Мастер-класс "Развитие речи детей посредством художественной литературы"
консультация (средняя группа)

Ковалева Алевтина Сергеевна

Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством  художественной литературы. 

       Задачи:

1.Актуализировать знания педагогов о важности художественной литературы для развития речи дошкольников.

2.Содействовать  формированию у педагогов представлений  об игровых технологиях, направленных  на  развитие речи детей.

        Актуальность: формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_posredstvam_hud_lit-ry.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

"Развитие речи детей посредством художественной литературы"

Подготовила:

воспитатель

Ковалева А.С.

       

Мастер-класс "Развитие речи детей посредством художественной литературы"

       Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством  художественной литературы. 

       Задачи:

1.Актуализировать знания педагогов о важности художественной литературы для развития речи дошкольников.

2.Содействовать  формированию у педагогов представлений  об игровых технологиях, направленных  на  развитие речи детей.

        Актуальность: формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации.

        Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы , мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка.

         Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться , переживать, как свои, радости и горести героев. У дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героев. Например, вместе с героями сказки  дети испытывают чувство страха в напряжённые драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости. В старшем дошкольном возрасте дошкольники способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать прекрасное  значение слов и словосочетаний. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве

       Художественно-речевая деятельность детей – это деятельность, связанная с восприятием литературных произведений и их Исполнение , включающая развитие начальных форм словесного творчества(формирование связной речи, словарная работа и др.).Таким образом, ознакомление детей с литературными произведениями является важной задачей в работе над развитием речи дошкольников.

       В старшей группе перед педагогом стоят задачи:

- воспитывать у детей любовь к книге;

- художественной литературе;

- способность чувствовать художественный образ;

- развивать поэтический слух (способность улавливать звучность,  музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную  выразительность речи;

 -воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык  сказок, рассказов, стихотворений.

       Одна из важных задач в развитии речи детей – формировать самостоятельность в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности. Ведь в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.

Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем ,ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.

Для самостоятельной художественно-речевой и театрально-игровой деятельности в группе создана развивающая среда.

       Для работы по развитию речи посредством художественной литературы, я использую разнообразные методы и приёмы.

Наглядный метод: приёмы-

-показ иллюстраций, картин, игрушек;

-элементы инсценировки;

-просмотр видеофильмов;

-оформление выставок: тематических ,одного писателя, об одном герое из разных произведений.

       Словесный метод: приёмы-

-чтение произведений с просмотром иллюстраций;

-вопросы по содержанию произведений;

-пересказ произведений;

-заучивание наизусть;

-беседа по произведению;

-прослушивание аудиозаписей.

       Игровые методы и приёмы реализуются через:

-использование различных персонажей и сказочных сюжетов;

-элементы инсценировки;

-игры-драматизации;

-дидактические игры;

-театрализованные игры , использование разных видов театра;

-игровая деятельность.

Мастер – класс

Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место.

Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира.

Универсальным приёмом закрепления знаний и умений в детском саду является дидактическая игра. Она используется для решения всех задач развития речи и является практическим методом в работе по развитию речи детей.

                           Словесно-дидактическая игра «Радио»

Цель: воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.

Игровое правило: слушать и не мешать товарищам.

Игровое действие: воспитатель, обращаясь к детям ,говорит: «Сегодня, мы будем играть в новую игру, называется «Радио». Знаете ли вы человека, который говорит по радио? Правильно ,его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет рассказывать детям нашей группы. Он будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Сначала я буду диктором, слушайте! Внимание! Внимание! Угадайте , из какой сказки  этот герой. Зубки у  неё острые, шубка тёпленькая ,рыженькая ,она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки ,в которых героиней была бы лиса?(«Лиса и журавль»,«Лиса и волк»,«Теремок» и т.д.)

                  Словесно – дидактическая игра «Сказочные клубочки»

Цель: развитие памяти, речи детей.

Игровое действие:

       Вариант 1:Воспитатель даёт задание: «Сколько сказок свернулось в клубок?»:  «Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла яичко курочка Ряба. Положила бабка его на окошко студиться. А дед пошёл тянуть репку. Тянет, потянет, а вытянуть не может.» («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».)

       Вариант 2:Угадай сказку по трём словам:

1)Коза, козлятки, волк(«Волк и семеро козлят»).

2)Алёнушка, козлёнок, колодец («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»).

                 Словесно- речевая игра «Расскажи сказку по-другому»

Цель: научить рассказывать сказку от начала до конца от лица сказки или предмета»

Игровое действие:

       Сегодня мы будем рассказывать сказку по-другому. Послушайте, я расскажу вам сказку «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом:

        «Я -тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик ... и т.п. Таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

       Детям можно предложить рассказать сказку «Рукавичка» от лица рукавички, сказку «Три медведя» от лица Михайло Потапыча и т. д.

Словесно-дидактическая игра «Гуси-лебеди»

(с элементами мнемотехники)

Цель. Развитие памяти, мышления, внимания, а именно психических процессов, тесно связанных с полноценным развитием речи.

Задачи.

  • Расширять представление детей в умении рассказывать содержание сказки с использованием мнемотаблиц. Развивать активную связную речь у детей в игре. Закреплять умение составлять сказку связно в логической последовательности.
  • Активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить сказку. Воспитывать любовь к сказке. 

Игра состоит из нескольких этапов.

       1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

       2 этап. После рассматривания таблиц осуществляется пересказ сказки с опорой на образы, т.е. происходит отработка метода запоминания.

С помощью художественной литературы у детей дошкольного возраста  развивается:

 1.Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним.

 2.Способность слушать текст и активно реагировать на его содержание.

 3.Слушать вместе с группой сверстников ,когда воспитатель рассказывает.

 4.Выполнять игровые действия, способствующие тексту  знакомых произведений, сказок.

 5.Способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений.

 6.Рассматривать иллюстрации ,узнавать в них героев произведений

 и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций.

 7.Дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании.

 8.Учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением, а затем без него.

      Таким образом, можно отметить, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи  дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника.

Литература во всех ее видах —

не что иное, как тень доброй беседы.

                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение речи детей посредством художественной литературы

      Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребёнка, не...

Обогащение речи детей посредством художественной литературы

Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребёнка, непосредственно способствует формир...

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей посредством художественной литературы»

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы....

Мастер – класс «Развитие речи детей посредством художественной литературы».

Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литературы.Задачи:1.Актуализировать знания педагогов о важности х...

ООД развитие речи детей посредством художественной литературы в подготовительной группе

ООД развитие речи детей посредством  художественной литературы в подготовительной группе...

"Развитие речи детей посредством художественной литературы"

Статья на тему : "Развитие речи детей посредством художественной литературы"...

Мастер класс: «Развитие речи детей посредством художественной литературы»

Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место.Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира.Универсальным приёмом закрепления знаний и умений в д...