Методические рекомендации по работе над скороговорками
материал (подготовительная группа)

Ксения Аркадьевна Осипова

Методические рекомендации по работе над скороговорками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skorogovorki.docx226.77 КБ

Предварительный просмотр:

Правила,   которыми можно руководствоваться при работе

со  скороговорками

1. Использовать первоначально название «чистоговорка».

Поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольники, особенно имеющие нарушения речи, часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует само название «скороговорка».

2. В скороговорках  не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Это обязательное условие! 

3. Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более сложные.

4. Обязательно объяснить ребенку значение непонятных слов.

5. Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить ее смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное повторение.

 

Дети, особо имеющие речевые нарушения, часто испытывают трудности, осваивая скороговорки. Чтобы облегчить им эту деятельность, можно использовать следующие приемы:

1. Проговорить скороговорку очень медленно, беззвучно артикулируя.

2. Проговорить скороговорку и на каждое слово подбрасывать мяч и ловить его двумя руками; перебрасывать мяч из руки в руку; отбивать его от стены или от пола.

3. Научить ребенка воспринимать и воспроизводить слогоритмический  рисунок скороговорки. Пример.

* Слоги в слове звучат неодинаково. Один слог всегда звучит сильнее, как будто по нему голосом ударили. Он называется ударным. Послушай, как я проговорю и прохлопаю скороговорку: У пенька опять пять опять: х хХ хХ Х хХ (х – слабый хлопок, Х – сильный хлопок). Попробуй и ты прохлопать и проговорить эту скороговорку медленно, одними губами, без голоса. А теперь быстрее и с голосом.

4. Произносить скороговорку и сжимать обеими руками теннисный или массажный мяч на каждый ударный слог.

5. На каждый ударный слог в слове проводить рукой по массажной щетке (У елки иголки колки). Руки попеременно менять.

6. Можно устроить соревнование между детьми «Гонки скороговорок» - кто быстрее, не сбиваясь, проговорить скороговорку. Только надо помнить, что одновременное увеличение быстроту проговаривания и силы голоса вредит четкой дикции

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 16 С.ДУВАН

Методические рекомендации  по работе

над скороговорками как одно из эффективных средств

  по  развитию  речевых навыков

C:\Users\Админ\Desktop\Скороговорки.jpg

C:\Users\Админ\Desktop\2019-04-18-001.jpg

     

Скороговорки можно использовать как средство развития воображение ребенка, умения понять забавную ситуацию и передать ее выразительно и четко, превращая, таким образом, скороговорку в театрализованную миниатюру, при исполнении которой можно и нужно развивать выразительные средства голоса: силу, повышение и понижение, смену интонаций, темпа, логического ударения. 

     В работу со скороговоркой можно вносить элементы психогимнастики,  что позволяет учить ребенка использовать выразительные движения (мимику и пантомимику), различать и воспроизводить эмоциональные состояния, доступные возрасту (грусть, радость, удивление, страх т.д.), изображать модели поведения персонажей с разными чертами характера и в различных жизненных ситуациях.

     Скороговорка наиболее эффективна, если ее проговорить несколько раз. Короткую скороговорку можно повторять целиком, например: «Мам, мёду б нам» или «Купи кипу пик». Вот как можно обыграть эти скороговорки:

«Представь, что я мама – медведица, а ты один из медвежат. Медвежата проголодались: «Мам, мёду б нам». А можно ныть, сердито требовать и даже приказывать. (Взрослый изображает варианты интонаций.) Теперь ласково попроси у меня, ной, сердито требуй, приказывай… Ты сейчас говорил с разными интонациями. Как ты думаешь, какая интонация понравится маме-медведице? Изобрази ее еще раз».

«Рано утром мастер-кузнец вынес  на базар продавать целую кипу пик (объяснить значение, продемонстрировать рисунок). Бодро и весело зазывает он покупателей: «Купи кипу пик!». Представь, что ты этот веселый кузнец… День клонится к вечеру. Жарко. А пики никто не покупает. Устал кузнец, из последних сил уговаривает: «Купи кипу пик». Изобрази усталого кузнеца… Славный богатырь Добрыня достал кошелек. Обрадовался кузнец, радостно закричал: «Купи кипу пик». Изобрази радостного кузнеца».

     В длинных скороговорках логичнее повторять два-три слова. Речь можно сопровождать подходящими по смыслу движениями:

Уточка-вертихвостка (сложенными вместе ладонями делать колебательные движения вправо-влево)

 Ныряла да выныривала, Ныряла да выныривала,

 Ныряла да выныривала (движения ладонями вверх-вниз),

 Да и не вынырнула (удрученно развести руки в стороны).

 Шалила, потому и не вынырнула.

 Водолаз нырнул (присесть, соединив руки над головой)

 Да с уточкой и вынырнул (радостно; встать, вытянуть руки перед собой).

 Иногда для уточнения мысли можно менять порядок слов в скороговорке:

 Аня нынче нянина,Нина няня Анина,

 Аня нынче нянина.

     Смысловая направленность некоторых скороговорок позволяет начинать произнесение медленно, постепенно убыстряя темп.

 Маланья-болтунья молоко болтала-болтала (далее с нарастающим ускорением),

 Болтала-болтала, болтала-болтала, болтала-болтала

 Да не выболтала (разочарованно),

 Наш Полкан на Байкала лакал,

 Полкан лакал (с ускорением),

 Лакал… да не вылакал.

      У иркутского поэта Ю.Черных есть замечательное стихотворение «Егоркины скороговорки»:

 Я сегодня был в восторге От затейника Егорки.

 За его скороговорки Я поставил бы пятерки!

           Повторяйте, детвора:

           Посреди двора дрова.

 Жук, над лужею жужжа,  Ждал до ужина ужа.

           В перелеске перепел

           Перепелку перепел!

 Мышь шуршит у шалаша,

 Векше шишку шелуша.

           Лилии полили ли

           Иль увяли лилии?

  Аня нынче нянина,  Нина няня Анина.

           Мамами любимы мы

           Самыми любимыми!

  То-то буду я в восторге,

  Если вы, как я Егорке,

  За его скороговорки

  Мне поставите пятерки!

 Взяв это стихотворение за основу, мы делаем театральную миниатюру с куклами.

 Ведущий (это может быть Петрушка)

 Как на горке, на пригорке

 Стоят резвые Егорки!

 Куклы (появляются из-за ширмы одна за другой)

 Раз Егорка!  Два Егорка!  Три Егорка!

И так далее, но не более семи детей – исполнителей.

  Ведущий

Я сегодня был в восторге

От затейника Егорки.

За его скороговорки

Я поставил бы пятерки!

Повторяйте детвора…

  1-й Егорка

Посреди двора дрова.

А далее могут быть использованы любые скороговорки в зависимости от изучаемых звуков и речевых возможностей детей. В заключение Ведущий говорит:

 То-то был бы я в восторге,

 Если б вы, как мы с Егоркой,

 Все его скороговорки

 Повторили на пятерки!

И тут приходит очередь зрителей (это могут быть другие дети или родители) говорить скороговорки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми 3-4 лет «Малыш в мире природы» Методические рекомендации

Методический материал содержит рекомендации  по формированию элементарных экологических представлений в непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми  3-4 лет. Раскрываю...

Методические рекомендации по работе над скороговорками, как одно из эффективных средств по развитию речи с использованием дистанционных технологий.

Скороговорки считаются очень эффективным методом тренировки речевого аппарата, делая его более, подвижным. Способствуют развитию дикции и правильной, внятной, выразительной ре...

Методическое пособие ПОТЕШКИ И СКОРОГОВОРКИ для детей 5 – 7 лет

Методическое пособие ПОТЕШКИ И СКОРОГОВОРКИ для детей 5 – 7 лет...