Рекомендации родителям учителя-логопеда
консультация (подготовительная группа)

Когда нужно обращаться к логопеду?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рекомендации родителям19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Когда стоит обращаться к учителю-логопеду?

Советы родителям

Нужно проконсультироваться со специалистом, если у малыша присутствуют такие нарушения речи:

- он не выговаривает простые звуки; ребенок “проглатывает” слова;

- звуки заменяются один на другой;

- неверно произносит звуки;

- малыш говорит мало слов по сравнению с ровесниками;

- он понимает чужую речь, но не говорит сам;

- в речи появились запинки или заикание;

- ребенок плохо запоминает сказанное, ему сложно пересказать несколько фраз;

- у него слишком быстрая или слишком медленная речь.

Откуда берутся речевые нарушения

Причин возникновения речевых нарушений несколько. К ним относятся:

 - кислородное голодание (гипоксия) во время беременности и родов у ребенка;

- поражение головного мозга, нервов при рождении;

- заболевание и травмы головы до 3 лет;

- перенесенный сильный стресс;

- неверный пример речи со стороны взрослых;

- длительное пребывание перед телевизором или компьютером;

- дефицит общения с окружающими.

Почему надо обращаться к логопеду

Логопед — это специалист, который исправляет речевые нарушения.

Он поможет понять, соответствует ли речь ребенка его возрастной норме, и при необходимости назначит коррекционный курс. На консультации логопед проводит диагностику речевого развития малыша и составляет программу коррекции нарушений. Эта программа может включать в себя логопедическую гимнастику, упражнения для развития моторики, внимания, памяти, слуха, дыхания или словарного запаса.

Чем может помочь логопед 

Логопед помогает справиться с неправильным произношением (например, с картавостью или шепелявостью). Часто дети неверно выговаривают такие звуки, как Ш, Ж, С, З, Л, Р. Иногда они отсутствуют в речи ребенка вообще. Одна из причин такого нарушения — незрелость артикуляционного аппарата. В этом случае на занятиях с логопедом разучивают особые положения губ, щек, нёба. Это позволяет ребенку научиться правильно располагать их во время произнесения звуков. Другая причина — ребенок не умеет различать звук в слове и поэтому неверно его произносит. В том случае логопед учит выделять звук в слове, определять его место и отличать от других.

Если ребенок заикается, логопед научит ребенка правильному речевому дыханию, размеренной и плавной речи. В школьном возрасте этот специалист поможет ребенку не путать буквы, правильно их писать и читать. На занятиях с логопедом можно обогатить словарный запас, мимику, научиться выразительной и правильной речи.

Рекомендуемый возраст для профилактической консультации специалиста

Любому ребенку рекомендуется посетить логопеда в 2 года. Но родителям стоит обратиться за консультацией, если они заметили такие признаки в речевом развитии малыша:

- Грудничок не гулит, не улыбается маме и папе.

- В 7-8 месяцев карапуз не понимает обращенную к нему речь. Например, на вопрос: “Где мама?” не ищет ее глазами, не реагирует на свое имя.

 - В 1 год малыш не говорит 8-10 простейших слов, типа “дай” или “ням”.

- В 2 года ребенок не разговаривает.

- В 2,5 года он не умеет объединять несколько слов в фразу.

- До 3 лет ребенок молчал, а после этого начал активно разговаривать.

- В 3 года малыш не может воспроизвести простейший ритм (например, “тук-тук, тук-тук”).

- В 3 года ребенок не может выполнить простейшие артикуляционные движения. Например, высунуть язык и удержать его в таком положении 5 секунд.

- После 3 лет он до сих пор упрощает слова. Например, вместо “молоко” — “мако”.

- Ребенок не задает вопросов “Куда?”, “Почему?”, “Зачем?” и т.д.

- В 3-4 года малыш искажает слова, сокращает их или не договаривает. Одно и то же слово он может произнести по-разному.

- Ребенок говорит так неразборчиво, что его понимают только родители.

- Многие звуки он произносит мягко (“кися” вместо “киса”) или, наоборот, твердо (“свэт”, а не “свет”).

- Звуки З, С и Ц малыш произносит “как англичанин” — держа язык между зубов.

- Звук Р у него получается как у француза, с грассированием.

- Малыш не может договорить фразу — ему не хватает дыхания.

- Он торопится, “захлебывается” словами.

- Малыш не стремится к общению, не интересуется окружающими.

- Ребенок говорит безэмоционально и монотонно.

- В 5 лет ребенок не умеет составить предложение по картинке, использует очень короткие предложения.

- В 5-6 лет ребенок путает предлоги, числа и падежи в предложения.

Когда нужна консультация невролога

Иногда для коррекции речи малыша нужно показать неврологу. Это делают в таких случаях:

- при сложном течении беременности и осложненных родах;

-  при травмах головы до 3 лет;

-  в случае, если до 1 года ребенок не начал издавать простейших звуков.

Как избежать проблем с речью и вовремя их распознать – 10 рекомендаций родителям от учителя-логопеда

1 совет. Говорите с ребенком во время приготовления еды, уборки, одевания и раздевания, игры, прогулки и любой другой деятельности. Рассказывайте и спрашивайте о том, что вы и малыш видите, делаете, слышите.

2 совет. Используйте правильно построенные фразы, предложения. Нужно говорить предложениями на 1-2 слова длиннее, чем у малыша. Если он пока не говорит фразами, общайтесь с ним предложениями из 2 слов.

3 совет. Вопросы должны быть открытыми, чтобы у ребенка был стимул использовать для ответа несколько слов. Например, вместо «Ты играешь?» спрашивайте: «Что ты делаешь?».

4 совет. Не торопите ребенка с ответами на вопросы и формулированием своих мыслей. Подождите, пока он скажет все, что хотел.

5 совет. Прислушивайтесь к окружающим звукам (лаю собаки, шуму машины, шелесту листьев) и спрашивайте у малыша, что он слышит.

6 совет. Рассказывая ребенку короткие истории и сказки, просите его пересказать услышанное вам или кому-нибудь еще.

7 совет. Если словарный запас у малыша небогатый, расширяйте его. Показывайте и называйте ему разные предметы и явления (части тела, фрукты и овощи, транспорт и т. д.) и просите повторять слова. Вводите в речь ребенка по 5-6 слов, а когда он научится хорошо произносить их, добавляйте новые. Занимайтесь ежедневно и обязательно хвалите, воодушевляйте малыша, даже если у него пока что-то не получается.

8 совет. Если ребенок не говорит предложениями, а использует для общения только слова, учите его коротким фразам. Например, малыш знает слово «кружка». Последовательно вводите в его речь предложения: «Дай кружку», «Папина кружка» и т. д.

9 совет. Занимайтесь с малышом в игровой форме – интерес активизирует речевое подражание, способствует развитию памяти и внимания.

10 совет. Обращайте внимание на речевое развитие ребенка с самого раннего возраста. Не дожидайтесь, когда он «перерастет», «сам заговорит».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»

Словообразование  родственных слов представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является соста...

Методические рекомендации для учителя-логопеда по проведению дидактических игр

Может быть полезно начинающим педагогам: логопедам, воспитателям....

Методические рекомендации для учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп.

Представлены: словарь дошкольников в соответствии с тематикой лексических тем, используемых в логопедических группах, сюжетные и дидактические игры, а также необходимая художественная литература для ч...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

В коррекционной работе можно выделить два этапа:1.Подготовительный. 2. Коррекционный.Подготовительный этап.Цель  этапа — подготовить ребенка к усвоению однокоренных сл...

Рекомендации, консультации учителя-логопеда для родителей

Рекомендации, консультации учителя-логопеда для родителей воспитанников подготовительной группы компенсирующей направленности....

Сборник методических рекомендаций для родителей, учителей-логопедов и воспитателей ДОУ "Домашний логопед"

Материал предназначен для использования   при организации  семейного клуба. Методические рекомендации включают в себя правила общения с ребенком, упражнения для развития дыхания, гимнас...