статья для родителей "Детский альбом" П.И.Чайковский
статья

Васильева Алия Борисовна

По мнению известного специалиста по творчеству П. Чайковского Полины Вайдман:

"Детский альбом", наряду с широко известными сочинениям Р.Шумана, Грига, Дебюсси и некоторых других композиторов-классиков, входит в золотой фонд мировой музыкальной литературы для детей. В России он дал толчок к созданию ряда близких по характеру и тематике фортепианных опусов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_roditeley_detskiy_albom.docx309.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Детский альбом» в творчестве П.И. Чайковского

https://ic.pics.livejournal.com/books_vitanova/67883176/31587/31587_600.gif

В

 этом альбоме отражен детский мир, обрисованный композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни. Чайковский любил детей, часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям. Стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с которым он встречался. И дети чувствовали эту любовь, привязывались к Чайковскому, видя в нем нежного и заботливого друга. В Клину ребята буквально преследовали его, стоило лишь ему выйти из дому.

Чайковского пленяла в детях непосредственность проявления чувств, способность беззаботно радоваться жизни. Дети были символом весны жизни, далекой от мрака, от горьких мыслей о смерти. И в то же время светлый детский мир был миром глубоких, самых искренних и чистых чувств и переживаний.

«Детский альбом» связан с жизнью и бытом детей той среды, которая окружала композитора и была ему дорогой и близкой. Некоторые из этих картинок далекого прошлого не понятны современным детям, и такие пьески, как «Утренняя молитва» или «В церкви» мало понятны сегодня. Нас окружают другие звуки. Иные образы действительности. Дети сегодня не услышат скрипучих звуков расстроенной   шарманки и голоса уличного шарманщика. Поэтому педагог должен ввести детей в круг тех образов, которые служили основой для создания этих музыкальных картинок, рассказать про уличных шарманщиков.

В наше время эти пьесы не утратили своего обаяния; они остались доступными и понятными детям, потому что в них рассказывается простым и ясным языком то, что близко и интересно каждому ребенку.

Этот цикл из 24 пьес не связан единой тематикой. В нем представлен пестрый мир игр, танцев, и случайных впечатлений, объединенных главным образом общностью творческой задачи- создания музыки для детей, а не для взрослых.

В «Детском альбоме» можно найти «фортепианные романсы» («Итальянская песенка», « Сладкая греза», «Шарманщик поет»), поэтическое претворение бытовых танцев ( «Вальс», «Мазурка», «Полька»), жанровые сцены в русском народном духе ( « Русская песня», « Мужик на гармонике играет», « Камаринская»), лирические пейзажи и картины природы («Зимнее утро», «Песня жаворонка»). К русскому народному жанру можно отнести и две пьески: «Нянина сказка», «Баба-Яга».

Сочиняя эти пьесы, Чайковский взял за образец «Альбом для юношества» Шумана. Действительно, между этими двумя сборниками есть связь, выражающая в родственности фортепианного изложения и в выборе сюжетов. В обоих сборниках есть детские игры «Смелый наездник» -у Шумана, «Игра в лошадки»-у Чайковского), марши, народные песни, картинки природы(«Зима»-у Шумана, »Зимнее утро»-у Чайковского), маленькие «романсы», сказки, и…..

Но несмотря на это сходство, оба сборника весьма различны: «Детский альбом» Чайковского отличается от «альбома» Шумана тем. Что, хотя и много в нем «европейских» мотивов (итальянская, французская, немецкая, неаполитанская песенки, «общеевропейский» стиль «Вальса», «Мазурки» «Польки»), он воспринимается именно как русская музыка, как серия картинок, посвященных жизни и быту русских детей.

«Детский альбом» - необычный детский цикл. «Детскость» -лишь одна из его составляющих. Одна из загадок «Детского альбома» -изменение ( по неизвестной причине) порядка пьес при публикации.

В варианте автографа «Детский альбом» гораздо логичнее делится на микроциклы, и один из исследователей «Детского альбома» С.А. Айзенштадт усматривает в нем два параллельно выстаивающихся смысловых сюжета. Первый из них – явный, очевидный. Он отражает день ребенка. Второй, скрытый, символизирует жизнь человека.

Первый- «День ребенка»: утро, игры и танцы, прогулка в деревню; мечты о путешествиях, дальних странах; вечер и ночь; пробуждение при звуках жаворонка; снова вечер, молитвы, раскаяние в детских прегрешениях, светлые мысли перед сном.

Второй- «Жизнь человека». Пробуждение личности, размышление о религии, предчувствие опасностей окружающего мира; радости юности и первые утраты; годы странствий, возвращение домой, жизненные коллизии; нравственное обновление, мысли о смерти, покаяние, итоговое приятие жизни.

АВТОГРАФ

ПУБЛИКАЦИЯ

  1. «Утренняя молитва»
  2. «Зимнее утро»
  3. «Мама»
  4.  «Игра в лошадки»
  5.  «Марш деревянных солдатиков»
  6. «Новая кукла»
  7. «Болезнь куклы»
  8.  «Похороны куклы»
  9.  «Вальс»
  10.  «Полька»
  11.  «Мазурка»
  12.  «Русская песня»
  13.  «Мужик на гармонике играет»
  14.  «Камаринская»
  15.  «Итальянская песня!
  16.  «Старинная французская песенка»
  17.  «Немецкая песенка»
  18.  «Неаполитанская песенка»
  19. «Нянина сказка»
  20.  «Баба Яга»
  21.  «Сладкая греза»
  22.  «Песня жаворонка»
  23.  «В церкви»
  24.  «Шарманщик поет»
  1. «Утренняя молитва»
  2.  «Зимнее утро»
  3.  «Игра в лошадки»
  4. «Мама»
  5.  «Марш деревянных солдатиков»
  6.  «Болезнь куклы»
  7.  «Похороны куклы»
  8.  «Вальс»
  9.  «Новая кукла»
  10.  «Мазурка»
  11.  «Русская песня»
  12.  «Мужик на гармонике играет»
  13.  «Камаринская»
  14.  «Полька»
  15.  «Итальянская песенка»
  16.  «Старинная французская песенка»
  17.  «Немецкая песенка»
  18.  «Неаполитанская песенка»
  19.  «Нянина сказка»
  20.  «Баба Яга»
  21.  «Сладкая греза»
  22.  «Песня жаворонка»
  23.  «Шарманщик поет»
  24.  «В церкви»

В чем же тайный смысл несовпадения номеров в автографе и публикациях? Почему Чайковский разрушил цикл при издании? В результате которого, цикличность была нарушена; композитор как бы вернулся к первоначальному замыслу – к «ряду маленьких отрывков», и если сравнить варианты расположения пьес в таблице, то увидим два разных замысла: сюиту из отдельных миниатюр (в издании) и цикл, объединенный единым сюжетом ( ранний автограф), который можно символически обозначить как день ребенка.

Может быть это вина невнимательного издателя? Но «Детский альбом» неоднократно издавался при жизни композитора. Почему же Чайковский не восстановил порядок автографа?

М. Месропова и А. Кандинский- Рыбников так отвечают на этот вопрос: «Возможно Чайковский, создав цикл …решил сохранить его для себя - в рукописи,…. а опубликовал облегченную детскую редакцию «Детского альбома» - с тем, чтобы повременить обращаться к детям, и, прежде всего, к своему любимому племяннику  Володе Давыдову, с глубоко личной интерпретацией недетской проблемы жизни и смерти…..»

Такая точка зрения достаточно обоснована. Но можно предположить и другую версию. Номера переставлены в издательстве, композитор же просто не придал этому значения. В письме к Н.Ф. фон Мекк от 30 апреля 1878 года Чайковский сообщал о начале работы над циклом и упоминал о его значении: «Завтра примусь я за сборник миниатюрных пиэс для детей, я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил к обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана…»  

«Детский альбом» он, похоже, считал сравнительно незначительным сочинением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...