Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка
консультация (подготовительная группа)

Надежда Серафимовна Сидоранова

Для развития личности дошкольника существенное значение имеет усвоение представлений о взаимосвязи природы и человека. В этом направлении огромную роль играет экперементирование, т.е., поисковая деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_v_razvitii_poiskovo.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №115»

Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка

Воспитатель: Сидоранова Н.С.- ВКК

Воронеж – 2018 г

Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка

 «Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон

Для развития личности дошкольника существенное значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. В этом направлении огромную роль играет экспериментальная деятельность ребенка, т. е. поисковая деятельность, познавательная деятельность.

При этом решаются такие задачи как:

- умение видеть взаимосвязи и взаимозависимости, т. е. способность видеть многообразие мира;

- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств / эталонов, символов, условных заменителей, моделей / ;

- включение в мыслительную деятельность моделирующих и преобразующих действий;

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности ;

- развитие умения совместной деятельности не только между ребенком и взрослым, но и между детьми.

Организация поисково – исследовательской деятельности идет по трем направлениям:

- живая природа / многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде, характерные особенности в различных климатических условиях /;

- неживая природа / воздух, вода, почва, электричество, звук, свет, цвет, вес и др. / ;

- человек / функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства, преобразование предметов / .

Роль семьи в развитии поисково – исследовательской деятельности ребенка – велика.Ведь даже в создании уголков экспериментирования большое место занимают родители. При этом зачастую у родителей возникает вопрос: «А зачем? Зачем нам заниматься этой деятельностью?» 

Сотрудничество с семьёй требует предварительной подготовки, просвещения родителей.

Первый этап – организационно-подготовительный. На этом этапе проводится диагностическая и просветительская деятельность с родителями и детьми.

Родительские собрания. Проводятся с целью: знакомство родителей с экспериментально-исследовательской деятельностью, как формой сотрудничества с детьми, направленной на познание окружающего мира;

Консультации на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»;

Анкетирование родителей, позволяющее выявить степень их интереса к данной форме работы;

Рекомендации на тему развития исследовательской активности детей.

Второй этап – основной (организация взаимодействия родителей и детей). На основном этапе происходит непосредственное взаимодействие между родителями и детьми. Совместная деятельность основывается на поддержании детской инициативы и исследовательской активности. Взрослый может совместно с ребёнком вести поиск способов использования разных материалов или предметов окружающего мира, уточнять их назначение, проводить опыты и наблюдения. При необходимости организовать проблемную ситуацию, которую дети могут решить как теоретическим, так и опытным путём.

Идет планомерное убеждение родителей в том, что необходимо поддерживать познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Хочется отметить, что не очень многие родители сами понимают, что такое поисково – исследовательская деятельность. И на вопрос «Как вы проводите выходные,  какие игры любит Ваш ребенок, как развиваете познавательный интерес детей?»  Получаем ответ : «Любит лепить, рисовать, создавать». Не спорим, это тоже исследовательская деятельность, но не та, о которой говорим мы. Детям и родителям  можно давать задания на дом: работу с магнитом, зеркалом, лупой, рассматривание под микроскопом, наблюдение за состоянием воды при нагревании и при сильном охлаждении и т.д.

Несмотря на занятость, ссылку на недостаток свободного времени на «такую ерунду»: «Зачем это нужно сейчас, когда можно и в школе», - и еще массу всяких отговорок, многие родители откликаются на предложенные и советы и проделывают дома различные эксперименты.

Итак, какие же советы:

Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важное качество, как любознательность.

НУЖНО

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

НЕЛЬЗЯ отказываться от совместных действий с ребёнком, игр – ребёнок не может успешно развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

НУЖНО

Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя желание узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

НЕЛЬЗЯ

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.

НУЖНО

Если у вас возникает необходимость что-то запретить. То обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

НЕЛЬЗЯ

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка.

НУЖНО

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

НУЖНО

Проявляя заинтересованность к деятельности ребёнка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата. Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребёнок их достиг.

Подводя итог всему сказанному, хочется сказать, что если мы хотим, чтобы исследовательская деятельность проводилась и дома, необходимо каждому родителю давать индивидуально конкретное задание. Это обязывает к решению поставленной задачи не только детей, но и родителей.

Родителей, как и детей, необходимо не только заинтересовать, но и похвалить за проведенную работу. Несмотря на большую занятость, в выполнении конкретного задания отказа не будет. Родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

Нам хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек  жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста»

Ральф у. Эмерсон:«Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Глубокие преобразования, происходящие в современном обществе, приводят к изменениям в сфере д...

Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка

Родителей как и детей необходимо не только заинтересоват, но и похвалить за проделанную работу. Родители должны осознавать, что они воспитывают детей собственным примером. Каждая минута общения с ребе...

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста»

КОНСУЛЬТАЦИЯ«Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка дошкольного возраста»...

Рекомендации для родителей «Роль семьи в развитии поисково- исследовательской деятельности ребенка»

Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности ребенка....