"Статья "Воспитание самопринятия как основы стрессоустойчивости дошкольника"
статья

Благодаря сформированному в детстве самопринятию  ребенок становится более стрессоустойчив, поскольку негативные внешние воздействия не могут поколебать его внутреннее ощущение безусловной ценности самого себя и счастья в жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воспитание самопринятия как основы стрессоустойчивости дошкольника»

Основу стрессоустойчивости как ребенка, так и взрослого человека составляет наличие у него самопринятия, то есть любви к самому себе. Она предполагает восприятие себя со всеми достоинствами и недостатками, позволяет человеку ощущать себя как безусловную ценность в ситуации стресса, снижая тем самым его негативное влияние. Роль самопринятия в его взаимодействии с источниками стресса можно сравнить со скафандром космонавта или водолаза: он оберегает от многих негативных внешних воздействий, позволяет их смягчить или даже не чувствовать, при этом он постоянно с индивидуумом, в нем самом, «работает» и не требует специальных усилий по «включению». У одних детей и взрослых самопринятия, то есть безусловной любви к самому себе, достаточно, у других – может и вовсе не быть. Оно формируется у человека постепенно и воспитывается именно в дошкольном детстве. Самопринятие – практически первая в онтогенезе (развитии человека в процессе жизни) личностная черта, которая складывается у ребенка.

Выделяют несколько механизмов, по которым формируется самопринятие.

Первый механизм- принятие, усвоение дошкольником безусловного позитивного отношения к себе со стороны значимых людей. Прежде всего это родители или другие родственники, воспитатели. Иногда взрослые недооценивают тот факт, что детям нужно демонстрировать свою любовь, ведь они ощущают это только через восприятие слов и всех невербальных проявлений. Используя научные термины, можно сказать, что дошкольник воспринимает и усваивает «обратную связь», которую дает ему взрослый. Ему приятны ласковое обращение, слова, поцелуи, объятия, касания, улыбка, внимание, добрый и заинтересованный взгляд. Проявления любви  должны быть спонтанные, не связанные с тем, что ребенок что-то сделал хорошо, как-то отличился. Чем больше знаков внимания он получает, тем в большей степени у него формируется самопринятие. Если этих позитивных связей достаточное количество, то у него формируется безусловное принятие самого себя. Поэтому родителям и воспитателям так важно постоянно показывать свою любовь, делать ее видимой, слышимой и ощущаемой.

Второй механизм – собственное восприятие и оценка глубоко сущностных, очень личных сторон самого себя.

К числу таких характеристик можно отнести собственное имя, тело и семью. Их ребенок не может изменить, они неотделимы и поэтому воспринимаются как «я сам и есть». И очень важно, чтобы дошкольник принимал их.

Так, личное имя играет огромную роль. Оно обозначает человека в целом, а не отдельные характеристики. Если спросить дошкольника: «Кто ты?», то мы получим один из двух ответов: либо «Я – мальчик (девочка)», либо «Я – Саша (Света) (с указанием имени). Другими словами, это то, что находится на переднем крае сознания. Все действия, успехи и неудачи человека связываются с ним, оно постоянно звучит в общении. Если ребенку не нравится его имя, то это может быть мощным и постоянным источником неприятия самого себя, психологического дискомфорта, страдания и даже злости. Поэтому задачей родителей и педагогов должно стать создание условий для того, чтобы ребенок принимал свое имя и радовался ему.

Восприятие и оценка собственного тела – второй важный источник самопринятия. Если человек ощущает себя физически непривлекательным, тело является источником боли, страдания или неспособности делать что-либо, то самопринятие уменьшается, человек может начать стыдиться или унижать себя. Восприятие и оценка собственного тела будут играть важную роль, начиная с подросткового возраста. Педагоги и родители должны приложить специальные усилия, чтобы тело ребенка не стало для него источником психологического страдания. К числу таких действий относится забота о здоровье ребенка, его физическом развитии в соответствии с возможностями, о развитии гигиенических навыков и умений заботиться о своем физическом состоянии и здоровье. Нельзя критиковать или ругать телесные признаки ребенка (редкие волосы, руки-крюки, кривые ноги), особенно когда это нельзя изменить. Взрослый, не называя ребенку какой-либо физический проблемы, может предпринять меры для ее устранения, либо профилактики. Например, не говорить «не горбись, не ходи как крючок», а привлечь внимание к занятиям плаванием, танцами и т.п., рассказывая о том, как важно научиться хорошо плавать.

Особая значимость восприятия семьи в формировании самопринятия ребенка обусловлена тем, что человек идентифицируется с теми социальными общностями, в которые входит или хочет входить. Они могут приниматься с радостью и гордостью, либо подавляться и отвергаться. Любой человек, в том числе ребенок, воспринимает себя как часть таких групп или общностей людей, как семья, детский сад, город или село, страна. Чем более позитивно воспринимаются эти общности, тем выше у ребенка принятие самого себя без каких-либо условий. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении важно проводить работу по воспитанию любви и принятия по отношению к семье, детскому саду, своему городу или поселку, стране.

Комплексное занятие по общему восприятию своего имени, тела, семьи предполагает создание родителями вместе с детьми альбома «Это Я».

Работа над ним происходит постепенно. Ребенок совместно с родителем и по заданию воспитателя заполняет странички. В процессе этого взаимодействия взрослый передает свою любовь дошкольнику, а он, в свою очередь, ее осознает и принимает себя целиком, а не отдельные свои характеристики. Альбомы рассматриваются группой детей под руководством воспитателя, который обеспечивает поддержку и принятие каждого ребенка, а также побуждает других выражать свой интерес и поддержку.

Благодаря сформированному в детстве самопринятию ребенок становится более стрессоустойчив, поскольку негативные внешние воздействия не могут поколебать его внутреннее ощущение безусловной ценности самого себя и счастья жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание самопринятия как основы стрессоустойчивости дошкольника

Воспитание самопринятия как основы стрессоустойчивости дошкольника...

Воспитание оптимизма, как важнейшей составляющей стрессоустойчивости дошкольников

Способность видеть во всѐм позитивные стороны помогают людям меньше реагировать на негативные ситуации, повышать тем самым иммунитет к стрессовым ситуациям. Учитывая, что ребѐнок не рождается оптимист...

Умение расслабиться как составляющая стрессоустойчивости дошкольников

Такая специфическая составляющая стрессоустойчивости дошкольников, как умение расслабиться, позволяет избежать стресса благодаря тому, что ситуация не воспринимается как угрожающая....

Воспитание самопринятия как основа стрессоустойчивости дошкольника

Основу стрессоустойчивости как ребенка, так и взрослого человека составляет наличие у него самопринятия, то есть любви к самому себе.Она предполагает восприятие себя со всеми достоинствами и недостатк...

Ассертивность как основа стрессоустойчивости

Ассертивность как основа стрессоустойчивости...

Презентация Стрессоустойчивость дошкольников в проблемной ситуации

Стрессоустойчивость дошкольников в проблемной ситуации...