"Мы разные, но мы равны!"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Высотская Анна Ивановна

Родительское собрание с элементами тренинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodit_sobranie_s_elementami_treninga.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГОРНЫЙ ДЕТСКИЙ САД»

Родительское собрание с элементами тренинга

«Мы разные, но мы равны»

Разработал:

Педагог-психолог

Высотская А.И.

Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
Конфуций

Родительское собрание с элементами тренинга «Мы разные, но мы равны» направлено на формирование инклюзивной культуры родителей дошкольников и имеет социальную направленность, которая определена особой актуальностью данного вопроса в современном обществе. Так как проблема инклюзии и инклюзивного образования вызывает у современных родителей яркий резонанс, неприятие и отрицательное отношение, появляется необходимость ведения просветительской работы и образования в данной сфере.

Данные мероприятия позволяют родителям дошкольников окунуться в инклюзивную среду, получить знания и компетенции, связанные с инклюзивным образованием, повысить уровень толерантности.
Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников и их родителей умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность. С самого раннего детства родители должны прививать своим детям дружелюбное, позитивное и хорошее отношение к другому человеку, а особенно к человеку с ограниченными возможностями здоровья. Воспитанный человек никогда не позволит себе обидеть другого, накричать, ударить. А педагоги должны заниматься вопросами формирования инклюзивной культуры уже в дошкольном возрасте. Этот возраст является одним из самых важных этапов дошкольного детства, когда закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности, социально-значимые качества личности (Т. П. Гаврилова, С. И. Галяутдинов, В. Д. Ермоленко, Л. В. Занков), формируются основы инклюзивной культуры, но это невозможно, если такая культура не сформирована у взрослых членов семей воспитанников ДОУ, в частности у их родителей. Речь идет о формировании надежного, уважительного, совместного и стимулирующего сообщества, в котором инклюзивные ценности и принципы являются руководством к действию.

Цель: создание условий для формирования инклюзивной культуры у родителей дошкольников.

Задачи тренинга:

  • Дать родителям представление об инклюзивном образовании, его специфических особенностях.
  • Формировать у родителей дошкольников интерес и принятие инклюзивного образования, через сформированность инклюзивной культуры.
  • Развивать воспитательный потенциал семьи посредством толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Приветствие. Здравствуйте, уважаемые родители. Мне очень приятно вас видеть на сегодняшней встрече. Я благодарю вас за присутствие, за отклик на сотрудничество в таком важном деле как воспитание детей. В наш детский сад ходят разные дети. Каждый из них особенный, требует индивидуального подхода. У некоторых из вас – дети имеют диагноз, у других дети отличаются особенностями поведения (предполагаемая гиперактивность, тревожность и замкнутость) и т. д. Для некоторых из нас картинка развития наших деток уже нарисована, кого-то из нас пока не тревожат особенности развития. Но наши дети живут здесь и сейчас, и они имеют особенности. Наша задача сегодня – не определить пути решения задачи, не пытаться изменить наших детей. Мы постараемся понять наших детей, возможно побудем в роли наших детей.

Знакомство участников: все выходят в круг и по очереди говорят: «Здравствуйте, меня зовут... Сегодня я такая... (мимикой или жестом показывают свое эмоциональное состояние)».

Психолог: данное задание ещё раз подчеркивает, что все мы разные.

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...» 

Цель: познакомиться (если не знают друг друга) узнать друг друга, чем они похожи, для того, чтобы уже найти приятелей по интересам.

Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга - внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, работаем в одном детском саду и т. д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что…». Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т. д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Обсуждение: «Правила работы в группе»:

  • открытое общение
  • активность
  • безоценочные суждения
  • добровольное участие
  • здесь и сейчас

Ознакомление родителей с темой тренинга:

Цель: создание условий для формирование инклюзивной культуры у родителей дошкольников.

Задачи тренинга:

Дать родителям представление об инклюзивном образовании, его специфических особенностях.

Формировать у родителей дошкольников интерес и принятие инклюзивного образования, через сформированность инклюзивной культуры.

Развивать воспитательный потенциал семьи посредством толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Актуализация знаний по теме “Толерантность”.

 Скажите, а что же это за слово – толерантность? Какими чертами на ваш взгляд должен обладать толерантный человек?

  • Он должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старших, здоровых и больных;
  • Надо, чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы он мог стать полезным и нужным нашей стране.

Вы знаете, что есть праздник «День толерантности»? Как по-другому мы можем назвать День Толерантности? (День Взаимопонимания, взаимопринятия, взаимодоверия)

- А как вы думаете, мы сами-люди толерантные? (Да, нет, не знаю)

- Мне кажется, что мы все добрые, понимающие, толерантные.

Упражнение «Мать ребенка с ОВЗ»

Предлагается одному из взрослых поучаствовать в упражнении «Мать ребенка с ОВЗ».

При помощи лент ведущий демонстрирует то, какие ограничения в обществе испытывают родители детей с ОВЗ.

Часть тела завязываются лентами. Символическое значение.

Глаза - Родителям сложно принять своего ребенка, увидеть его таким, какой он есть; сложно выводить его в общество и в буквальном смысле «быть на виду».

Рот - Родители боятся рассказывать о своем ребенке, говорить о нем, рассказывать о своих трудностях и потребностях.

Уши - Родители не хотят слышать диагноз ребенка и боятся общественного мнения и осуждения.

Руки - Родители чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во многом ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить ребенка, человек «опускает руки» Сердце Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее («сердце разрывается», «болит душа»).

Живот - Это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии. Многие семьи детей с нарушениями развития как бы «живут вполсилы», «дышат в полдыхания».

Бедра - Многие родители боятся рожать детей, ухудшаются супружеские отношения, формируются супружеские дисгармонии.

Ноги - Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле боятся сами «сделать шаг», ограждают и ребенка от самостоятельных жизненных шагов. Семья замирает, не развивается

Комментарии ведущего: в такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей с нарушениями в развитии. Преодолеть это состояние можно, ощущая тепло и поддержку как родных людей, так и ближайшего общества.

Чувство командного единства чрезвычайно важно, поскольку иногда именно детский сад — первая ступенька общества и образования, которая может показать семье, что они включены в это общество и этот мир. И им уже не так страшно обращаться в социальные сферы, водить детей в школы и активно включать в мир отношений.

Упражнение «Кенгуру» Игра развивает чувство сопереживания другим, эмпатию, корректирует агрессивные тенденции.

Участникам на пояс завязывается шарф или косынка, образуя «сумку кенгуру». В нее сажают детеныша — мягкую игрушку-зверушку. По команде ведущего «кенгуру» начинают прыгать к условленному месту, стараясь не выронить малыша. Руками придерживать нельзя. Побеждают самые быстрые и заботливые кенгуру.
История о бегунах: Несколько лет назад на параолимпийских играх в Сиетле девять бегунов (с умственными и физическими нарушениями) выстроились в ряд на линии старта стометровки. Раздался сигнальный выстрел, и они рванули вперед — не скажешь, что очень стремительно, но с явной решимостью добежать до финиша и победить. Все, кроме одного парня, который, запнувшись, едва не упал. Шатаясь, он проковылял пару шагов и заплакал. Остальные восемь участников забега услышали его плач. Они замедлили бег, остановились, затем развернулись и пошли назад. Все до единого! Девушка с синдромом Дауна поцеловала беднягу и сказала: «Это тебя вылечит!» Потом все девятеро взялись за руки и вместе дошли до финишной ленты. Десять минут весь стадион рукоплескал им стоя.
Упражнение Арт-терапия

Групповое рисование «Мы вместе - это счастье».

Сегодня мы будем рисовать групповой портрет семьи. В этом совместном рисунке нужно символически изобразить гармоничное объединение чувств всех членов семьи. Каждый участник начинает делать свой рисунок, затем по моему сигналу рисунки передаются соседу справа. В полученный от соседа слева рисунок каждый участник вносит свою лепту: что-то исправляет, дорисовывает. Затем опять по моему сигналу рисунок передается соседу справа для продолжения создания коллективного образа гармоничной семьи. Рисунками обмениваются несколько раз, пока каждый не будет завершен. Обсуждение:

Упражнение  «…. Зато ты»

Цель упражнения: создание положительной атмосферы в группе родителей.

Оборудование: листы бумаги А – 4 по числу участников, столько же ручек, можно разноцветных.

Каждый из участников подписывает свой лист и пишет на нем один какой-то свой недостаток, затем передает свой лист другим участникам. Они пишут на его листе «…зато ты ….» и далее какое – то положительное качество этого человека: все, что угодно. В конце выполнения задания каждому участнику возвращается его лист. Во время выполнения задания в группе царит оживление и хорошее настроение, и в любой группе, даже в которой участники очень устали или напряжены, задание выполняется с большим энтузиазмом.

Заключительный этап.

Психолог рассказывает  притчу:

«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Да, я не смогу помочь всем, но эту звезду я могу сделать счастливой!

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной не спасенной души.

             

Скажите, пожалуйста, среди вас есть те, кто изменил свое мнение и отношение к инклюзивному образованию, и готовы к появлению особенного ребенка в вашей группе?

       В ходе нашей беседы вы узнали больше об инклюзивном воспитании и образовании. Я надеюсь, что ваши тревоги и некоторые сомнения рассеялись.  Конечно, вопрос инклюзивного образования – это достаточно гибкий и деликатный вопрос. Но каждый из нас может сделать шаг навстречу, протянуть руку помощи, поменять свое отношение к особенным детям.  Каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее, а этих детей счастливыми. И это потому, что МЫ ВМЕСТЕ!

Упражнение «Аплодисменты»

Мы с вами хорошо поработали. И в завершении я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой – радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.

По завершению тренинга для участников организовано чаепитие.

Лист обратной связи.

От работы в тренинге я приобрел(а) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мне понравилось ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мне не понравилось ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Хотели бы вы еще участвовать в тренингах ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ваши пожелания ведущему ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо за внимание! Нам очень важно ваше мнение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для проведения досуга посвященного дню толерантности в старшей группе "Все мы разные - но все равны".

Данная методическая разработка предназначена для детей старшей группы ( 4 - 6 лет ). В данной образовательной деятельности учавствуют 15 детей и воспитатели. Место проведения - библиотека, в котором п...

Конспект занятия в подготовительной группе "Все дети в мире разные, но абсолютно равные"2018г

       «Все дети в мире разные, но абсолютно равные». Цель: Формирование у детей позитивной жизненной позициипо отношению к детям «НЕ ТАКИМ, КАК ВСЕ&r...

Мы разные, но мы равные. Час дружбы.

В случае возникновения конфликтных ситуаций в группе, можно провести час дружбы, где не только дети смогут высказаться, но и поиграть....

Занятие "Мы разные, но мы равные"

занятие по развитию воображения и толерантности...

Урок Доброты «Все мы разные, все мы равные»

Цель: Привлечь внимание детей дошкольного возраста к проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья.Задачи: Познакомить детей с некоторыми проблемами детей с ОВЗ.Развивать чувство сострадания ...

Педагогический проект "Все мы разные! Все мы равные!"

Данный Проект направлен на формирование у детей 6- 7 лет основ толерантности, отзывчивости, доброжелательного отношения друг к другу, позволит внести позитивные изменения в психологический климат груп...

«Равные среди равных. Инклюзивное образование детей с разными возможностями здоровья»

Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов по проблеме инклюзивного образования....