Консультация "Геометрия для детей 5-6 лет"
консультация (старшая группа)

Третьякова Надежда Александровна

материал по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_po_geometrii.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ГЕОМЕТРИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ»

Подготовила:

воспитатель Третьякова Надежда Александровна

«Окружающий нас мир – это мир геометрии»

 А.Д.Александров

        Современные ученые - психологи и нейропсихологи - отмечают большое значение геометрии для развития пространственного мышления и воображения ребенка, для его способности видеть мир в целостных образах.        Изучая геометрию, дети отвлекаются от реальных объектов действительности: среди всех их свойств они рассматривают размер, форму, положение предметов в пространстве; изучают абстрактные модели каких-либо объектов. При этом у них развиваются наблюдательность, умение сравнивать, классифицировать и обобщать геометрические фигуры - все это очень значимо для активности их познавательной деятельности. Для полноценного развития геометрических представлений важно задействовать все основные формы восприятия: зрительное, тактильно и слуховое.

Родители могут помочь своему ребёнку черпать знания по геометрии из его повседневной жизни. Как это сделать?

Обращайте внимание ребёнка на форму различных предметов в окружающем мире. Например, какую фигуру по форме напоминает шкаф, бокал, люстра. Предложите выбрать  предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Готовите суп, спросите, какой формы, величины овощи. Рисует ваш ребенок, узнайте его о длине карандашей, сравните их по длине, способствуйте активизации словарного запаса:  длинный - короткий, широкий - узкий, высокий - низкий; толще - тоньше.

Можно предложить ребёнку «Задания – вопросы»:

  • Если стол выше стула, то стул…? (Ниже стола).
  • Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…? (Короче линейки).
  • Если верёвка толще нитки, то нитка…? (Тоньше верёвки).

        Работа с детьми 5-6 лет по формированию представлений и понятий о геометрических фигурах строится на основе сопоставления и противопоставления геометрических фигур. Модели сначала сопоставляются попарно, затем сопоставляются сразу 3—4 фигуры каждого вида, например, четырехугольники. Так, знакомя детей с прямоугольником, покажите несколько прямоугольников, разных по размерам, изготовленных из разных материалов. Дети выявляют особенности этой фигуры. Считают количество сторон и углов. Потом сравнивают прямоугольник с квадратом, находят сходства и отличия в этих фигурах. На основе выявления существенных признаков геометрических фигур подведите детей к обобщенному понятию «четырехугольник».

Особое значение приобретает работа по изображению и воссозданию геометрических фигур: выкладывание из палочек, полосок бумаги.

«Собери фигуру». Возьмите плотную бумагу и вырежьте из нее квадраты одного размера. Каждый квадрат разрежьте на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - на три, следующий - на пять. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует, восстановить из них целую фигуру.

«Конструктивное задание». Предложите сложить фигуры из палочек и преобразовать одну фигуру в другую путем удаления нескольких палочек: 1-сложить два квадрата из семи палочек; 2-сложить три треугольника из семи палочек; 3-сложить прямоугольник из шести палочек; 4-из пяти палочек сложить два разных треугольника.

В результате определенной работы дети овладевают способностью переносить усвоенные знания в незнакомую ситуацию, использовать их в самостоятельной деятельности.

Наряду с непосредственным сравнением геометрических фигур, широко используется измерение условной меркой.

«Мерка»

Предложите вместе измерить длину ленты (измеряем локтем, пядью)

Спросите, почему получились разные результаты? (разная длина локтя, ладошки). Объясните, что люди уже давно поняли, что необходимы одинаковые для всех меры - «Мерка». То чем измеряют, называется меркой. Выберите мерку, например, меркой будет служить красная картонная полоска. Проверьте, сколько раз она уложится по длине ленточки.

Уточните правила измерения линейных величин: начинать надо точно от конца, уложить полоску – мерку прямо. Укладываем до тех пор, пока не будет измерена вся длина. Нарушение правила измерения ведет к ошибочному результату. Измерить можно всё, что захочет ребёнок: длину и ширину стола, ковра и т.д.

Секреты успешных занятий с ребёнком по геометрии: Необходимо поддерживать инициативу ребенка и находить время ежедневно для познавательной деятельности. Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения.

Список используемой литературы:

  1. Попова Г. П., В. И. Усачева Занимательная математика. - Волгоград: Учитель, 2006.
  2. Хардина Рос, Пере Эстадела. Давайте поиграем с формой.- 2008
  3.  https://ped-kopilka.ru/obuchenie-malyshei/uroki-matematiki-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta/zadanija-po-geometri-dlja-doshkolnikov-5-6-let-v-kartinkah.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...