Развивающие игры ТРИЗ (родительское собрание в старшей группе ДОУ в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»)
методическая разработка (старшая группа)

Собрание построено таким образом, что в результате должно помочь родителям не только определить проблему, что же такое ТРИЗ, но и применить на практике свои знания и умения в играх по данной технологии.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающие игры ТРИЗ (родительское собрание в старшей группе ДОУ в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»)

Цель: дать родителям представление о технологии ТРИЗ, практические навыки использования приемов ТРИЗ в играх.

Оборудование: цветные бантики, конверты с заданиями от детей, презентация с видео, листы бумаги, ручки, цветные карандаши, маски, 3 волчка, 3 круглых стола (оформленных с помощью ватмана), жетоны, 3 подставки с названием команд, доска для подсчета очков, плоскостные изображения предметов яблоко, вишня и др.

Форма проведения: интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Участники: дети и родители

Ход мероприятия: 

- Добрый вечер уважаемые родители! Сегодня у нас необычная встреча, мы с вами окажемся в интересной и увлекательной стране. Название этой страны — ТРИЗ.  Слайд №1 - Заставка «ТРИЗ».

− Прежде чем мы отправимся в эту удивительную страну, нам хотелось бы немного с вами поиграть

- Помните сказку «Теремок», предлагаю сыграть её в изменённом виде. Для игры необходимо выбрать героев (желающих родителей). Предлагаю выбрать одну из карточек. Каждый игрок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Один из игроков — хозяин теремка, а остальные гости по очереди подходят к теремку (теремок чисто условный) и проводит с хозяином следующий диалог:

 − Тук, тук, кто в теремочке живёт? − Я, яблоко. А ты кто? − А я вишня. Пустишь меня в теремок? − Если скажешь, чем ты на меня похожа, то пущу.

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. (Н-р: и у вишни и у яблока есть что-то внутри, оба растут на дереве, поспевают летом). После этого гость заходит в теремок. Вошедший гость становиться хозяином, а бывший гость уходит в «почтенные». Итак, пока все играющие примут участие. (Разыгрывание сказки).

Воспитатель: − Игра, в которой вы сейчас играли, живет в стране ТРИЗ. Скажите, трудно ли вам было нестандартно мыслить, выделять общие признаки путём сравнения.

Воспитатель: − Как вы думаете, что же такое ТРИЗ?

Слайд №2

ТРИЗ —теория решения изобретательских задач.

ТРИЗ — это одна из самых уникальных методик развития творческой деятельности дошкольников.

Слайд №3

Придумал и разработал эту удивительную технологию отечественный изобретатель, ученый, писатель — фантаст Генрих Саулович Альтшуллер.

Воспитатель:

− В настоящее время в детских садах с успехом используются разнообразные приемы приемы и методы ТРИЗ, направленные на  развитие у дошкольников внимания, логики, смекалки, мышления, творческого воображения.

Предлагаем вам познакомиться с развивающими играми технологии ТРИЗ. Играя в эти игры с детьми, вы сможете расширить познавательные способности детей, обогатить и развить их речь.

Слайд №4( звучит музыка)

- Я приглашаю родителей и ребят в клуб знатоков Что? Где? Когда? На одну из игр весенней серии.

- Вам, нужно в течение 2 минут придумать название своей команде и выбрать капитана  команды, это может быть и  ребенок, как решите.

- С помощью жребия, мы определим, чья же команда начнет первой (цифры 1,2,3).

- На обсуждение каждого вопроса вам будет даваться одна минута, вы услышите звуковой сигнал. Если вы отвечаете досрочно, то у вас будет возможность в следующем раунде взять дополнительную минуту для ответа.

- Уважаемые знатоки, я хочу обратить внимание сразу на то, чтобы все обсуждения вы проводили вместе, сообща, а не только родители занимали лидирующую позицию и предоставляли слово – детям. Вы – команда! Не забываете об этом.

(звучит музыка из слайда №4)

- Итак, уважаемые знатоки, сегодня против команды телезрителей играют команды (представляю команды и капитанов).

Слайд №5

Первый раунд.

Слайд №6(звучит гонг и затем волчок)

Конверт №1, вопрос от Степы Иванова

Слайд №7 (фото на экране, звук гонга)

Он просит назвать «Что лишнее» и почему?

Слайд №8

- корова, лошадь, медведь, коза;

- машина, самолет, матрешка, поезд;

- стол, кофта, диван, кресло;

- воробей, ворона, сорока, чайник.

Ответ дает капитан команды ……….(называю по имени или имени отчеству)

Слайд №9 (звучит музыка)

- Внимание правильный ответ.

Слайд №10

- В первом раунде, второй вопрос .

Слайд №11 (фото)

Слайд №12

- она спрашивает: «Кто где работает?» предложите 5 вариантов ответа

- повар-кухня, столовая, кафе, ресторан, зоопарк, детский сад, школа;

- врач – поликлиника, госпиталь, больница, школа;

- продавец – магазин, киоск, буфет, рынок, трамвай

Ответ дает капитан команды или лицо им выбранное.

Слайд №13

- Внимание , правильный ответ.

Слайд №14 ( при каждом вращении волчка звучит музыка из игры что? где? когда?)

Третий вопрос первого раунда

Слайд №15(фото)

- вопрос от Лѐни Дудка

Слайд №16

 Он интересуется, как будет «Наоборот»

- жарко – (холодно); - звонкий – глухой

- длинный - … - твердый -…

- толстый - … - грустный -…

- добрый - … - быстрый -…

Слайд №17.

- Внимание правильный ответ.

Слайд №18. Музыка.

- Первый раунд завершен, подведем итоги ,все знатоки дали верные ответы,

счет 1:0 в пользу знатоков!

Слайд №19

2 раунд.

Слайд №20

- Первый вопрос 2 ранда.

Слайд №21 (фото)

первый вопрос поступил от Вари Бочкарь.

Слайд №22

 Она хочет знать «Что умеет делать?» (назвать 3 признака)

- птица -….

- мяч - …

- снег - …

- ребенок - …

(минута пошла, звуковой сигнал)

Отвечает команда.

Слайд №23(звучит музыка, когда ведущий зачитывает ответ)

- Внимание , правильный ответ.

Слайд №24

- 2 вопрос второго раунда

Слайд №25(фото)

Письмо №2 прислал Никита Герасименко.

Слайд №26

 его очень интересует «Что бы это могло быть?»

- круглый+звонкий? (бубен, мяч, колокольчик, будильник…)

- пушистый+ серый? (котенок, клубок, щенок, свитер, варежки…)

- гладкий+холодный? (снег, лед, сосулька, кастрюля, утюг…)

- сильный+ злой? (Бармалей, Змей Горыныч, хулиган, волк…)

Ответ команды

Слайд №27

- Внимание правильный ответ.

Слайд №28

3 вопрос

Слайд №29(фото)

Третье письмо в этом блицтурнире пришло от Миши Ярешко,

Слайд №30

- Он описывает картинку не называя ее, которая находится в конверте. Знатоки должны отгадать, что там?

Ответ команды

Слайд №31

- Внимание правильный ответ (кофта)

Слайд №32

-2 раунд завершен, подведем итоги, все команды ответили верно, счет 2:0

Слайд №33

3 раунд

Слайд №34

1 вопрос третьего раунда

Слайд №35 (фото)

-  первый вопрос прислала Злата Кошель,

Слайд №36

- ее интересует, а «Знаете ли вы, что бывает?» ( предложите по 5 вариантов ответов)

- красным и круглым бывает – ягоды, шар, мяч, витамины, бусы…

- сладким и большим – шоколадка, вата, конфета, торт, мама…

Команды отвечают.

Слайд №37 (музыка)

- Внимание , правильный ответ.

Слайд №38

2 вопрос 3 раунда.

Слайд №39(фото)

Вераника Никулина знает 50 слов, который начинаются на слог – ла.

Слайд №40

-Вас она просит назвать 10 слов, которые начинаются со слога - ЛА

- ЛАПА, ЛАМПА, ЛАВИНА, ЛАНДЫШ, ЛАСТОЧКА, ЛАДОШКА…

- Подведем итоги….

Слайд №41(черный ящик)

МУЗЫКА Вносится черный ящик. Отгадайте «ЧТО В ВОЛШЕБНОМ ЯЩИКЕ?»

Загадка:

Толстушка покупается,

В середине покупается –

Племяшка улыбается,

Племяшка открывается –

Внучка в ней вмещается.

Как тетя называется?.. (Матрешка)

Слайд №42

3 раунд завершен, подведем итог, знатоки ответили неверно на один вопрос, счет, 2:1 в пользу телезрителей.

Слайд №43

4 раунд

Слайд №44

1 вопрос 4 раунда

Слайд №45 (фото)

первое письмо от Алины Акбашевой,

Слайд №46

она хочет знать «Что это такое?»

- колеса-нос-крылья=самолет

- колеса-вагоны-паравоз=поезд

- колеса-кабина-руль=машина

Ответы команды

Слайд №47

- Внимание, на экран правильный ответ.

Слайд №48

2 вопрос 4 раунда

Слайд №49(фото)

Письмо от Славы Корж,

Слайд №50

 - он просит описать предмет, который потерялся. Описывая его по признакам, сравнивая с другими объектами. По принципу цвет, такой как у…, форма такая, как у… и т.д.

Ответ команды.

Слайд №51

- 3 вопрос 4 ранда

Слайд №52(фото)

Уля Крючкова нас спрашивает:

Слайд №53

«Что с чем связано?» «Что лишнее?»

- дерево – корни, вода, ветки, птички, ветер, снег, гнездо, яблоки, …

- мама – работа, ребенок, сумка, конфеты, утюг, расческа, грибы…

Минута на размышление.

Ответ команды.

Слайд №54

- Внимание  на экран, правильный ответ.

Слайд №55

4 раунд завершен, подводим итоги.

Пришло еще одно письмо, которое мы не успели выложить на стол, от всех детей нашей группы  в нем дети шлют вам сердечный привет и наилучшие пожелания

(видио слайд с пожеланиями для родителей).

Слайд №56

- Итак, уважаемы знатоки, состоялся очередной ежегодный турнир игры Что? Где? Когда? между командой  знатоков и командой телезрителей, где с большим отрывом победила команда знатоков.

Игра – окончена!!

- Уважаемые родители, все вопросы, которые были использованы в игре взяты из ТРИЗ. Надеемся, что вы будете использовать различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.

- В заключение хочу сказать, что нам было очень приятно работать с вами сегодня, а какое ваше мнение о нашей встрече? На столах у вас есть информация с адресами сайтов, на которых можно найти много интересного.

 Выразите его с помощью масок. На столах у вас карандаши и безликие маски. Предлагаю вам дорисовать маску так, чтобы она отражала ваше впечатление от сегодняшнего вечера.

До свидания! До новых встреч!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в старшей группе в нетрадиционной форме "Как работали и отдыхали на Руси"

семейные посиделки с родителями и детьми в нетрадиционной форме...

Сценарий родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью современных логоматематических игр»

Родительское собрание было разработано и проведено мною с целью повышения родительской  компетентности в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка, ознакомления с современными логом...

Родительское собрание в старшей группе на тему:"Развитие интеллектуальных способностей дошкольника с помощью современных дидактических игр ".

Цель – повысить родительскую компетентность в вопросах развития интеллектуальных способностей ребёнка, познакомить с современными дидактическими играми, объединить детей и родителей совместным выполне...

Родительское собрание в старшей группе в нетрадиционной форме «Быть здоровым – здорово!»

Как укрепить здоровье детей, избежать болезней? Эти вопросы волнуют как родителей, так и воспитателей, потому что все мы хотим, чтобы наши дети не болели, год от года становились здоровее, сильнее, вы...