Непосредственно образовательная деятельность по формированию картины мира с детьми старшего, дошкольного возраста «Деревья вокруг нас»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шемякина Оксана Сергеевна

Непосредственно образовательная деятельность

по Формированию картины мира

с детьми старшего, дошкольного возраста

 

 «Деревья вокруг нас»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon derevya_otkr_zanyatie.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад №16

«Ручеек».

Непосредственно образовательная деятельность

по Формированию картины мира

с детьми старшего, дошкольного возраста

 «Деревья вокруг нас»

Подготовила: воспитатель

                                               разновозрастной группы

                                Шемякина О. С.

Г. Камень-на-Оби

2013 год

Задачи:

Образовательная деятельность: закрепить  представления о жизни деревьев, их взаимосвязь в природе;

Развивающая деятельность: закреплять умение исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева; развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, обобщать.

Воспитательная деятельность: воспитывать бережное отношение к природе, желание беречь и защищать природу.

Приоритетные образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Интеграция образовательных областей:  «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура», «Музыка».
Предварительная работа: беседа о деревьях, исследование дерева, заучивание стихов о деревьях, экскурсия в осенний сад, использование дидактических игр; наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, прослушивание грамзаписи.
Словарная работа: осинник,

Материалы и оборудование: ИКТ, репродукции картин с изображением пейзажей, берестяные изделия, березовый веник, березовые дрова, плоды рябины, действующий макет мостика , краски, бумага, кисти, гуашь.

Ход НОД

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! У нас на занятии гости, давайте их поприветствуем!
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Сегодня возле детского сада я встретила солнышко, которое пришло к нам в гости. Но солнышко это не простое, а волшебное. Кто возьмет его в руки, тот станет самым ласковым и добрым ребенком в мире. Давайте проверим! (Передаем воздушный шарик - солнышко, говоря друг другу ласковое слово). Это правда, мы стали самыми добрыми и ласковыми.   в нашем зале тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому мы с вами будем чаще улыбаться друг другу и дарить свою радость окружающим.

Лес, точно терем расписной,
 
Лиловый, золотой, багряный.
 
Веселой, пестрою стеной,
 
Стоит над светлою поляной.
 
Березы желтою резьбой,
 
Блестят в лазури голубой.
 
Как вышки, елочки темнеют,
 
А между кленами синеют.
 
То там, то здесь в листве сквозной
 
Просветы в небо, что оконца.
 
Лес пахнет дубом и сосной,
 
За лето высох он от солнца.
 
И осень тихою вдовой,
 
Вступает в пестрый терем свой...
 
(И. Бунин
 )
- Ребята, сегодня мы будем говорить о красоте русской природы.

- У каждого жителя земли есть своя Родина. Это место, где родился человек.

- А вы знаете, как называется наша Родина? (Ответы).

- Что представляете вы, когда говорят о России? (Ответы).

- Жители других стран, говоря о России представляют снег, медведей, матрешек. Многие представляют и вспоминают ее неповторимую природу, особенно русскую березку. Как вы думаете почему? Почему именно березку? (Ответы).

- Послушайте, какие красивые слова можно сказать о березке:

«Словно девица русская, приумолкнув стоит. »

- Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка.

- Ребята, а на нашем участке растет береза? (Ответы детей)

Но у всех берез очень необычная кора. Чем необычна кора березы? (Ответы). Березу за её кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре – бересте есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит.

- Давайте подойдем и рассмотрим, какие изделия люди научились делать из бересты. (Рассматривают).

- А теперь подойдем в нашу картинную галерею и увидим, с какой любовью русские художники изображали уголки своей родной природы. Видите, на всех картинах здесь изображена красавица – березка. (Рассматривают).

   Ксюша Л:    

     Дремлет русская берёзка,
       Пожелтел её наряд.
       «Белоствольная красотка»,-
        Про берёзку говорят.

- Про березку говорят: белоствольная, кудрявая, стройная. Березка – не только красивое дерево. Еще в древности люди отметили многие полезные свойства березы.

Если заварить чай из набухших почек березки, этот отвар становится очень полезным, и лечит многие болезни человека. А распаренный березовый веник в бане изгоняет болезни, дает бодрость и силу (показывает). Березовыми листьями в старину красили яйца на Пасху. Весной, когда деревья «просыпаются» и начинается сокодвижение, у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья.

- Березовые дрова в деревне, где есть печки, или камины, зимой незаменимы. Они горят долго, дают много тепла и выделяют приятный аромат.

- Люди любят ходить в березовый лес, чтобы отдохнуть душой и телом, набраться сил и энергии. Только нужно помнить, что брать у природы нужно с умом, не нанося вред.

Боша Б:

На земле мы живем с тобой.

Нет прекрасней земли родной.

Так давайте беречь и любить.

Не губить её, не губить.

-А какими словами можно охарактеризовать нашу березку? (Рассматривание фотографий с нашего участка)

Физминутка "Листочки". 
Осенние листочки закружились. 
Веселый ветер зашумел над ними, 
Весело они летели 
И на землю сели. 
Вот ветер снова тихо набежал, 
Вдруг листочки красивые поднял. 
Весело они летели 
И на землю сели. 

Сегодня мы с вами поговорим еще об одном удивительном и необычайно красивом дереве. Оно украшает улицы нашего поселка.

 
Загадка: 

Весною зеленела, 
Летом загорала, 
Осенью надела 
Красные кораллы. 

- Что за дерево? (Ответы детей). Правильно, это рябина. 

Надя Л:

 «Осень в гости к нам пришла, 
Огоньки вокруг зажгла.
 
Ярко- красный шарик-Это вовсе не фонарик.
 
Прилетай скорее, птица,
На рябине покормиться!»
(С.А. Васильева)

-Можете объяснить, почему, за что считают рябину красавицей? Что, по-вашему, красиво в этом дереве? (Ответы детей). 

-Издавна на Руси люди  славили рябину, любовались ею, собирали ягоды, пели песни, водили хороводы.

-В нашем селе много рябины.  Осенью улицы, дворы наряжаются в рябиновые бусы. Ягоды у рябины бывают самые разные: есть зеленовато-желтые, есть ярко-красные, есть и коричневые.

-Рассмотрим ветку рябины. Осенью листва рябины окрашивается в разные тона. В какие? (Красные, бордовые, желтые, коричневые, оранжевые).(Обратить внимание на форму листьев)

-Только ли для красоты в нашем селе люди посадили рябину? (Ответы детей). Со всеми рябина дружит, всех накормить старается, а если заболеет кто, так и подлечит. И хотя плоды рябины на вкус горьки, а все равно хороши.


Сережа Л:
 Ягоды не сладость,
 Зато глазу радость
 И садам украшенье,
 А друзьям угощенье.

-Кого зимой кормит рябина? (Ответы детей).
Правильно, зимой птицам тяжело приходится, но рябина поддерживает их силы, помогает пережить долгую, суровую зиму. А за это, птицы помогают людям справляться с насекомыми – вредителями.

-Ребята, а какие еще деревья растут вокруг нас?

-А это что за дерево?

«Листву рассыпает метель золотая,

 Я в парке сижу и о чем-то мечтаю.
Над лавочкой старой лист клена кружится 
И медленно мне на ладошку ложится. 
Осенние клены -цветов хороводы,
И желтый, и красный среди непогоды. 
Найду я зеленого капельку цвета
Как отблеск последний ушедшего лета».
(С.А. Васильева)


-Ребята! Обратите внимание на форму и размер кленовых листьев. Какие они? (Дети - это большие, напоминающие звезду листья, летом зеленые, а осенью ...)
-Какого цвета бывают кленовые листья осенью?(Дети -желтые, красные)
-А если лист двух цветов, то какой он может быть? (Дети - желто-красный, желто-зеленый лист)
-Вы наверно устали, давайте с вами немного поиграем.


Динамическая пауза:
Физминутка “КЛЕН”

Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз – наклон и два наклон,
Зашумел листвою клен.

Ноги на ширине плеч, руки за головой. Наклоны туловища влево и вправо.


Физминутка “РЫЖИЕ КЛЕНЫ”

Все клены стали рыжие,
И ни один не дразнится. 
Раз все равно все рыжие – 
Кому, какая разница?

Покачивания поднятыми руками. Повороты в сторону, руки в стороны. Покачать руками.


-Ребята, а вы любите отгадывать загадки? для вас я приготовила интересную загадку, отгадав её вы узнаете, о каком дереве мы сейчас поговорим.

Кудри в речку опустила

И о чём- то загрустила

А о чём она грустит

Никому не говорит

-Правильно, это плакучая ива. (Воспитатель показывает изображение дерева).

-Ребята, а давайте поразмышляем, почему иву называют плакучей?

(ответы детей). Правильно. Ранним утром на тонких листьях ивы появляются мельчайшие капельки росы .И как только ветер слегка всколыхнёт ветви дерева ,капельки начинают падать словно слёзы. И в этот момент ива напоминает плакучую деву, распустившую свои длинные волосы – ветви. Вот почему и прозвали ивушку плакучей.

-Ребята, давайте пройдем посмотрим на иву. (Дети проходят по мостику через лужи)

Лера К: «Ива»

Возле речки, у обрыва
 Плачет ива, плачет ива.
 Может, ей кого-то жалко?
 Может, ей на солнце жарко?
 Может, ветер шаловливый
 За косичку дёрнул иву?
 Может, ива хочет пить?
 Может, нам пойти спросить?

-А кто из вас знает подружку березы?  (Осина).
- Послушайте загадку:


«Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок…осины».      

- У осины ствол серо-зеленый.
Лист осины круглый с волнистыми краями,
- Давайте рассмотрим ветви. - У осины ветви прочные, крепкие. –

- Лес, в котором растут только осины, называется – ОСИННИК.


Упражнение на дыхание «Деревья и ветер»

Дети делятся на две группы: первая команда – ветер,  вторая -деревья.  

Команды встают друг против друга.  

Воспитатель напоминает правило: дышим правильно.

Ветер дует тихо, качаются веточки – пальчики, ветер набирает силу – качаются большие веточки – руки,  подул сильный ветер - качаются стволы деревьев.

Стараемся дышать правильно.

-Ребята, а что у всех деревьев общее? (Отметить, что у всех деревьев есть корни, ствол, ветки, листья.)

- Чем покрыт ствол дерева? (Ребенок - ствол покрыт корой)

- Ребята, напомните, какое сейчас время года? 

 Мы с вами наблюдаем за осенью уже давно. А вы знаете, сколько месяцев по календарю длится осень? 
- Правильно три месяца, и у каждого есть свое имя и свои приметы.

У нас в детском саду мы сделаем  копилку народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да). 


В круг ребята становитесь, 
Крепче за руки держитесь. 
Я шкатулочку возьму, 
И приметы соберу. 


Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы. 
Пословицы 
• Коли ясно, то и осень прекрасна. 
• Осень идет, и дождь за собой ведет. 
• От осени к лету, поворота нету. 
• Лето со снопами, осень с пирогами. 

• От хорошего дерева - хороший плод. 

•  Сломить дерево - секунда, а вырастить - годы. 

 • Осень - время собирать урожай.


Приметы 
• Осенью паутина на ясную погоду. 
• Гром в сентябре - теплая осень. 
• Когда гусь улетает, снег выпадает. 

•В лесу много рябины - осень будет дождливая, если мало - сухая.

•Если с деревьев лист не чисто опадает - будет холодная зима.

•Комары поздней осенью - к тёплой зиме.


Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями.
- Вот какая разная может быть осень. У нас уже лежит снег, с деревьев опали все листочки, похолодало. Наверное, именно поэтому хочется вспомнить еще раз нарядную, яркую, пышную осень. Когда вся природа празднично встречает ее, стараясь украсить себя, порадовать нас, чтобы мы помнили о ней в холодные зимние дни.
 
- Какие краски любит осень? (ответы детей)
 
Давайте вспомним все деревья о которых мы сегодня говорили. В этом нам помогут загадки. Слушайте внимательно.
 


- В белом сарафанчике,
 
С платочками в карманчиках,
 
С красивыми застежками,
 
С белыми сережками. (береза)
 

- Никто не пугает,
 
А вся дрожит. (осина)
 


- В сенокос - горька,
 
А в мороз – сладка.
 
Что за ягодка? (рябина)
 

У речек и в низинах 
 Они всегда растут, 
 Их прутья на корзины 
 И коробы идут.  (ива)



- Молодцы! А сегодня нам предстоит очень интересная работа. Мы будем создавать с вами осенний лес!
 
- Как вы думаете, каждый из вас самостоятельно может создать из одного – двух деревьев лес? (ответы детей) А почему? (ответы детей)
 
- Да, действительно, лес это – множество деревьев. Так, что же нам делать? (ответы детей)
 
- Правильно, мы должны объединить все нарисованные вами деревья и создать общий, единый, осенний лес. А для этого надо, чтобы каждый из вас, нарисовал дерево и приклеил  на общее панно.


Перед началом работы пальчиковая гимнастика___
 Выставка и анализ детских работ
-Давайте посмотрим, что у нас получилось? Какие красивые деревья! Давайте же быстрее поставим их на поляну, чтобы у нас получился осенний лес. Какое дерево у нас получилось самым веселым, какое грустным, тонким, могучим, смешным? Скажите, дети, у нас получился осенний лес?


-Вы славно поработали сегодня. Давайте попрощаемся с нашими гостями …а что это на нашей полянкой? …корзинка.  Это осень на прощанье оставила нам угощение, корзину с фруктами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию эмоциональной сферы с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в город Настроения

Закрепить знания детей об эмоциональных состояниях: радость, грусть, гнев.Воспитывать дружеские взаимоотношения, чувства доброжелательности в общении с людьми....

Конспекты непосредственно образовательной деятельности по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Познакомить детей с понятием «сутки», «части суток»;Развивать внимание, умение оперировать этими понятиями в повседневной жизни; Закрепить знания детей о текучести времени,Упражнять детей в...

Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Цветик-семицветик»

Развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников. Развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. ...

конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста "Доброе слово лечит, а злое калечит"

Цель занятия: развитие коммуникативных навыков и социальной активности, отношений партнерства и сотрудничества дошкольников....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Цветик-семицветик»

Цель: Формирование у детей этически ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников....