют то, что их волнует. Если ребенок рисует героев своих любимых книг или фильмов - замечательно. Это его первое предпочтение, привязанность. Такие дети легко увлекаемы, и это можно использовать в обучении.

Если в рисунках много животных - это может говорить о чувствительности и ранимости. Дети часто отождествляют себя со зверями. По тому, какое настроение у животного на картинке, можно судить о душевном комфорте малыша.

Технику рисуют мальчишки. И это совершенно нормально. Рисунки сражений могут говорить о том, что ребенок выплескивает свою природную мужскую агрессию. А вот сцены убийств, насилия и катастроф скорее расскажут о страхах ребенка. Если сюжет повторяется довольно часто, то страх может быть стойким и надо посоветоваться с психологом. Если же эпизодический, после просмотра боевика или криминального сюжета из новостей, - это вполне естественное проявление тревожности.

Обратите внимание на цвета. Психически здоровый ребенок использует яркую гамму и по назначению: солнце желтое, небо синее, трава зеленая. Если превалирует красный, мы можем сказать, что ребенок очень активный, возможно, даже агрессивный. Синий - грусть, возможно, ребенок скучает по кому-то из близких. А вот черный цвет и штриховки, рвущие бумагу, могут говорить о страхе, отгороженности, подавленности. Если большинство рисунков окрашены в черное - обязательно посоветуйтесь со специалистом.

Рисуночные тесты в работе с детьми психологи используют широко. И самым информативным из этих тестов считается тест под названием "Рисунок семьи". Конечно, чтобы верно интерпретировать этот рисунок, нужно долго учиться, но кое-какую информацию могут получить из рисунка своего ребенка и родители.

Дайте ребенку стандартный нелинованный лист бумаги и попросите нарисовать рисунок на тему "Моя семья". Рисовать можно простым карандашом средней мягкости или цветными карандашами не меньше шести основных цветов. Фломастерами рисовать нельзя. Пусть ребенок спокойно рисует, не отвлекайте его и ни о чем не спрашивайте. Вы получите рисунок, где будут зашифрованы отношения между членами вашей семьи.

Прежде всего, обратите внимание на нажим и штриховки. Сильный нажим и штриховки говорят о том, что ребенок испытывает тревогу по поводу, таким образом, выделенного члена семьи. Размер рисунков указывает на самооценку. Если рисунок мелкий, члены семьи похожи на таракашек, это может свидетельствовать о низкой самооценке, неуверенности в себе.

О хорошем эмоциональном фоне у ребенка в семье свидетельствует рисунок, где все изображены вместе. Если ребенок рисует себя отгороженным от других каким-то предметом или стеной, возможно, между вами есть непонимание, отчуждение.

Мамы чаще всего рисуются за работой. Готовящая еду мама говорит о том, что потребности ребенка в вашей семье удовлетворяются вполне, если мама гладит, можете порадоваться - ребенок хочет передать, что у него с матерью теплые отношения.

С отцами дело обстоит несколько иначе. Если отец отсутствует и это объясняется тем, что он на работе, это может говорить о том, что ребенок чувствует отстраненность отца от семейных нужд и проблем. Если отец что-то пилит, режет, рубит, это свидетельствует о том, что ребенок немного боится его. Отец у телевизора - самый распространенный образ в детских рисунках. Пусть он станет упреком для папаш, которые в семье больше похожи на мебель, чем на главу. Если ребенок подчеркивает нижнюю линию рисунка, это может свидетельствовать о том, что семья воспринимается ребенком как нестабильная.
Если ребенок не нарисовал себя, возможно, он не чувствует себя нужным и любимым. Подумайте об этом и сделайте выводы.

Дети очень любят рисовать. Они рисуют все, что видят, все, что им нравится. Если присмотреться к рисункам детей, можно многое увидеть и понять.

Конечно, нужно быть опытным психологом, чтобы уметь грамотно интерпретировать детские рисунки, - этому надо долго и серьезно учиться. Хотя, в принципе, любой родитель может почерпнуть полезную для себя информацию, если внимательно рассмотрит рисунок своего ребенка. В рисунке ребенка могут проявиться его переживания, эмоциональные состояния, отношения, о которых он или не умеет или не хочет говорить.

Предложите, например, ребенку нарисовать рисунок на тему "Моя семья", дайте ему лист бумаги, простой карандаш и набор цветных карандашей. Когда ребенок закончит рисовать, внимательно изучите его рисунок. О чем он может вам сказать? Оказывается, довольно о многом. Но не следует торопиться с выводами. Возможно, ребенок отобразил в рисунке свое сиюминутное настроение, ведь если, например, накануне он поссорился с братом и сильно обиделся на него, то он нарочно нарисует его некрасивым, страшным уродцем. И это не будет значить, что ребенок терпеть не может своего брата.

Сначала обратите внимание на размер и расположение рисунка на листе. Неуверенные в себе дети и дети с повышенной тревожностью обычно располагают рисунок не на всем пространстве листа, а только на какой-то его части. Также такие дети отличаются тем, что часто перерисовывают то, что нарисовали, стирают детали, которые им не понравились, снова и снова.

Если ребенок использовал для рисования яркие, жизнерадостные цвета, это говорит о его положительном отношении, хорошем настроении и жизнерадостности. Если же рисунок выполнен в мрачных - серых, темно-синих, черных тонах, - это может свидетельствовать о плохом настроении и сниженном эмоциональном состоянии ребенка.

В целом, при хороших взаимоотношениях в семье (конечно, только на взгляд ребенка) рисунок отличается веселыми лицами, разными украшениями - например, бантиками на голове сестренки или ярким платьем мамы. При восприятии ребенком семейных отношений как неблагополучных, рисунок характеризуется большей схематичностью и незаконченностью.

Теперь изучите состав семьи на рисунке, - соответствует ли он истинному положению вещей? Если нет, то кого ребенок "забыл" нарисовать? А кого он, наоборот, включил в состав своей семьи? Расспросите ребенка, почему он так нарисовал, и, думаю, вы узнаете много нового для себя. Возможно, он не нарисовал самого нелюбимого из домочадцев, или того, с кем у него конфликтные отношения, или того, кого больше всех боится. И, может быть, он изобразил на рисунке бабушку с дедушкой, проживающих в другом городе и навещающих внука раз в год, но которых он очень любит и считает членами своей семьи. А может быть, он нарисовал своего родного папу, у которого уже давно другая семья (да и у самого ребенка уже давно другой папа), по которому ребенок скучает и хочет, чтобы он вернулся. Бывает и так, когда на рисунке ребенка присутствуют оба папы, потому что он любит их обоих и обоих причисляет к членам своей семьи. Часто дети не рисуют своих братьев и сестер, если между ними существует ревность, конкуренция за родительское внимание и любовь.

Посмотрите, не "забыл" ли ребенок нарисовать себя, и где он себя нарисовал. Если обнаружите, что он нарисовал себя где-то в уголке, спиной к остальным членам семьи, велика вероятность, что он чувствует себя изолированным, одиноким и страдающим от дефицита родительского внимания. Еще тревожнее ситуация, когда ребенка совсем нет на рисунке. Поговорите с ним об этом. Конечно, все может быть совсем не так трагично, просто ребенок имел в виду что-то совсем другое.

А если, наоборот, ребенок нарисовал только себя, то, может быть, он - маленький эгоист, привыкший быть центром семейной жизни, объектом заботы и внимания со стороны всех остальных членов семьи, и не привыкший заботиться и думать о других?

А теперь рассмотрите, кого и как изобразил малыш. По размеру фигур родственников и их расположению можно судить о том, как ребенок воспринимает взаимоотношения в семье. Если кто-то из домочадцев, изображенных на рисунке, выше всех ростом, значит, он - не только самый значимый для ребенка член семьи, но, скорее всего, с точки зрения ребенка, - самый главный человек в семье.

Те члены семьи, которых ребенок нарисовал ближе всего к себе, - наиболее приятные, любимые и желаемые в общении личности для ребенка.

Рассмотрите внимательно выражения лиц нарисованных персонажей. Спросите у ребенка, как они себя ощущают, весело им или грустно, и почему у них такое настроение?

Спросите, чем они занимаются на рисунке, о чем думают.

Можно рассмотреть также отдельные части тела нарисованных фигур, проанализировать, как они прорисованы - четко, подробно или схематично. Традиционно при анализе рисунков выделяется следующая символика:

Голова - разум, интеллект и контроль. Глаза - печаль, тревога, контроль. Уши - способность слушать и слышать, воспринимать информацию, даже критического содержания. Рот - способность говорить, речевая агрессия. Тело - чувства, телесные ощущения, страсти. Шея - контроль разума над эмоциями. Руки - установление контакта с близкими людьми. Кисти - крупные - агрессивность, драчливость. Ноги - свобода передвижения, опора в реальности.

Кроме того, по некоторым характерным признакам можно судить о тех или иных неблагоприятных факторах развития ребенка. Так, дети с нарушениями общения часто не рисуют такие важные части лица, как рот и глаза. Если позы изображенных на рисунке фигур агрессивные, руки персонажей раскинуты в разные стороны, пальцы - длинные и растопыренные, то можно предположить, что ребенок воспринимает обстановку в семье как враждебную и конфликтную.

Если вы, проанализировав рисунок вашего ребенка, узнали что-то такое, что вызвало у вас беспокойство и тревогу, не спешите расстраиваться. Повторяем, все может быть совсем не так. Попробуйте повторить диагностику (а анализ рисунка "Моя семья" - не что иное, как способ диагностики восприятия ребенком семейных взаимоотношений) еще раз, через какое-то время. И если результат повторится, лучше всего обратиться за консультацией к профессиональному психологу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О чем говорит детский рисунок?

По рисунку ребенка можно определить его психологическое состояние....

О чем говорят детские увлечения?

Игры, игрушки в которые играют наши дети могут подсказать родителем, кем они станут когда вырастут...

О чем говорит детский рисунок

Как часто, глядя на своего ребенка, мы хотим знать, что же в этой маленькой головке творится, о чем наш малыш думает и что его беспокоит. На эти вопросы можно ответить, «прочитав» детский рисунок. С с...

Статья на тему: "О чем говорит детский рисунок?"

Рисунок ребенка - это его речь, это способ общения с миром. Рисуя, ребенок также выражает сферу своих интересов, это прекрасный способ перенести на бумагу свое психоэмоциональное состояние....

О чем "говорит" детский рисунок?

Внимательно присматривайтесь к рисункам ребенка, выслушивайте его рассказы, это вам поможет быть ближе к своему чаду, понимать его желания и вовремя справляться со страхами и негативными эмоциями ребе...

О чем говорит детский рисунок?

Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. До трех лет – это только черточки, линии, круги. ...

О чём говорит детский рисунок?

Статья о том, как анализировать рисунки детей 4-5 лет....