Формирование детской домашней библиотеки
материал

Клячкина Мария Михайловна

В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать детям, и исходя из этого, формирование круга детского чтения (КДЧ). КДЧ - это круг тех произведений, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети. В КДЧ входит фольклор, собственно детская литература; книги, перешедшие в детское чтение, детское творчество, периодика (детские газеты и журналы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_detskoy_domashney_biblioteki.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей:

Формирование детской домашней библиотеки

В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать детям, и исходя из этого, формирование круга детского чтения (КДЧ). КДЧ - это круг тех произведений, которые читают (слушают чтение) и воспринимают дети. В КДЧ входит фольклор, собственно детская литература; книги, перешедшие в детское чтение, детское творчество, периодика (детские газеты и журналы).

Отбор книг для детского чтения и, соответственно, для формирования детской библиотеки должен осуществляться по определенным принципам.

1. Психологические принципы - учет возрастных особенностей и особенностей восприятия современного дошкольника. Возрастные особенности - быстрая утомляемость, слабая концентрация внимания и сложность его переключения, недостаточный объем памяти, отсутствие личного опыта. Особенности восприятия художественного произведения - восприятия литературы на слух, восприятия событийной стороны произведения, более живое, эмоциональное восприятие стихов, чем прозы, внеконтекстное восприятие искусства (в своих представлениях о происходящем в произведении ребенок далеко выходит за пределы текста), наглядно-действенное (1-3 года) и наглядно-образное восприятие произведения (лучше воспринимают текст с опорой на иллюстрации, когда слово и образ дополняют друг друга в сознании малыша), влияние морально-этических установок семьи, среды, времени на восприятие художественного произведения (ребенок понимает произведение в зависимости от своего нравственного опыта).

2. Педагогические принципы - воспитательная ценность произведения, его доступность, наглядность, занимательность, динамичность сюжета.

3. Литературоведческие принципы - наличие всех видов литературы: проза, поэзия, драма; наличие разных видов искусства: фольклор, художественная литература, разнообразие жанров: фольклорные (народные сказки, колыбельные песни, потешки, заклички, приговорки, небылицы - перевертыши, народные детские песенки), литературные (авторские сказки, стихотворения и стихотворные циклы, миниатюры, рассказы, повести, энциклопедия и др. научно - популярные жанры ).

4. Историко-литературные принципы - непременное наличие в библиотеке произведений русской литературы и литературы народов мира.

Необходимо:

•тематическое многообразие произведений: тема детской игры и игрушки; тема природы, животного мира; тема взаимоотношений детей и взрослых, взаимоотношений в детском коллективе, тема дружбы; тема семьи, долга перед родителями, родственниками; тема родственных отношений, интернациональная тема; тема детства, тема чести и долга; тема войны, историческая тема; человек и техногенный мир;

•многообразие авторских имен;

•учет половых (гендерных) различий детей: взрослый подбирающий литературу обязан учитывать, что девочкам в большей степени нужно читать те книги, где говорится о женских добродетелях, о ведении дома, о женском предназначении; мальчикам будет интересна литература о сильных, мужественных людях, о путешествиях, изобретениях, поведении человека в нештатных ситуациях;

•сезонный принцип в подборе литературы для чтения.

Существуют критерии отбора книг для детского чтения:

1. Идейно-художественный - произведения должны быть проникнуты гуманистическими идеями, несущими вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого.

2. Феномен множества - одни и те же писатели создают большое количество произведений, где звучит родственная тема, действуют одни и те же герои, повторяются сюжеты, используются одинаковые художественные приемы.

3. Адаптированная литература - приспособленная для детского чтения: книга сокращается, пересказывается, объем текста уменьшается, старые, вышедшие из употребления слова заменяются новыми, понятными современному человеку.

Литература

1. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… М.: Линка-пресс, 2003.

2. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под. ред. М.А. Васильевой, М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Читаем и анализируем произведения вместе с детьми

Самым сложным видом работы с дошкольниками по детской литературе и для воспитателя, и, тем более, для родителей является анализ художественного текста. Но он насколько сложен, настолько и необходим. Ни что, как анализ, не учит не только читать, но и вчитываться, то есть видеть глубину содержания, вдумываться, вглядываться в текст, следовать за мыслью автора и постигать ее.

Анализ художественного текста ведется путем постановки вопросов. Для младшего возраста - это репродуктивные вопросы (Кто? Что? Где? Как?), а с четвертого года жизни вопросы должны носить аналитический характер (Почему?), то есть побуждать размышлять над прочитанным, сопоставлять, сравнивать. Вопросы должны быть доступными для детей. А все слова понятными, точными, оправданными.

На первых порах рекомендуется составить "партитуру" текста, то есть параллельно тексту записывать вопросы, ожидаемые ответы на них, наводящие вопросы в случае, если ответы детей не будут удовлетворять взрослого.

Анализ произведения нужно организовывать так, чтобы он представлял собой серьезный, интересный и полезный для маленьких детей разговор о литературе, ее особенностях как вида искусства, ее воздействии на человека, разговор, который никогда не надоест, так как с его помощью решаются жизненно важные, существенные для ребенка вопросы - от самых простых до глубоких, философских. Правильно организованный анализ произведения помогает поддерживать в детях интерес к миру, побуждать любознательность, пытливость, учит думать, сопоставлять.

Ни в коем случае нельзя переводить анализ в плоскость бытовых разговоров, когда художественное произведение является не материалом для наслаждения и обдумывания, а иллюстрацией или импульсом к обсуждению проблем ребенка. Например, обсуждая поведенческие проблемы ребенка взрослые стараются преподнести литературного героя, как образец для подражания и по всякому поводу начинают напоминать ему, что должен на него равняться. В таком случае ребенок начинает воспринимать книгу как свод правил поведения и тихо ненавидеть ее или противостоять тому, о чем говорят взрослые. Возможно даже, ребенку захочется походить не на положительного, а на отрицательного героя.

Следует помнить, что одна из основных задач при анализе произведения - не лишать литературу ее права быть, прежде всего, искусством и в таком ее качестве восприниматься человеком.

Заучиваем стихи вместе с детьми

Большое внимание в дошкольном возрасте следует уделять заучиванию стихов наизусть. Существуют определенные требования к заучиванию стихотворных форм, с которыми, несомненно, должны быть знакомы и родители.

1. Отчетливость и ясность смысла и каждого слова: без этого нельзя достичь выразительного чтения стихотворения, оно превратиться в детском исполнении в настоящую нелепицу.

2. При подборе стихотворений необходимо учитывать, что их содержание должно быть интересным ребенку по тематике, мироощущению.

3. Стихотворение по звучанию должно быть динамичным, так как наличие объемных описаний, затянутость действия плохо воспринимаются детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы по оформлению детской домашней библиотеки "Книги в вашем доме"

Советы по оформлению детской домашней библиотеки «Книжки в Вашем доме»   Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотечку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но...

«Книжки в Вашем доме» Консультация для родителей. Советы по оформлению детской домашней библиотеки.

Формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю детскую библи...

Консультация для родителей: Советы по оформлению детской домашней библиотеки- "Книжки в вашем доме"

Советы по оформлению детской домашней библиотеки для детей старшего дошкольного возраста....

Советы по оформлению детской домашней библиотеки "Книжки в Вашем доме"

Что такое книга для ребенка? - радость, интерес, яркая картинка, увлекательная история, тайна и многое-многое другое. Новая книга - это всегда праздник. Не стоит лишать ребенка книги, заменять ее на п...

Советы по оформлению детской домашней библиотеки "Книжки в вашем доме"

Рекомендации для родителей по оформлению детской домашней библилтеки....

создание развивающей среды.Детская домашняя библиотека.

консультация для родителей какие книги нужны детям...

Рекомендации для родителей: "Советы по оформлению детской домашней библиотеки"

Формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые  мы преследуем, создавая домашнюю библиотеку....