Роль игры в формировании картины мира современного ребенка
статья

Детская картина мира – особая система значений, представлений, отношений ребенка к окружающей среде, другим людям и себе самому в определенной социальной ситуации развития. Первые представления о мире даются ребенку очень рано, еще в младенческом возрасте через материнский фольклор. Эти первые составляющие образа мира ребенок осмысливает прежде всего в игре. Через игру дети в опосредованной форме включаются в жизнь взрослых, удовлетворяя и собственную потребность в причастности к происходящему, что является не просто моделированием смыслового поля взрослой деятельности, а свободным обращением с его содержанием. Важнейшей составной частью развивающей среды для ребенка является игра и игрушка.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_5.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

воспитатель ГБДОУ д/с№3

Приморского района г.Санкт-Петербурга

Роль игры в формировании картины мира современного ребенка

В современном стремительно меняющемся мире формирование целостной картины мира ребенка становится одной из приоритетных педагогических задач. Это нашло свое отражение в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2010 г.), и в разрабатываемом сегодня Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Образ мира в начале XXI века теряет свою определенность. Тем более актуальным для дошкольного образования становится изучение картины мира современного ребенка, а также средств и методов ее становления.

Детская картина мира – особая система значений, представлений, отношений ребенка к окружающей среде, другим людям и себе самому в определенной социальной ситуации развития. Первые представления о мире даются ребенку очень рано, еще в младенческом возрасте через материнский фольклор. Эти первые составляющие образа мира ребенок осмысливает прежде всего в игре. Через игру дети в опосредованной форме включаются в жизнь взрослых, удовлетворяя и собственную потребность в причастности к происходящему, что является не просто моделированием смыслового поля взрослой деятельности, а свободным обращением с его содержанием. Важнейшей составной частью развивающей среды для ребенка является игра и игрушка.

Игрушка принадлежит к фундаментальным универсалиям бытия, таким, как, например, дом, жилище. Она утверждает ценности культуры и передает опыт новым поколениям людей. В ней заложен потенциал развития культуры как негативный, так и позитивный.

Игрушка не только сопровождение игры, не только средство общения малыша и взрослого, малыша и сверстников, но и средство обучения, средство развлечения и даже средство лечения. Игра и игрушка – важнейшие составляющие любой культуры, поэтому, какова культура, таковы и игрушки.

Роль игрушки, ее влияние на внутренний мир детей волнует родителей и воспитателей. Сегодня психологи и педагоги, поднимая вопрос о кризисе детской игры, об изменении ее сути и качества, отмечают и то, что существенно изменилась и сама игрушка.

Существенное значение имеет способ прочтения текста, заложенного в игрушке. Так для мира взрослых характерно пассивное восприятие текста, в мире детей идет активная выработка информации в процессе смыслопорождающей игры.

Эта разница взглядов взрослого и ребенка в истории игрушки сыграла почти роковую роль. Поскольку сама по себе игрушка, даже обладая всем своим воспитательным потенциалом, не может запустить механизм свободной игры без взрослого, появление первой образной игрушки, связано с процессом ее предъявления. В традиционной культуре родитель или воспитывающий взрослый делает такую значимую игрушку для малыша в его присутствии, одушевляя ее, передавая свое отношение. С развитием промышленного производства процесс изготовления игрушки перешел от воспитывающего взрослого к производителю, живущему в логике рынка. Таким образом, образ современной игрушки рождается в мастерской художника, дизайнера игрушки и принадлежит только ему. Мы получаем готовый культурный текст, который был в нее заложен мастером, но лишены контекста, который сопровождал ее создание.

Каждое поколение, каждая социальная среда вкладывают свой текст в игрушку, которую дает своим детям. И все же сегодня происходят существенные изменения в игровом наборе ребенка, которые не могут не отразиться на его картине мира.

Современные игрушки в основном сохранили традиционный игровой набор. Однако существенно изменился внешний вид игрушки, их стало невообразимо больше. Новым явлением стали игрушки, изображающие всевозможных монстров, фантазийных существ и других героев мультиков. Такие игрушки очень популярны, серийны, дешевы, имеют разработанную программу поведения и историю жизни, воплощенную в медиа-продукции. Текст, заложенный в образе игрушки, часто не соответствует контексту, заданному мультфильмом или фильмом. В результате ребенок теряет критерии различия плохого и хорошего, добра и зла. Появление таких игрушек существенно изменяет детсткую картину мира.

Образная игрушка и, прежде всего, кукла, одновременно становится «особым средством массовой информации». Она вступает в борьбу за умы и интересы детей и родителей, навязывая новые идеалы.

Игрушка – идеальное орудие, вводящее ребенка в мир человеческих отношений. Образная игрушка воспринимается ребенком как «идеальная форма», образ взрослости, на которую как на центральную категорию, задающую целостность детства, указывал Л.С. Выгодский.

Современная игрушка предлагает ребенку совершенно новый деформированный образ взрослого, часто агрессивный либо фантазийный.

Можно отметить, что у современного ребёнка постепенно размывается понятие «любимая игрушка». Исследование показало, что для многих детей любимая игрушка это игрушка желанная, модная, значимая для их социо-культурного окружения, но не та, с которой у ребёнка выстраиваются особые отношения. В современном постиндустриальном мире значение игрушки сводится до «уровня легко заменяемой и имеющей ценность только в качестве новинки или антикварного раритета «вещице». Неоправданно большое количество игрушек у детей, их постоянная сменяемость, некачественное изготовление, приводит к тому, что значение игрушки в жизни ребёнка постепенно обесценивается.  

В основном дети дошкольного возраста (4-7) не могут определить  плохую игрушку. Плохая игрушка для детей это игрушка сломанная, не пригодная для игры. Это также может быть образ абстрактного зла или  какого-либо агрессивного действия, что указывает на несформированность в картине мира современного дошкольника системы ценностных ориентиров, отсутствие понимания противопоставления хорошего и плохого.

Однако дети, воспитывающиеся в православном детском саду, оказываются способны определить игрушку как плохую не с точки зрения её качества, а с позиции транслируемых ею отрицательных свойств.

Можно сказать, что у дошкольников есть ценностная система координат в их картине мира, но очевидно не сформировано противопоставление хорошего и плохого для реальной, конкретной игрушки. Поэтому дети достаточно часто рисуют как любимую игрушку ту, которую они только что рисовали как плохую.

Субъективный опыт ребёнка, накопленный в процессе взаимодействия с взрослыми, а так же через осмысление связей и отношений в игровой деятельности с игрушкой, становится неотъемлемой частью восприятия и понимания мира и проявляется на более глубоком уровне – в картине мира ребёнка. Предложенные взрослыми образы в игрушках задают определенную жизненную перспективу, которая раскрывается в игровой деятельности. Критическая деформация антропологических смыслов игрушки способна привести к искажениям во внутреннем мире ребёнка, его духовно-нравственной сфере, его картине мира. Несоответствие современной игрушки человеческим смыслам, заложенным в ней, практике взаимодействия ребёнка с ней, а так же воспитательным задачам, решаемым взрослым, становится серьёзной проблемой.

Литература.

  1. Абраменкова, В.В. Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка / В.В.Абраменкова.  - М.: Яуза, Эксмо : Лепта Книга, 2006. – 640 с.
  2. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Орудие и знак в развитии ребенка / Лев Семенович Выготский. - М.: 1984. -6 т.  - 6-90 с.
  3. Зинченко, В.П., Моргунов, Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. / В.П.Зинченко, Е.Б.Моргунов. - 2-е изд., уточн. и дополн. - М.: Тривола, 1994. - 304 с. 
  4. Лотман, Ю.П. Куклы в системе культуры. Избранные статьи: сборник статей : в 3 т. - Таллинн, 1992, -377-380 с.
  5. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве взрослых. 5-е изд. / М.В.Осорина. - СПб.: ПИТЕР, 2010. - с. 368
  6. Слободчиков, В.И. Очерки психологии образования. – 2-е издание, переработанное и дополненное / В.И.Слободчиков. -  Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2005. - с. 272
  7. Теплова А.Б. Игрушка в картине мира ребенка.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в формировании звукопроизношения ребенка. (методический пробег для воспитателей)

Понятие «речь» очень обширно. Каждый из ее важнейших компонентов – звукопроизношение, лексический  запас, грамматический с...

Роль игры в формировании целостной картины мира младших дошкольников.

Формирование целостной картины мира - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления детей  с природой. Э...

Консультация для родителей «Роль игры в формировании произносительной стороны речи ребенка»

Если говорить о начале вхождения в жизнь ребёнка, то необходимо сказать, что вначале было не слово, а игра. Ребёнок ещё не может говорить, но уже улюлюкает, гукает, улыбается во весь рот, реагируя на ...

Игрушка в картине мира современного ребёнка дошкольника

Статья посвящена вопросам становления картины мира ребёнка. Особое внимание уделено игрушке как инструменту педагогического воздействия воспитывающего взрослого на процесс становления картины мира реб...

Игрушка в картине мира современного ребенка дошкольника.

Статья посвещена вопросам становления картины мира ребенка. Игрушка инструмент педагогического воздействия взрослого на процесс становления картины мира ребенка в истории и современности....

"Математическое развитие - значимый компонент формирования "картины мира" ребенка - дошкольника" консультация для воспитателей.

Математическое развитие - значимый компонент формирования "картины мира" ребенка. Одна из важнейших задач воспитателей и родителей -развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрас...

Статья "Игрушка в картине мира современного ребёнка дошкольника".

Статья посвящена вопросам становления картины мира ребёнка. Особое внимание уделено игрушке как инструменту педагогического воздействия воспитывающего взрослого на процесс становления картины мира реб...