Родительское собрание "Игротреннинг по развитию связной речи детей"
методическая разработка (старшая группа)

Снегова Людмила Евгеньевна

Цель: Активизировать знание родителей по развитию связной речи у ребенка.

 

Задачи: Помочь родителям узнать, какие игры развивают связную речь ребенка. Способствовать сплочению родительского коллектива при совместной работе с детьми выполняя задания. Развивать умение свободно высказываться по существу вопроса.

 

Форма проведения : Игротренинг

 

Участники: Родители, дети, воспитатель и логопед

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_na_temusvyaznaya_rech.docx24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Улыбка»

Нетрадиционное родительское собрание «Игротренинг по развитию связной речи детей»

Составили и провели: Воспитатель Снегова Л.Е.

                                      Логопед Фомичева М.В.

Нетрадиционное родительское собрание

«Игротренинг по развитию связной речи детей»

Цель: Активизировать знание родителей по развитию связной речи у ребенка.

Задачи: Помочь родителям узнать, какие игры развивают связную речь ребенка. Способствовать сплочению родительского коллектива при совместной работе с детьми выполняя задания. Развивать умение свободно высказываться по существу вопроса.

Форма проведения : Игротренинг

Участники: Родители, дети, воспитатель и логопед

Оборудование: платочки, серия сюжетных картинок, предметные картинки, клубок, листочки и фломастеры, буклеты

План проведения:

1.Выступление логопеда на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

2.Выступление воспитателя на тему:  «Организация речевой среды в группе». Организация предметно – развивающей среды по развитию речи.

3. Игротерннинг с участниками собрания

4. Заключительная часть

Ход родительского собрания:

Родители заходят рассаживаются по кругу, на заранее приготовленные стулья рядом со своим ребенком.

  1. Выступление логопеда на тему «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

ЛОГОПЕД: Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно, без специального обучения, дети не не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно – повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно -обиходная. Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время, речь ребенка, должна быть живой, непосредственной, выразительной.

Связная речь неотделима от мира мыслей. В связной речи ребенка отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить своё высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. С основной функцией речи, коммуникативной, дети старшего дошкольного возраста владеют, как правило в совершенстве. А более сложные формы – пересказ по картинке, рассказ какого- либо события – это дается гораздо сложнее.

Сейчас давайте послушаем Людмилу Евгеньевну, которая расскажет, какие игры и пособия применяются в группе для развития связной речи.

  1. Выступление воспитателя на тему:

«Организация речевой среды в группе». Организация предметно – развивающей среды по развитию речи.

      С  введением ФГОС ДО вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ сегодня стоит особо актуально.

     Программа работы с детьми должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей.

     Одно из условий для полноценного речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно–пространственной среды в ДОУ.

      В дошкольной педагогике под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная, разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В этой среде возможно включение в активную познавательно– творческую деятельность детей группы.

     Речевая развивающая среда – это окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие речи каждого ребенка.

     Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.

В качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждении можно выделить следующие:

- Речь педагога.

- Методы и приемы разных сторон речи детей.

-Специальное оборудование для каждой группы.                                                        Уголок речевого развития хорошо оснащен, находится  рядом с книжным уголком, литература в котором меняется соответственно  тематическому планированию.

   Уголок речевого развития в  группе включает в себя:

-игры и упражнения для развития – звукопроизношения (картотека дидактических игр и упражнений; папка «Чистоговорки»)

-пособия для речевого дыхания( листочки на нитке и т. д.);

-пособия для артикуляции ( зеркала, каталог артикуляционной гимнастики с картинками)

-материал для развития мелкой моторики рук (прописи, шнуровки, пальчиковые игры, паззлы, мозайка, мелкий конструктор «Лего» и т. д.);

-словесные игры;

-настольно-печатные игры, лото, настольно-дидактические игры;

-виды театров: кукольный, пальчиковый, настольный, театр – фланелеграф, магнитный и др.

-картинки, картины и репродукции картин ( папка с иллюстрациями народных промыслов, серия картинок по временам года, серия сюжетных картинок по профессиям, наборы картинок о животных и насекомых и правилах поведения в быту, природе, обществе и многое др.).

       Развитие речи у детей основная задача дошкольного образования. Организация «Предметно–развивающей  среды» в детском саду несет  эффективность  воспитательного воздействия, направленного  на формирование у детей  активного познавательного  отношения к окружающему миру, развивает и воспитывает детей. Для развития речи детей дошкольного возраста необходимо создавать определенную предметно-речевую среду, которая будет способствовать формированию не только правильной, но и хорошей устной речи.

  1. Игротренинг с родителями.

- игра «Знакомство»

Дети рассказывают по очереди о своих мамах. Затем предлагаем мамам также составить небольшой  интересный рассказ про своего ребенка.

- Пальчиковая гимнастика.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Уважаемые родители! Вы, наверное, хорошо знаете известное высказывание В.А. Сухомлинского «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Учёные пришли к выводу о том, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того, психологи утверждают,что упражнения для пальцев рук развивают не только речь, но и внимание  и память. Я хочу вас познакомить с пальчиковой гимнастикой «Две сороконожки», которую вы можете проводить с ребёнком дома. Это разнообразные движения пальцами рук с использованием стихов.

Две сороконожки бежали по дорожке.

Бежали, бежали, друг друга повстречали.

Друг друга повстречали, крепко обнимали.

Так крепко обнимали, что их с трудом разняли.

Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией ребенка.

ЛОГОПЕД. Можно использовать пальчиковые игры с предметами. Давайте поиграем с платочками.

- Игра  «Проглот».  

Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой. При этом произносим следующие слова:

«У меня живёт проглот,

Всё подряд проглот жуёт,

Вот и стало у проглота

Брюшко как у бегемота.»

ЛОГОПЕД. Для красивой и внятной речи, для тренировки мышц артикуляции мы используем артикуляционную гимнастику.

- Игра «Обезьянки»

Дети встают в круг спиной, а родители напротив них. Сначала родители изображают зеркало, потом дети. Упражнения «Заборчик», «Лошадка», «Качели», «Часики», «Лягушка - Иголочка».

ЛОГОПЕД. Всё это было подготовительным этапом, но особенно эффектны для развития речи ребёнка словесные игры. Они совершенствуют разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй языка. Развивают внимание, память, сообразительность.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Давайте с вами разучим некоторые словесные игры, в которые можно играть с ребёнком.

- Игра «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и говорю слово. Игрок, поймавший мяч, называет слово, противоположное по значению. Например, ЧЕРНЫЙ-БЕЛЫЙ.

СИЛЬНЫЙ – СЛАБЫЙ

ГОРЯЧИЙ – ХОЛОДНЫЙ

ВЫСОКИЙ – НИЗКИЙ

ДОБРЫЙ – ЗЛОЙ

ВЕСЁЛЫЙ – ГРУСТНЫЙ

ХРАБРЫЙ – ТРУСЛИВЫЙ

ШИРОКИЙ – УЗКИЙ

ТВЁРДЫЙ – МЯГКИЙ

 ЛОГОПЕД. Это был детский вариант игры. А теперь мы проверим как подберут антонимы наши родители.

ПОСТОЯННЫЙ – ВРЕМЕННЫЙ

ОПЛАЧИВАЕМЫЙ – БЕЗВОЗМЕЗДНЫЙ

ДОБРОВОЛЬНЫЙ – ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ

ПРАВДИВЫЙ – ЛОЖНЫЙ

АКТИВНЫЙ – ПАССИВНЫЙ

АККУРАТНЫЙ – НЕРЯШЛИВЫЙ

ГОСТЕПРИИМНЫЙ – НЕПРИВЕТЛИВЫЙ

БЕСПОЛЕЗНЫЙ – ЦЕННЫЙ(НУЖНЫЙ)

УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ – СКУЧНЫЙ(неинтересный)

РУЧНОЙ – АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Молодцы! Отлично справились! Следующая игра.

- Игра «Какой?»

 Делим группу на 2-3 команды, каждой команде даём картинку с изображением животного или предмета и листочек с ручкой. За минуту каждая команда должна написать прилагательные, подходящие этому слову. Кто больше напишет, тот и выиграл.

ЛОГОПЕД. Следующая игра.

- «Составь рассказ по картинке»

Участникам раздаётся серия картинок, нужно разложить их в правильном порядке и составить рассказ.

  1. Заключительная часть.

ВОСПИТАТЕЛЬ. В заключении игротренинга я хочу вам предложить игру «Связующая нить». давайте встанем в круг, я передам вам этот клубок, а вы его будете передавать друг другу и говорить о том, что вам понравилось и в какие игры вы хотите дома поиграть с ребёнком. Все, кто уже передал клубок, держаться за нить. Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Эта символическая нить связала, объединила нас сегодня. Я благодарю вас за сотрудничество, за искренность и доброжелательность.

ЛОГОПЕД. Для того, чтобы ваши домашние игры с ребёнком проходили как можно эффективнее, я вам дарю эти памятки – буклеты.

Особое внимание я хочу обратить на культуру родного языка, ведь речи следует учить, прежде всего путем примера. Слышит ребёнок правильную речь и невольно воспринимает ее, и мало-помалу навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какие-нибудь неправильные, извращенные слова и также незаметно это войдёт в его речь, а с недостатками бороться очень трудно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение для родительского собрания на тему: «Развитие связной речи детей во второй младшей группе»

Материал содержит краткую характеристику о развитии связной речи детей 3-4х лет, с конспектом занятия по развитию речи " Рассказывание по набору игрушек."...

Родительское собрание "Сказка как средство развития связной речи детей 4-5 лет"

В данном материале представлены формы и методы работы со сказкой, а также рекомендации для родителей о том, как читать детям сказки...

Конспект родительского собрания в форме семинара- мастер- класса на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста».

Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.Задачи:• создание атмосферы эмоционального комфорта и доверительной обстановки;• актуализация...

Методическая разработка "Формирование родительской компетентности в области развития связной речи детей средней группы"

Представленная методическая разработка отражает опыт моей работы по развитию связной речи детей во взаимодействии с родителеями (законными представителями) моих воспитанников.  В материалах метод...

Конспект родительского собрания в форме семинара-мастер-класса «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»

Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четк...