Консультация для родителей. « Детское творческое конструирование в старшем дошкольном возрасте»
консультация (старшая группа)

Мельникова Татьяна Михайловна

Цель: повышение уровня педагогических знаний родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditeley2.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

« Детское творческое конструирование в старшем дошкольном возрасте»

Цель: повышение уровня педагогических знаний родителей.

Творчество рассматривается учеными как человеческая деятельность высшего уровня и познания и преобразования окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, что особенно важно, изменяется и сам человек – формы и способы его мышления, личностные качества – он становится творческой личностью.

Творчество в широком смысле  - это деятельность, направленная на получение чего – то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата ( художественное произведение, идея, механический прибор и.т.п.). Иначе говоря, новизна результата творческой деятельности носит объективный характер, поскольку создается то, что раньше не существовало. И с этой позиции говорить о творчестве детей нецелесообразно, поскольку они не могут создать ничего объективно и принципиально нового. Сам же процесс создания имеет субъективную окраску. Так как в нем проявляется индивидуальность творца.

Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и.т.п. Новизна открытий субъективна и это – первая важная особенность детского творчества.

При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо больше, чем от достижения конечного результата. И это вторая особенность детского творчества.

Для взрослого человека начало решения проблемы ( ее осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей ( если, конечно, над ним не довлеют жесткие требования педагогов и родителей). Он с легкостью      и прежде всего практически начинает ориентировочную, порой даже бессмысленную, деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам. И это – третья особенность детского творчества, безусловно связанная с первыми двумя и особенно второй.

Указанные выше особенности детского творчества демонстрируют определенную степень несовершенства психических процессов ребенка, что естественно в этом возрасте. Тем не менее педагогическую практику необходимо строить с опорой именно на эти особенности. И только при таком подходе мы можем добиться успеха в формировании и развитии у детей творчества в период дошкольного детства.

Детское конструирование, являясь практической деятельностью, отвечающей интересам и потребностям дошкольников, при целенаправленной организации обучения может носить подлинно развивающий характер. В процессе такого обучения у детей формируется самостоятельность мышления, инициатива, развиваются воображение, художественный вкус, способности к организации собственной деятельности. Все это в полной мере можно отнести ко всем видам конструирования, в том числе и из бумаги – одному из распространенных в практике.

Термин «конструирование» произошел от латинского слова consfruere, что означает построение, создание модели, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных  предметов, частей, элементов.

Под детским конструированием понимается процесс создания разнообразных конструкций из строительного материала, сборка разных видов моделей из деталей конструктора, изготовление поделок из бумаги, картона, дерева и других материалов.

Детское конструирование имеет свои особенности, одной из которых является его практическая направленность: дети создают поделки с целью использования их в игре, в качестве подарка взрослым. В то же время практическая направленность детей вовсе не исключает, а напротив, предполагает обязательную передачу в конструируемых объектах функций, закрепленных взрослыми. Например, для строительства здания детского сада требуется привезти «кирпич», и дети конструируют машину. В данном случае деятельность конструирования подчинена передаче функционального назначения сооружаемой конструкции  ( машина по своему функциональному назначению является средством перемещения различных грузов).

Процесс создания конструкций тесно связан с игрой: дети создают поделки и играют с ними, часто перестраивая их по ходу игры. Деятельность детей показывает двоякий характер взаимодействия игры и конструирования: ролевая игра, в которой представлены элементы конструирования ( к примеру, играя в моряков, дети создают корабль  очень примитивной конструкции чисто символического характера, и основное внимание уделяют выполнению  ролей моряков, пассажиров. и. др.), полноценная  конструкторская деятельность, где присутствуют элементы игры ( к примеру, дети мастерят веселых животных воплощают замысел в соответствии с назначением поделок, отбирают материал, ищут способы их изготовления, а затем с помощью фигурок этих животных разыгрывают кукольный спектакль).

Взаимосвязь игры и конструирования характеризуется определенной динамикой. С начала, в раннем возрасте, игра «как бы слита» с конструированием, затем игра становится побудителем к конструированию и к концу дошкольного возраста сформированное полноценное конструирование стимулирует развертывание сюжетной игры.

Консультация для родителей

« Ознакомление с техникой плетения»

Цель: обогащение педагогических знаний родителей о том, как можно с ребенком провести время за интересным занятием « плетение из бумаги».

В дошкольном возрасте дети очень доверчивы, послушны и любознательны. Их легко вовлечь в игру. Особенно, если рядом их любимая игрушка, например Кот Неумейка. Если у вас дома заведется такая игрушка. То она станет незаменимым помощником в развитии и воспитании вашего ребенка. Ведь любому человеку приятнее, кода не его кто – либо учит, а наоборот. Вот так и ваш ребенок может начать Обучать  Кота Неумейку всему тому, чего он и сам до сих пор не умел.

Одно из условий творческой активности ребенка – свободный доступ к материалам и инструментам. Поэтому, дома в комнате ребенка, должен быть свой художественно – трудовой уголок, где ребенок всегда может найти клей, ножницы,  лопатки и цветные бумажные полоски или цветную бумагу, из которой он сможет сделать эти полоски сам.

С вашей помощью ребенок может научиться самостоятельно подбирать полоски – мерки делать разметки и отрезать лишнее. Он может подобрать полоски для своих поделок по размеру, цвету и оттенку. Совместно с ребенком, вы можете сделать цепочки, гирлянды, букеты, закрепив тем самым приобретенные навыки и умения. Это особенно важно, т.к. если навыки не закреплять, они утрачиваются. Поделками,  которые вы сделаете со своим ребенком , можно украсить его комнату, так же, можно подарить цветы, сделанные руками ребенка бабушке на день рожденье. Часто ребята самостоятельно придумывают поделку или составляют ее из уже знакомых элементов. С вашей помощью они быстро овладеют техническими навыками и алгоритмами. В дальнейшем, когда у ребенка полностью сформируется навык работы с полосками бумаги, он с удовольствием будет объяснять Коту Неумейке ( и всем желающим выслушать) последовательность своих действий, делиться секретами овладения микропроцессами. Как правило, дети бережно относятся к результатам своего и чужого труда. Поэтому, изготовленные ребенком веночки, серьги, короны и другие поделки, могут находиться в  уголке, который можно назвать « полочка красоты».

Действия с полосками способствуют дифференцированному восприятию простейших трудовых процессов по созданию и преобразованию предметов, развитию логического мышления, эмоциональной отзывчивости, мелкой моторики, связанной речи.

Полоски действительно могут оказаться для вашего ребенка – волшебными.

Как же заинтересовать ребенка, чтобы он смог увлечься этим интересным занятием?

Для этого нужно создать игровую мотивацию, постановку игровых и учебных задач ваш ребенок может слушать, сидя на ковре. Например, «Сегодня у нашей бабушки юбилей, день рожденье, что же мы ей сможем подарить?  Вот Кот Неумейка подсказывает мне , что ты ему вчера объяснял как можно сделать бусы, а давай для бабушки сделаем красивые бусы и подарим ей». Ребенок сразу заинтересуется этой задачей и сразу же начнет объяснять вам, как это можно сделать. С вашей помощью эта деятельность может продолжаться длительное время .А чтобы подготовить ручки и пальчики малыша к этому нелегкому труду, до начала работы с полосками полезно выполнить подготовительные упражнения « Пальчики здороваются» и « Здравствуйте ручки». Вы должны напомнить своему ребенку: « Каждое утро когда ты приходишь в детский сад и здороваешься со взрослыми и детьми. Когда приходят к нам гости – они тоже с нами здороваются, т.е. желают нам здоровья. Это очень древний обычай. Твои пальчики тоже умеют здороваться друг с другом ( кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца). Попробуй поздороваться с каждым пальчиком: « Здравствуй, пальчик!» И твои ладошки тоже умеют здороваться друг с другом. Разведи ладони в стороны и соедини их снова: « Здравствуйте, ручки!» Посмотри, как ровно мы их соединили – пальчик к пальчику. Если одна рука будет выше или ниже другой, пальчики правой руки не смогут поздороваться с пальчиками левой ». Попробуй еще раз: « Здравствуйте, ручки!».

Эти упражнения могут повторяться. В дальнейшем все способы соединения полосок в поделках, ваш ребенок    сначала будет показывать руками, представляя, что концы полоски – это кисти рук.

Консультация для родителей

« Что такое оригами.

Влияние искусства оригами на развитие ребенка»

Оригами как способ создания из бумаги разнообразных поделок зародилось в Японии более тысячи лет тому назад, но об истории происхождения этого искусства почти ничего не известно. Предполагают лишь, что изготовление красочных фигурок в далекой древности не было только забавой или увлечением, а являлось священным ритуальным действием, связанным с религиозным культом « многоликой» и « тысячерукой» богини милосердия Канон. Фигурки украшали статую, чтобы задобрить богиню, попросить у нее покровительства.

Утратив со временем свое религиозное предназначение, оригами стало украшением японского быта, народных праздников, карнавальных шествий. Это искусство, привлекающее взрослых и детей, давно уже перешагнуло границы своей  родины, получив широкое распространение во многих странах. Свидетельства тому – различные представительные выставки, центры оригами.

Знаменитые бумажные журавлики, выполненные способом оригами, стали символом движения против атомной войны. Этих журавликов делают дети всего земного шара.

Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей дошкольного возраста.

Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим  создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям.

Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет в ручейке, самолетик, змей взлетают в высь и.т.д. Так, через различные действия с бумагой, в процессе ее обработки, применении различных способов и приемов дети учатся эстетически осмысливать образы  знакомых предметов, передавать в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их подготовки к успешному обучению в школе.

Конструируя из цветной бумаги, дошкольники создают модели предметов и объектов действительности, отображая характерные признаки в обобщенном виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали. Так образ приобретает новые черты, оригинальную трактовку, что выражает в несколько условной, угловатой форме. Это связано со спецификой обработки материала ( бумаги) приемами сгибания, складывания частей в определенной последовательности, что и характерно для искусства оригами. Несмотря на то, что поделки часто лишь отдаленно напоминают те или иные предметы, объекты, это не мешает ребенку узнавать их, живо дополняя в воображении недостающие части.

Любимыми игрушками -  самоделками детей всегда были лодочки, пароходики, кораблики, самолетики, вертолетики, шапочки, кошельки, выполненные путем складывания и сгибания газетной и белой бумаги. Разнообразные поделки используются в играх, шапочки, сложенные из газеты, защищают в летний зной от палящих лучей солнца и.т.д. Все эти предметы имеют разовое применение, и ребята легко их бросают, мнут, не стараются сохранить. После игры поделки, выполнившие свою функцию, больше не интересны ребенку, так как они не выразительны, малопривлекательны по своему внешнему оформлению, ведь часто используется то, что есть под рукой. На первый план выдвигается скорее утилитарная направленность игрушки, а ее художественность, красочность оформления отходят на второе место. Возможность же изготовлять поделки из яркоц3 цветной бумаги поднимает уровень художественной задачи, и ребенок вовлекается в активную творческую деятельность, он начинает украшать, совершенствовать свою игрушку, стремиться ее сделать наряднее, привлекательнее. Одновременно изменяется и отношение детей к поделкам, они стараются обращаться с ними бережно, аккуратно, чтобы сохранить для других игр и занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"

Очень важно с самого раннего возраста развивать не только интеллектуальные, но и творческие способности малыша. В данной консультации предлагаются рекомендации для родителей как развивать творческие с...

Консультация для педагогов и родителей "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста нетрадиционной техникой рисования - пластилинографией "

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие детей, реализуются их потенциальные возможности и первые проявления творчеств...

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого ч...

Консультация для родителей "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста спосо...

Консультация для родителей "Развитие речи для детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO-конструирования

Описание: консультация направлена на повышение информированности родителей о возможностях применения LEGO-конструирования в процессе развития речи детей старшего дошкольного возраста.Консультация...