Развивающие игры ТРИЗ.
материал

Позднякова Светлана Андреевна

Консультация для родителй

«Развивающие игры ТРИЗ»

Учитель-логопед С.А. Позднякова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushie_igry_triz.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителй

«Развивающие игры ТРИЗ»

Учитель-логопед С.А. Позднякова

Часто родители не придают значения тем знаниям и умениям, которые их малыш накапливает в младшем возрасте. Но чем ближе к школе, тем больше их волнует вопрос: способный ли он? Сможет ли хорошо учиться? Способности у каждого свои. Увидеть и направить их развитие – задача родителей. Внимательный родитель всегда заметит интерес малыша к чему-то и постарается его укрепить.

Для того, чтобы ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог в разумных пределах фантазировать, активно мыслить и изобретать, мыслить нестандартно, очень важно приобщиться к ТРИЗ – теории решения изобретательских задач.

Познание детьми окружающего мира должно происходить не только путем сообщения им какого – либо объема знаний, но и посредством творческой поисковой деятельности. Надо побуждать детей на основе имеющихся представлений делать открытия. Это будут открытия для себя. В этом может помочь ТРИЗ технология.

Основателем ТРИЗ технологии является Генрих Саулович Альтшуллер, российский ученый – практик, писатель – фантаст, педагог. Многие педагоги разрабатывали эту теорию, внедряли ее приемы в соответствии с возрастными особенностями детей.

Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

В целом тризовская педагогика не просто развивает фантазию, а учит мыслить системно, с пониманием происходящих событий, учит ребенка быть пытливым, любознательным, что очень важно для будущего школьника.

Тризовская технология идет от ребенка, а не от взрослого: пусть гением будет ребенок, лишенный стереотипов в своем познании мира. Тризовцы считают, что если в детстве малыш придумывает, как спасти Колобка от лисы, то будучи взрослым, всегда будет изобретательным, умеющим найти выход из любого, даже трудного положения. А это очень важное качество для человека.

Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. 

 Дидактические игры ТРИЗ технологии можно использовать не только в детском саду, но и в домашних условиях.

Одно из главных направлений ТРИЗ – знакомить детей с противоречиями. Это один из способов показать ребенку жизнь такой, какая она есть – противоречивая. Необходимо донести до детей то, что во всяком плохом есть немного хорошего и, наоборот, в бочке меда есть ложка дегтя. Вот для этого и была придумана интересная игра «Хорошо – плохо». Играть в эту игру и открывать настоящий окружающий мир нужно, действуя по правилам: все предметы, явления, поступки, сказки рассматривать с позиции «хорошо», а потом – «плохо», но обязательно вернуться к положительному, помня, что мы формируем совсем маленького человека. Игра «Хорошо – плохо» может возникнуть неожиданно, когда вы с ребенком дома, в зоопарке, по пути в магазин, в детский сад. Игра будет проходить живо, если вы с ребенком будете проигрывать ее в ролях: мама говорит, что хорошо, а ребенок – что плохо (или наоборот). Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке: Лиса – это хорошо. Почему? Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая. Лиса – это плохо. Почему? Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков. Кто первым закончил, тот и проиграл. Хорошо, если ваш малыш сам начнет эту игру, т. к. ежедневно встречаясь с массой предметов, явлений, проблем, он будет маленьким философом, анализируя окружающий мир и его противоречия, будет развивать речь, закреплять ранее полученные знания.

Раннее детство – период накопления сенсорного опыта. Уже к концу 3 – го года жизни ребенок овладевает навыками сравнивать предметы, группировать их по определенным признакам. В дошкольном возрасте формируются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и обобщение. Понимание имени признака – звук, цвет, форма и т. д. является важнейшим инструментом формирования обобщения. Игры "Да-нет" позволяют не только качественно сформировать классификационные навыки, но и дают возможность развивать творческое мышление детей. В процессе игры ребенок учится выбирать, по какому признаку он классифицирует объекты окружающего мира. В чем суть игры: один человек загадывает – другой или другие отгадывают. Загадать можно все что угодно: число, букву, предмет, явление, произведение искусства, слово и т.д. На первый взгляд задача кажется легкой, но не тут то было – вопрос необходимо поставить так, чтобы на него можно было ответить только да или нет.

В основе этой игры не перебор вариантов (или простое угадывание), а целенаправленная система сужения поля поиска. Например: Мама: Даша, я загадала слово Даша: это предмет рукотворного мира? (детям вначале нужно объяснить, что все предметы и объекты делятся на предметы и объекты природного происхождения или рукотворного мира) Мама: Нет Даша: это объект природного мира? Мама: Да Даша: это растение? Мама: нет Даша: это животное? Мама: Да Даша: это животное дикое....и т.д. Таким образом, Даша сужает поле поиска и находит отгадку. С маленькими детьми нужно загадывать что-то легкое, то, что входит в их круг общения, в их опыт, то с чем дети могут реально столкнуться. С детьми старше (от 6 и т.д. лет) можно загадывать абстрактные понятия и то, что ребенок не может увидеть и ощутить прямо сейчас.

В игре «Маша растеряша» тренируем внимание ребенка, умение видеть возможность решения проблемы. Знакомим детей с функциями различных предметов: зачем нужны ложка, дверь, холодильник и т. д. Рассказать ( с соответствующим выводом) о невнимательных людях, которые все путают и теряют, попросить ребенка оказать дружескую помощь таким Машам – растеряшам. Ход игры: мама берет на себя роль Маши – растеряши и обращается к ребенку: -Ой! Что с тобой? - Я потеряла… (называет какой – либо предмет, например, нож) Чем я теперь буду (называет функцию потерянного предмета, например, хлеб отрезать)? Ребенок называет ресурсы для выполнения данной функции, например: пилой, топором, линейкой и т. д. Маша – растеряша может предоставить за хороший совет небольшое вознаграждение. Рекомендации: Уважаемые родители! Выявив одну способность, не следует забывать о других.

Для развития логического мышления ваших детей используем игру «Фантазия», которую можно применять не только при чтении сказок, но и в других жизненных ситуациях. Эта игра помогает найти новые ресурсы решения данных задач. Обычная жизненная ситуация, ребенок не хочет собирать игрушки. При помощи разных уловок удается уговорить малыша расставить игрушки по местам. Расположитесь удобно на диване и предложите ребенку представить, что все игрушки обиделись и ушли от него. Что же тогда будет? Малыш будет размышлять, придумывать и одновременно развивать свою речь. Если у вас дочка, попросите её подумать и сказать, чем можно заменить потерянные заколочки. Она придумает много вариантов. 

Во многих семьях любят собирать пазлы. Используйте игру по ТРИЗ технологии «Что-то часть чего-то», которая поможет сформировать у ребенка усидчивость, что очень актуально в наше время гиперактивных детей, воображение, зрительную память, логическое мышление.

Необходимо как можно больше охватывать мыслительных операций. Оснащайте ребенка разнообразными способами познания окружающего мира. Находите те способы познания и тренировки мыслительных операций, которые нравятся ребенку. Учите ребенка не зацикливаться на тех формах познания, которые стали привычными и гарантируют успех. Все это помогает ребенку подсознательно выстраивать механизмы эффективного развития аналитических и творческих способностей. В любом развитии следует исходить из интересов, проявляемых ребенком, но при этом учитывать возможности его возраста и индивидуальные особенности. Тогда успех в развитии обеспечен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание (в форме «Что, где, когда?») на тему: «Развивающие игры ТРИЗ и РТВ»

На собрании познакомила родителей детей группы с правилами и ходом игр по технологии ТРИЗ. Поупражняла в умении находить аналогии, связи между предметами, умение классифицировать предметы. Давать пред...

Родительское собрание в форме «Что, где, когда?» на тему: «Развивающие игры ТРИЗ и РТВ»

Задачи: познакомить родителей детей группы с правилами и ходом играм по технологии ТРИЗ. Поупражнять в умении находить аналогии, связи между предметами, умение классифицировать предметы....

В помощь родителям – развивающие игры ТРИЗ

В помощь родителям- развивающие игры ТРИЗ...

Развивающие игры ТРИЗ (родительское собрание в старшей группе ДОУ в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»)

Собрание построено таким образом, что в результате должно помочь родителям не только определить проблему, что же такое ТРИЗ, но и применить на практике свои знания и умения в играх по данной технологи...

«Интернет кафе» Развивающие игры ТРИЗ в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» с родителями

Цель: дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приемов ТРИЗ в играх с детьми.Оборудование: цветные бантики, конверты с заданиями от детей, презентация с видеов...

Родительское собрание "Развивающие игры ТРИЗ" (в форме интелектуальной игры "Что, где, когда?"

Родительское собрание для родителей воспитанников старшей группы с целью представления о технологии ТРИЗ, практических навыках использования приемов ТРИЗ в играх....