Обогащение речи детей посредством художественной литературы
консультация по развитию речи (старшая группа) на тему

Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребёнка, непосредственно способствует формированию готовности к учению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obogashchenie_rechi_detey.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обогащение речи детей

посредством художественной литературы

      Огромную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребёнка играет художественная литература. Взрослые должны помнить, что потребность ребёнка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять. Чем раньше начать знакомство ребёнка с художественной литературой, тем лучше для него.

      Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребёнка, непосредственно способствует формированию готовности к учению. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

     Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

       Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений-миниатюр.

       Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь природы и общества, сложный мир человеческих отношений, способствует речевому развитию ребёнка, давая ему образцы правильного литературного языка.

    Потешки и колыбельные песни – бесценный материал, который позволяет ребёнку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм. Они обогащают словарь детей за счёт того, что содержат много сведений о предметах окружающего мира, обучают детей образовывать однокоренные слова («котя», «котенька», «коток»). Повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух, помогают запоминать слова и выражения.

      В народных произведениях доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок – эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

А сказки? Именно в русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности, сказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на малыша.  Конкретность и образность обрисовки героев, органическая связь их внешнего облика с характером и поведением определяют художественную ценность русской народной сказки. Внешность положительных героев характеризуется краткой традиционной формулой – «герой, так красив, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». В повествовании часто повторяются выражения «утро вечера мудренее», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» и другие. Используются одни и те же средства поэтического языка, например, постоянные эпитеты – «море синее», «лес дремучий» и так далее. Ребёнок, постоянно слыша в тексте сказки подобные выражения, делает их достоянием собственной речи. Сказки необыкновенно богаты фразеологическими оборотами. Образные выражения проникают из сказок, отделяются от них, рождаются в «живой» разговорной речи.

   Особое значение для развития речи дошкольника имеет загадка. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление различных средств выразительности для создания метафорического образа (приёма олицетворения, различных определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Загадки расширяют представления детей о возможностях переносного употребления слова И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений, а не из нравоучительных рассуждений воспитателей по поводу прочитанных произведений, подготовленных выспрашиваний по вопросам.

    Художественная литература имеет огромное значение в воспитании детей и является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение речи детей посредством художественной литературы

      Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает большое влияние на общее развитие ребёнка, не...

Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи детей посредством художественной литературы»

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы....

Мастер – класс «Развитие речи детей посредством художественной литературы».

Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством художественной литературы.Задачи:1.Актуализировать знания педагогов о важности х...

ООД развитие речи детей посредством художественной литературы в подготовительной группе

ООД развитие речи детей посредством  художественной литературы в подготовительной группе...

"Развитие речи детей посредством художественной литературы"

Статья на тему : "Развитие речи детей посредством художественной литературы"...

Мастер-класс "Развитие речи детей посредством художественной литературы"

Цель: повышение профессионального мастерства и обмен опытом методами и приёмами по развитию речи детей посредством  художественной литературы.        Задачи:1.А...

Мастер класс: «Развитие речи детей посредством художественной литературы»

Художественная литература занимает в жизни ребёнка важное место.Книга помогает овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира.Универсальным приёмом закрепления знаний и умений в д...