Формы взаимодействия с родителями
материал

Одним из направлений работы психолога явлется психологическое просвещение и психологическая профилактика. Психологическое просвещение родителей носит профилактический, т.е. предупреждающий характер. Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры. С этой целью психологом ДОУ проводятся тематические беседы, индивидуальные и групповые консультации, семинары, собрания и.т. д.  с родителями. К сожалению, решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада, на занятиях с психологом, является недостаточным. Без взаимодействия с родителями ребенка работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика, которая появится в развитии ребенка, очень скоро сойдет на нет. Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты, является важным фактором на пути перемен к лучшему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семинар-практикум "Как противостоять детским капризам".27.15 КБ
Файл Семинар-практикум «Занимательная математика дома и в повседневной жизни».23.25 КБ
Файл Консультация для родителей и педагогов «Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью ребёнка».23.1 КБ
Файл Консультация для родителей «Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью ребёнка».23.89 КБ
Файл Протокол собрания «Здоровьеформирующие технологии в детском образовательном учреждении». 24.55 КБ
Файл План-конспект род.соб "Развитие познавательной деятельности дошкольников через применения современ. игровых технологий по ФЭМП".1.02 МБ
Файл Семинар-практикум "Здоровье всерьез!".30.91 КБ
Файл Памятка "Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду".16.08 КБ
Файл Консультация "Особенности развития детей с задержкой психического развития".21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог-психолог Рыбина Елена Павловна

План-конспект

проведения семинара - практикума для родителей

«Как противостоять детским капризам»

МБДОУ ЦРР – детский сад №8 «Буратино» г. Охи.

Тема: «Как противостоять детским капризам».

Цель: повысить психологическую компетентность родителей в вопросах общения с детьми.

Задача: познакомить родителей с возрастными особенностями эмоционально-личностного развития детей; проанализировать причины детских капризов, выработать тактику противостояния им; развивать навыки конструктивного взаимодействия с детьми; оптимизировать детско-родительские отношения.

Материалы: мяч, бланки с ситуациями, список литературы на каждого участника.

Ход семинара.

  1. Разминка «Электрический ток».

Инструкция. Стоя в кругу, через рукопожатие участники передают друг от друга сигнал. Начинает педагог-психолог, к которому сигнал должен вернуться, с другой стороны. Можно посылать одновременно два сигнала в двух направлениях через промежутки времени, от разных водящих. В этой игре важно не сбиться.

  1. Вступительное слово педагога-психолога.

Наверное, каждая мама хотя бы раз чувствовала себя неуютно, когда ее ребенок неожиданно заливался слезами, поднимал крик, начинал биться об пол. В возрасте от года до 3-4 лет ребенок приобретает новый опыт, начинает больше понимать, острее переживать эмоциональные конфликты. Он начинает капризничать, узнав, что на свете, кроме слова «да», существует слово «нет».

У некоторых детей капризы переходят в истерики, бывают довольно часто и проходят бурно: они топают ногами, плачут, кричат, швыряют все, что попадется под руку, бросаются на пол. Другие дети быстро раздражаются и так же быстро затихают.

        Конечно, избежать капризов нельзя, но можно сделать так, чтобы они не переросли в черту характера. Легче справиться с одним капризом, чем победить 101.

(Провести «мозговой штурм» - «Что я подразумеваю под понятием «каприз?»).

  1. Упражнение: «Я, капризничая, когда…»

Инструкция. Передавая мяч, каждый участник рассказывает, как и в каких ситуациях капризничает его ребенок. Рассказ начинается от лица ребенка: «Я капризничаю, когда…» (упражнение дает возможность родителям, с одной стороны, встать на место своих детей и посмотреть на ситуацию их глазами, с другой – проанализировать обстоятельства, при которых ребенок чаще всего закатывает истерики, а также свое поведение до истерики, во время и после).

  1. Мини-лекция «Причины детских капризов».

Педагог-психолог: Почему ребенок капризничает? Можно выделить несколько причин:

  1. его что-то беспокоит, он болен, но сам этого не понимает;
  2. хочет привлечь к себе внимание – он выбрал такой способ общения, потому что ему не хватает вашего общества, вашей любви, поэтому он будет ходить за вами по пятам, «канючить», хватать за руки;
  3. хочет добиться чего-то очень желаемого – покупки, разрешения гулять или еще чего-то, что родители запрещают из-за каких-то непонятных причин;
  4. выражает протест против чрезмерной опеки и демонстрирует желание быть самостоятельным – это вполне естественно, если вы постоянно им руководите: «Туда не ходи!», «Не пачкайся!», «Перестань смотреть по сторонам!». Ребенок должен чувствовать, что его не только опекают и окружают заботой, но и дают ему право самостоятельного выбора, понимают и уважают его. В противном случае он никогда не станет самостоятельным и уверенным в себе. Всегда будет действовать по вашей указке и останется инфантильным;
  5. испытывает психоэмоциональное напряжение – ребенок переживает конфликт с самим собой, он не выспался, устал за день, семейные ссоры родителей влияют на его психоэмоциональное состояние.

5. Игра-активатор «Молекулы».

Инструкция. Каждый участник выполняет роль атома, который свободно передвигается по аудитории. По команде «атомы объединяются в молекулы по два (три, четыре, пять и т.д.)» родители объединяются в пары. Кто не смог найти себе пару, становится водящим и делает команду остальным участникам для объединения (игра позволит участникам снять напряжение, расслабиться и высвободить ресурсы для дальнейшей работы).

  1. Командная игра: «Как мы боремся с капризами».

Инструкция: родители делятся на две команды, получают карточки с описанием ситуации. Представитель от команд зачитывает содержание карточки. Соперники в течение 2 мин. Должны дать комментарий и предложить способ воздействия на ребенка.

Материал к упражнению:

  1. В воскресенье сын (4 года) устроил мне безобразнейшую сцену в магазине. Мы пришли с ним за покупками, а он уцепился за пожарную машинку и твердит: «Купи мне купи!». Я его уговариваю, он в слезы, а потом в крик. Меня просто заколотило. Так и волокла домой ребенка с воплями.
  2. Ване 4 года. Каждый день ходим на одну и ту же детскую площадку. Ему очень нравится играть с детьми, качаться на качелях, лазить по игрушечному кораблю, кататься с горки. Но когда наступает время уходить, повторяется одна и та же история: он не хочет возвращаться домой и устраивает публичное выступление… Почти всегда уношу орущего и бьющегося ребенка на руках.
  3. От дома до садика два шага, но каждый раз дочка (3 года) требует, чтобы ее везли на санках. Кричит, плачет. А дорога, как каша, -десять потов сойдет, пока довезешь. Да и сама уже должна ходить.
  4. Из детского сада Миша (4 года выходит), и такое чувство, что он повод ищет, к чему придраться, по какому поводу капризы закатить. Конечно, все кончается истерикой: домой заносим, раздеваться не дается, кричит. Что делать?
  5. Одеваемся каждый раз с капризами. Сначала жду спокойно, пока дочь (4 года) набегается по раздевалке. Потом не выдерживаю, заставляю одеваться. Начинает кричать, вырываться. В результате испорчено настроение и у меня, и у нее.
  6. Каждый раз, когда идем с Машей (4 года) из садика и подходим к магазину, она заводит разговор: «Мама, я хочу шоколадку. Купи мне шоколадку».  На все увещевания, что мы будем ужинать, а шоколад перед ужином есть нельзя, иначе испортишь желудок, она не реагирует и только твердит свое. В результате она просто останавливается у магазина и, и когда я пытаюсь ее увести, устраивает истерику. Приходится заходить и покупать шоколадку, иначе не успокоится.
  7. Мини-лекция: «Как вести себя в проблемной ситуации».

Педагог-психолог: Что делать в ситуациях, когда ребенок капризничает, устраивает истерики, как предотвратить их поведение?  В предыдущем упражнении вы предложили несколько способов. Приведу еще рекомендации.

Стимулируйте развитие взрослых черт поведения: научите ребенка говорить о своих желаниях, разговаривать, общаться, стремиться объяснить и понять.

Не берите его на руки, когда он капризничает, лучше опустить так, чтобы и ваши глаза были на одном уровне, и спросите: «Чего ты хочешь? Не плачь, а скажи» или «Успокойся! Давай поговорим».

Учите и учитесь договариваться, находить компромиссы. На прогулке ребенок заявляет о желании еще погулять: «Хорошо мы погуляем еще 10 минут. Когда я подойду к тебе и позу, мы пойдем домой. Договорились?» (на уровне глаз ребенка). Дочка не хочет вставать утром, устраивает капризы, не возмущайтесь, а лучше предложите: «Давай договоримся так. Вот будильник. Сейчас ты еще немного полежишь. Но когда большая стрелка дойдет до пяти, ты сама быстро встанешь с кроватки и соберешься». Таким образом. Вы немного уступите, дав ребенку еще полежать, и позволите ему самостоятельно контролировать время.

Общайтесь с ребенком, как с взрослым. Беседуйте с ним, рассказывайте о себе и своих чувствах, о том, что видели по дороге домой, во время одевания в детском саду.

Устанавливайте правила и границы дозволенного, в том числе и наказания.

Ребенок должен понимать, что в жизни есть не только «хочу», но и «надо». Он должен руководствоваться не только своими желаниями, но и желаниями и потребностями других членов семьи. Чаще всего капризничают дети в семьях, где:

  • между взрослыми нет согласия и единства;
  • требования родителей не последовательны.

Будьте последовательны и строги в своих требованиях, иначе слезы и истерики будут способом добиться своего. Ребенок быстро распознает, что значит мамины угрозы: пустые слова или их следует сразу выполнять – поэтому не угрожайте ребенку и не шантажируйте его («Если ты…то»). Прежде чем что-то запретить, решите, готовы ли вы спокойно вынести каприз.

Используйте игру. Попросите одеть мишку или собрать в детский сад куклу, обратитесь от их имени к ребенку, играйте в детские сказки и мультики, устройте соревнование во время сбора игрушек-кто последнюю игрушку положит тот и выиграл.

Стимулируйте и развивайте самостоятельность, творчество ребенка. Это возможность для него проявить свою активность, настойчивость, независимость и в тоже время снять напряжение. Дайте ребенку роль «консультанта»: «выбери себе чашку», «посмотри, чистое ли у меня лицо». Используйте «полезные вопросы»: «Ты наденешь колготки красные или желтые?», «Что тебе приготовить – яичницу или хлопья с молоком?» «Почему ты это хочешь?», «А чем бы ты хотел заняться (при отрицании других предложений)?».

Разнообразьте опыт общения ребенка со взрослыми, включайте его в общее дело и при этом незаметно помогайте, и громко радуйтесь самостоятельности. Чем содержательнее жизнь ребенка, тем меньше времени и сил остается капризам.

  1. Рефлексия.

Инструкция: Передавая мяч, родители по очереди отвечают на вопрос «Какие эмоции, чувства я испытываю, когда ребенок капризничает?».

Другой вариант проведения рефлексии: разделить родителей на 2 команды. Участники первой команды по очереди называют чувства и эмоции, которые им приходится переживать во время капризов ребенка. Участники второй команды по принципу «ты мне-я тебе» на каждую названную эмоцию дают совет, как от нее избавиться.

Вывод педагога-психолога: Эти чувства затмевают сознание и не дают принять верное решение. Очень часто из-за них мы попадаем в эмоциональную ловушку и идем на поводу у детей, о чем потом часто сожалеем. Как говорил Карлсон Малышу: «Спокойствие, только спокойствие!». Поэтому возьмите тайм-аут - «Я сейчас не буду с тобой разговаривать», «Посиди, успокойся»-во время которого посчитайте до 10 или примените методику глубокого дыхания, или выполните упражнение «Лифт». Все эти приемы вы также можете предложить ребенку или использовать вместе с ним.

Материал к рефлексии.

«Глубокое дыхание».

Время выполнения-2-3 мин.

  1. Сядьте на стул, спина прямая, расслабленная.
  2. Сделайте вдох через нос на счет 1-2-3-4, выдохните через рот на счет 4-3-2-1.

«Лифт».

Время выполнения-2-3 мин.

Сделав глубокий вдох, чтобы воздух дошел до живота, начните «поездку на лифте». Выдыхая, почувствуйте, как воздух начинает свой путь от «первого этажа» (живота). Упражнение хорошо выполнять стоя.

  1. Вдохнули глубоко и медленно через рот так, чтобы воздух дошел до живота (первый этаж). Задержали дыхание, выдохнули ртом.
  2. Снова вдохнули так, чтобы воздух поднялся на один «этаж» выше (желудок). Задержали дыхание – выдохнули через рот.
  3. Вдохнули – и подняли лифт еще на один «этаж» (грудь), выдохнули.

После выполнения упражнения приходит ощущение, что и напряжение, и волнение вышли из тела, словно из дверей лифта.

  1. Прощание.

Вопросы для обсуждения:

  • Встреча была полезной для вас?
  • Что нового узнали?
  • Какие ситуации вы увидели под другим углом зрения?
  • Какие методы, способы, рекомендации вам понравились? Какие вызвали сомнения? Почему?
  • Какие еще проблемы, ситуации во взаимоотношениях с детьми вы хотели бы обсудить на следующих встречах?
  1. Рекомендации «Книги о детских капризах».

Список литературы:

  1. Р.Хазиева «Детские капризы. Практическое руководство для родителей непослушных детей». Как добиться от ребенка выполнения требований взрослого, не подавив чувства собственного достоинства малыша, сохранив доверительные, уважительные взаимоотношения? Ответы на этот вопрос и другие важные вопросы на страницах книги.
  2. Е.Корнеева «Детские капризы. Что это такое и как с этим бороться». Что делать, когда ребенок кричит, упирается, захлебывается слезами, а окружающие с осуждением смотрят на незадачливого родителя? Пойти у малыша на поводу и добиться прекращения рева? Так он только этого и ждет. Отшлепать, как следует, чтобы знал, кто тут на самом деле командует? Жалко. Эта и другие ситуации разбираются в книге.
  3. З Некрасова, Н. Некрасова «Что делать, если…Вас достали конфликты, капризы и детские вредности». Эта книга –практикум для родителей, подсказка, шпаргалка на каждый день. В ней собраны веселые, серьезные и очень действенные советы: что делать, если ребенок есть не желает; ломает игрушки; ноет, капризничает (или) вопит; требует «хочу! и «купи!»; не хочет идти домой и др.
  4. И. Гурина, М. Шкурина, Т. Холкина «Сказки от капризов». В книге собраны особые психологические сказки на все случаи жизни. Ребенок отказывается есть, ложиться спать, убирать игрушки, дерется, не хочет ходить в детский сад и т.д. –прочитайте ему одну из сказок, и вы увидите, как изменится его поведение.
  5. М. Вульф «Психология детских капризов». Книга выдающегося российского психоаналитика. Автор исследует проблему реальности и фантазии в психике ребенка, анализирует детские сказки, дает им психоаналитическое толкование, объясняет природу детских капризов и раздражения.
  6. М. Дени «Капризы и истерики. Как справиться с детским гневом». Книга поможет понять, почему ребенок капризничает, и найти правильную линию поведения, когда эмоциональные качели раскачиваются слишком сильно. В ней много полезных советов, подсказок и действенных решений, например: как вести себя, когда эмоции захлестывают не только ребенка, но и родителей; как научить сына или дочь управлять негативными эмоциями т.п.


Предварительный просмотр:

Педагог-психолог Рыбина Елена Павловна

План-конспект

проведения семинара-практикума с родителями группы ОНР

МБДОУ ЦРР – детский сад №8 «Буратино» г. Охи.

Слайд №1. Тема: «Занимательная математика дома и в повседневной жизни».

Цели: Познакомить родителей, участвующих в семинаре - практикуме, с математическими играми для развития логического мышления детей дошкольного возраста.

Задачи: 

1.Раскрыть значение математического развития детей дошкольного возраста. 2.Познакомить родителей с различными играми, направленными на развитие логического мышления у детей дошкольного возраста, отработать практические навыки применения тех или иных игр.

Ход проведения:

Слайд №2.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в

духовный мир ребенка вливается живительный

поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра - это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности.

(В А. Сухомлинский)

Добрый день, уважаемые родители! Мне очень приятно видеть всех вас. Сегодня мы собрались на семинар – практикум.

Цель нашего семинара: познакомиться с математическими играми для развития логического мышления детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения.

К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно сформировать у ребенка основы математических представлений.

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. В дидактических играх есть возможность формировать новые знания, знакомить детей со способами действий.

Основное их назначение - обеспечить упражнять детей в различении, выделении, назывании множеств предметов, чисел, геометрических фигур, направлений и т.д. Каждая из игр решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Каждый ребенок хочет одного – играть. Есть очень много интересных игр, которые развивают математические способности детей.

Предлагаю всем вам поиграть в эти головоломки:

  • «Колумбово яйцо».
  • «Танграм»,
  • «Монгольский квадрат» и т.д.

Но прежде разделиться на пары. Один из Вас будет ребенком, а другой взрослый. Очень важно поддерживать ребенка в игре, особенно в интеллектуальной.

Во-первых, ребенок всегда чувствует Вашу поддержку, от этого малыш становится более самоуверенным и не боится ошибиться.

Во-вторых, при затруднении «маленький ученый» может обратиться за помощью, а Вы имеете возможность подбодрить его, похвалить за выполненное задание.

В-третьих, ребенок ощущает свою нужность родителям, эмоционально-психологический контакт выходит на более высокий уровень, тем самым укрепляются детско-родительские отношения. Итак, приступайте.

В выходные любим всей семьёй можно поиграть в интересные, занимательные, развивающиеся викторины. Привлекать можно абсолютно всех, и папу и старших детей.

Вы стараетесь, чтобы все задания решил ребёнок. Делаете вид, что для вас эта такая сложная задачка, и ну ни как решить её не можете или ответ говорите не верный.

Задания для викторин могут быть разными. Их можно брать и из книг и из интернета, придумывать самим.

Чтобы ребёнку показать наглядно вопрос, можно найти нужные картинки, они могут быть скачены с интернета, или вырезаны из журнала, нарисовать самим.

А теперь предлагаю вам ответить на вопросы викторины:

-Сколько ушей у трёх мышей?

-Сколько орехов в пустом стакане?

 -Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?

 - Сколько концов у палки?

 - У паука 4 пары ног. Сколько ног у паука?

 - В вазе стояло 3 тюльпана и 4 нарциссов. Сколько тюльпанов стояло в вазе?

- У Толи 2 пары варежек. Сколько варежек на левую руку?

 - У животного 2 правые ноги, 2 левые, 2 ноги спереди, 2 сзади. Сколько у него ног?

 - У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?

- Курица, стоящая на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит курица, стоящая на двух ногах? (2 кг)

 - Маяк то потухнет, то погаснет. Давно ли горит маяк?

 - На столе стоят три стакана с вишней. Костя съел вишни из одного стакана. Сколько стаканов осталось? (3 стакана)

 - Маша просыпается утром, а Даша просыпается на рассвете. Кто просыпается раньше?

В процессе выступления родители отвечают на вопросы логической викторины.

Кроме того, я хочу презентовать Вам другие игры на развитие логического мышления детей. Кубики Б.П. Никитина «Сложи узор».

Это – 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета (4 грани одного цвета – жёлтая, синяя, белая, красная и 2 грани – жёлто-синяя и красно-белая).

Описание игры: Сначала дети учатся составлять по узорам-заданиям, складывать точно такой же узор из кубиков.

Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют.

И наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т.е. выполнить уже творческую работу.

Предлагаю вам проявить своё творчество, используя эти кубики.

После выполнения задания, родители выбирают самый интересный узор.

Подведение итогов.

Психолог: Мы с Вами убедились, что процесс развития детей можно сделать увлекательным, творческим, разнообразным. Побуждайте ребёнка думать по - новому. Пробуйте новое. Позволяйте ему экспериментировать, исследовать и ошибаться. Ведите ребёнка к тому, чтобы он не боялся опробовать действие или незнакомую ему идею, которая кажется необычной. Ведь открытия могут делаться ежедневно и на каждом шагу!



Предварительный просмотр:

Педагог-психолог Рыбина Елена Павловна

Консультация для родителей.

«Речевое насилие как угроза психическому и психологическому

здоровью ребёнка».

Сегодня мы акцентируем свое внимание на речевом насилии, которое совершается с помощью речевых средств. Оно представляет угрозу психическому и психологическому здоровью ребенка.

И. В. Дубровина (д.п.н.) вводя понятие «психологическое здоровье», отметила разницу между психическим и психологическим здоровьем:

  1. Психическое – имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам,
  2. Психологическое - характеризует личность в целом, находиться в непосредственной связи с проявлениями духа человека.
  3. Психологическое насилие – это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей, вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая его опасности возрастное развитие и эмоциональный жизни.

В чём выражается:

- угрозы в адрес ребёнка;

- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;

- принижение его успехов;

- постоянная критика в адрес ребёнка;

- подавление инициативы;

- обвинения в адрес ребёнка (брань, крики);

- наказания за неправильный ответ;

- некорректное высказывание о внешнем виде;

- насильственное вызывание ребёнка давать ответы на вопросы воспитателя;

- привилегированное отношение к заискивающим детям;

- отказ в утешении;

- негативная характеристика ребёнка;

- перекладывание на воспитанника ответственности за свои неудачи;

- открытое признание нелюбви и ненависти к ребёнку.

  • Речевое насилие порой не замечается, поскольку не оставляет видимых следов, в отличие от физического, но последствия его могут быть катастрофическими. Известны случаи суицидов из-за оскорблений, присвоения унизительных прозвищ, угроз физического насилия.
  • Душевные раны, нанесенные словом, не заживают годами. Особая опасность речевого насилия состоит в том, что оно может перерасти в насилие, представляющее угрозу для жизни человека. Испытанная в детстве жестокость часто приводит к тому, что в дальнейшем люди стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных или противоправных действий.

В начале, пострадавшие, подвергаемые частым приступам гнева и агрессии, изливают ее на младших по возрасту, или на животных, в том числе в игре. Но результатом становится такое опасное социальное последствие, как дальнейшее воспроизводство жестокости – увеличение числа совершенных подростками преступлений, сопряженных с насилием.

Причины речевого насилия по отношению к детям.

Механическое перенесение в сегодняшний день педагогических систем воспитания, традиционных для Советского Союза. Педагогика того времени основывалась на «стирании» индивидуальности ребенка, превращении его в «винтик» и отличалась авторитаризмом, диктатом, стрессовой воспитательной стратегией формирования личности.

Ошибочная тактика взрослых, выраженная неумением, или нежеланием внимательно относиться к личности и проблемам ребенка, провоцирующим нестандартное поведение. Проще поругать, чем попытаться понять причины проступка.

Для сведения к минимуму ситуаций речевого насилия необходимо осознание взрослыми его вреда, своевременный контроль своих негативных эмоциональных состояний, овладение техниками саморегуляции, предоставления детям обратной связи относительно их поведения, введение правил, ограничений на действия детей.

Полная ликвидация речевого насилия произойдет не скоро, однако, правильная реакция на него может способствовать сохранению психологического здоровья и детей и взрослых.

Помните! Вы уже были детьми, а они ещё не были взрослыми! У них могут быть знания, но очень мало жизненного и социально-бытового опыта.

Экстренные меры, помогающие справиться с бурными эмоциями.

  1. Умение здраво мыслить во многом зависит от того, как мы дышим. Когда человек делает вдох и выдох спокойно, организм получает нужное количество кислорода. В состоянии волнения дыхание прерывисто. Сделайте очень медленный вдох, задержите дыхание и затем – медленно выдох. И так несколько раз.
  2. Отвернитесь, сделайте три коротких глубоких вдоха – выдоха, после чего замрите ненадолго. Когда снова хлебнете воздуха, волна гнева трансформируется в открытие «Какая радость просто дышать!»
  3. Медленно сосчитайте до 10 и одновременно поводите кончиком языка по небу – туда, обратно. Это щекотно, кроме того, монотонные движения успокаивают.
  4. Жёстко и громко хлопните, подняв руки ближе к ушам. Чем энергичнее вы это сделаете, тем быстрее сможете обрести душевное равновесие.
  5. Негативные чувства «живут на загривке», поэтому, важно расслабить плечи. Приподнимите каждое плечо несколько раз. Плавно вращайте шеей. Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь. Дышите медленно и глубоко.
  6. Скажите четко, медленно и искренне, что вы чувствуете в данный момент (важно выразить свои эмоции, а не оскорблять ребенка). Затем выйдите из помещения, в котором находитесь, и выпейте стакан воды, желательно холодной. Еще лучше минеральной.
  7. Вырвите из тетради два листка бумаги. Один положите на правую ладонь, другой – на левую. Разведите руки в стороны. Одновременно каждой рукой начинайте сминать лежащие на ладонях листы. Делайте это до тех пор, пока не сомнете их полностью. Если к тому времени вы еще не успокоитесь, попробуйте вновь распрямить скомканные листочки.

Будем терпеливы, мудры и спокойны. Дети не должны расти в страхе. Понимайте их, слушайте, помогайте. Улыбайтесь чаще!



Предварительный просмотр:

Педагог-психолог Рыбина Елена Павловна

Консультация для родителей и педагогов.

«Речевое насилие как угроза психическому и психологическому

здоровью ребёнка».

Защита ребенка от всех форм насилия – актуальная задача ДОУ. Жестокое обращение с детьми предполагает любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, другими членами семьи, педагогами. Различают формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психологическое (эмоциональное, в том числе и речевое) насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Психологическое (или эмоциональное) насилие – это совершенное по отношению к ребенку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей, вызывает у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности возрастное развитие его эмоциональной жизни.

Сегодня мы акцентируем внимание на речевом насилии, которое совершается с помощью речевых средств.

Хотя речевое насилие порой не замечается, поскольку не оставляет видимых следов, в отличие от физического, а иногда проявляется только в частной жизни, последствия его могут быть катастрофическими. Известны случаи суицидов из-за оскорблений, присвоения унизительных прозвищ, угроз физического насилия. Душевные раны, нанесенные словом, не заживают годами. Испытанная в детстве жестокость часто приводит к тому, что в дальнейшем люди стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных действий. Вначале пострадавшие, подвергаемые частым приступам гнева и агрессии, изливают ее на младших по возрасту, более слабых или на животных, в том числе и во время игр. Но результатом становится такое опасное социальное последствие, как дальнейшее воспроизводство жестокости. Косвенное подтверждение тому – увеличение числа совершенных подростками преступлений, сопряженных с насилием.

Кроме того, пережитое речевое насилие оказывает влияние на всю последующую жизнь. Исследования указывают, что у людей, подвергшихся речевому насилию, в 1,5 раза чаще наблюдаются симптомы депрессии и тревожности, и в течение жизни эти люди в 2 раза чаще страдают от аффективных и тревожных расстройств. Более 30% участников исследования сообщили о том, что они часто подвергались речевому насилию (брань, оскорбления, угрозы физического насилия, язвительные замечания) со стороны родителей. Со временем дети начинают верить негативным оценкам, которые высказываются в их адрес, и используют их как объяснения всего того, что им не удается в жизни.

Также у таких людей могут наблюдаться трудности функционирования в супружеской и родительской ролях. Выросшие в жестокости мальчики сами становятся обидчиками, а девочки, как правило, связывают свою жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной. И те, и другие не только испытывают сложности при создании собственной семьи, но и не могут дать своим детям достаточно тепла, чтобы воспитать их психологически здоровыми.

Существуют признаки, по которым можно определить, что ребенок подвергается речевому или другому психологическому насилию:

  • Постоянно печальный вид, длительно сохраняющееся подавленное состояние.
  • Беспокойство, тревожность, нарушение сна.
  • Агрессивность.
  • Склонность к уединению.
  • Неумение общаться.
  • Нервный тик, энурез.
  • Вредные привычки.
  • Задержки умственного развития, плохая успеваемость.
  • Различные соматические заболевания.
  • Проблемы с едой.
  • Излишняя уступчивость или осторожность.
  • Низкая самооценка.
  • Антиобщественное поведение.

Конечно, вывод можно делать только при наличии одновременно нескольких признаков.

Что касается того, что речевому насилию ребенка могут подвергать не только дома, но и в ДОУ, то следует знать, что к речевому насилию относятся:

  • Угрозы в адрес ребенка
  • Замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка.
  • Постоянная критика в адрес ребенка.
  • Подавление инициативы.
  • Принижение его успехов.
  • Обвинения в адрес ребенка (брань, крики).
  • Наказание за неправильный ответ.
  • Некорректное высказывание о внешнем виде.
  • Насильственное вызывание ребенка давать ответы на вопросы воспитателя.
  • Привилегированное отношение к заискивающим детям.
  • Отказ в утешении, когда ребенок испуга или подавлен.
  • Негативная характеристика ребенка.
  • Отождествление ребенка с конфликтующим или неприятным для воспитателя родителем.
  • Перекладывание на воспитанника ответственности за свои неудачи.
  • Открытое признание в нелюбви и ненависти к ребенку.

Известно, что труд педагогов относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане, требующих большого самообладания и саморегуляции. Иногда эмоции, вызванные поступком ребенка настолько сильны, что мешают педагогам адекватно отреагировать и дать взвешенную оценку случившемуся. Чаще всего педагоги прекрасно знают правила психологически грамотного взаимодействия, но на практике зачастую слышен раздраженный голос воспитателя, негативные оценки, а то и угрозы.

И происходит это потому, что захлестывают эмоции. Но, между «несимпатичной» эмоцией, готовой вас захлестнуть и действиями, на которые она толкает, всегда есть промежуток времени. Воспользуйтесь им, чтобы погасить страсти и направить энергию в мирное русло.

Экстренные меры, помогающие справиться с бурными эмоциями.

1.Умение здраво мыслить во многом зависит от того, как мы дышим. Когда человек делает вдох и выдох спокойно, организм получает нужное количество кислорода. Взволнованный дышит прерывисто. Сделайте очень медленный вдох, задержите дыхание и затем – медленный выдох. И так несколько раз.

2. Медленно сосчитайте от 10 до 1 и одновременно поводите кончиком языка по небу – туда и обратно. Это щекотно, кроме того, монотонное движение успокаивает.

3.Жестко и громко хлопните, подняв руки поближе к ушам. Чем энергичнее вы это сделаете, тем быстрее сможете обрести душевное равновесие.

4. Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи. Приподнимите плечи с напряжением и опустите их. Повторите три раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Повращайте шеей. Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь.

5. Скажите четко, медленно и искренне, что вы чувствуете в данный момент (важно выразить свои эмоции, а не оскорблять ребенка). Затем выйдите из помещения, в котором находились и выпейте стакан холодной воды (если есть возможность – газированной).

6. Вырвите из тетрадки два листа бумаги. Один положите на правую руку, другой – на левую. Разведите руки в стороны. Одновременно каждой рукой начинайте сминать лежащие на ладонях листы. Делайте это до тех пор, пока не сомнете их полностью. Если к тому времени вы еще не успокоились, попробуйте вновь распрямить скомканные листочки.

Будем терпеливы, мудры и спокойны. Дети не должны расти в страхе. Понимайте их, слушайте, помогайте.

Улыбайтесь чаще!



Предварительный просмотр:

Протокол родительского собрания №2 на 2018 – 2019 учебный год в группе раннего возраста №4 «Неваляшки».

Тема: «Здоровьеформирующие технологии в детском образовательном учреждении».

Цель: Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах использования здоровьеформирующих технологий, показать на практике использование методик оздоровления.

Форма проведения: деловая игра.

Дата проведения: 23 января 2019 г.

Количество присутствующих: 12.

Приглашённые: педагог-психолог ДОУ №8 Рыбина Е.П.

Повестка дня

1. Вступительное слово воспитателя: актуальность темы. - отв. воспитатель Гудкова Н.И. 2. Просмотр презентации «Здоровьеформирующие технологии, используемые в ДОУ». - отв. воспитатель Астанина Н.Д.

3. Видеопоказ гимнастики пробуждения после дневного сна (пробуждение, дыхательная гимнастика, коррегирующая ходьба по коврикам, дорожкам с камешками, палочками, пуговицами, то есть по раздражителям стопы. -  отв. воспитатели групп.

4.Практические упражнения с родителями:

 - «Игровой массаж с массажными мячиками», - «Дорожка здоровья» (коррегирующая ходьба по коврикам, дорожкам с камешками, палочками, пуговицами, по раздражителям стопы) - отв. воспитатель Астанина Н.Д.

 - «Массаж волшебных точек ушек», «Гимнастика для глаз» - отв. воспитатель Гудкова Н.И.

5. Аромотерапия - отв. педагог-психолог ДОУ Рыбина Е.П.

6. Рефлексия. - отв. воспитатели группы.

7. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

Ход обсуждения вопросов:

1. Воспитатель Гудкова Н.И. рассказала родителям об актуальности здоровьеформирующих технологий. Тема здоровья актуальна во все времена. Здоровье - это достояние всего общества, которое нельзя оценить. При встрече или прощании мы желаем друг другу здоровья, потому что это основа счастливой и полноценной жизни. В этом отношении очень важна пора дошкольного детства, когда закладывается «фундамент» общего развития. Именно в этот период нужно постараться обеспечить полноценное физическое, психическое и нравственное развитие, из которых и состоит собственно здоровье. Научные исследования последних лет выявили устойчивую тенденцию к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей. Уже на стадии дошкольного детства до 50% детей имеют различные отклонения в состоянии здоровья, а более 20% - хронические заболевания, а здоровых школьников насчитывается лишь от 14 до 23%, 50% имеют функциональные отклонения, а остальные – хронические заболевания.

Это свидетельствует о тенденции к ухудшению физического, нервно-психического и репродуктивного здоровья детей и необходимости адресной социальной заботы о детях, прежде всего решения вопросов охраны их здоровья, приоритетности профилактических и оздоровительных программ. Таким образом, встает вопрос о необходимости изучения современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья. «Здоровьеформирующая технология» (по Н. К. Смирнову) –это психолого- педагогические программы и методы, направленные на воспитание у детей: культуры здоровья, личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья ребенка, мотивации на ведение ЗОЖ, представления о здоровье, как о ценности.

- это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьеформирющие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.

2. Далее воспитатель Астанина Н.Д. предложила вниманию родителей презентацию на тему: «Здоровьеформирующие технологии, используемые в ДОУ»

Здоровьеформирующие технологии в образовательном процессе – это конкретные способы и приемы, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей в момент занятия. Задача воспитателя заключается в том, чтобы при подготовке к занятию, он продумывал не только познавательный материал, но думал о том, как построить занятие, чтобы сохранить и укрепить здоровье своих детей. В целях создания здоровьеформирующей среды, в нашем дошкольном учреждении разработаны формы работы, с привлечением всех участников образовательного процесса, способствующие оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников: Физминутки – выполнение нескольких физических упражнений, сопровождаемых определенным стихотворным текстом, который по содержанию связан с темой занятия. Они вносят в занятие эмоциональную разрядку, снимают утомление, повышают работоспособность. Неотъемлемым компонентом любого занятия познавательного цикла являются пальчиковые игры. Это веселые упражнения для пальцев рук, способствующие развитию мелкой моторики. Регулярные упражнения рук и пальцев улучшают память, внимание, речь, устраняют эмоциональное напряжение. Для снятия зрительного напряжения используем гимнастику для глаз, которая позволяет тренировать глазные мышцы, способствует профилактике близорукости. Учитывая, что многие воспитанники имеют речевые проблемы, мы используем артикуляционную гимнастику. Все знают, что язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоциональное состояние ребенка, мешают ему полноценно общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. В работе с детьми широко используем элементы дыхательной гимнастики по методу А. Н. Стрельниковой. Эта гимнастика универсальна. Она может быть одновременно и лечебной, и профилактической, оздоровительной и развивающей. Снять физическое и умственное напряжение помогает точечный самомассаж, приемам которого мы обучаем наших детей. В основе этого приема лежит массаж активных точек тела профессора А. А. Уманской. Массаж активных точек тела улучшает работу внутренних органов. Увеличить двигательную активность детей на занятии можно за счет так называемого «активного слушания музыки». Это двигательные импровизации детей в соответствии с характером музыкального произведения.

3. Далее родители посмотрели видео с участием детей группы: гимнастику пробуждения после дневного сна (пробуждение, дыхательная гимнастика, корригирующая ходьба по коврикам, дорожкам с камешками, палочками, пуговицами, то есть по раздражителям стопы); массаж с массажными мячиками, артикуляционную гимнастику, игру хороводную «Каравай» и подвижную «Вот летели птички».

4. Воспитатели группы провели практические упражнения с родителями:

- «Дорожка здоровья» (коррегирующая ходьба по коврикам, дорожкам с камешками, палочками, пуговицами, по раздражителям стопы); - «Игровой массаж с массажными мячиками» - отв. воспитатель Астанина Н.Д

 - «Массаж волшебных точек ушек», «Гимнастика для глаз» - отв. воспитатель Гудкова Н.И

5. Далее педагог-психолог ДОУ Рыбина Е.П. рассказала родителям о роли аромотерапии. Сегодня аромотерапия широко используется и позволяет обеспечить профилактику и лечение многих заболеваний у детей и взрослых с помощью лекарственных растений натуральных масел. Аромотерапию можно осуществлять в каждой квартире. Для этого нужно сделать небольшие подушки и наполнить их сухими лекарственными травами. Но важно выбрать правильное растение?

 - Если ребенок вялый и пассивный, его активизируют ароматы жасмина, лаванды, мяты, аниса. К тому же они стимулируют работу мозга и развитие умственных способностей.

 - Ромашка аптечная, лепестки розы или шиповника, валериана оказывает успокаивающее и противомикробное действие.

 - Шалфей лекарственный хорошо помогает при простудных и кожных заболеваниях.

 - Листья березы, тополя, пижмы эффективны при простудных заболеваниях, ОРЗ, гриппе. - Стимулирующее и тонизирующее действие на ребенка окажет запах гвоздики, лаврового листа, смородины, рябины.

- Успокаивающие запахи: апельсина, мандарина, валерианы, лимона, герани, душистой розы.

Кроме возможности профилактики и лечения заболеваний, которые дарят нам запахи, все они эмоционально окрашены и способны вызвать у ребенка приятные и неприятные ощущения. Длительное воздействие разнообразных приятных запахов формирует у ребенка стойкие положительные эмоции, а это благотворно сказывается на здоровье и характере малыша. В холодное время года душистые подушки или пучки трав создадут атмосферу летнего луга, хвойного леса, прогонят зимнюю сонливость.

Затем Е. П. продемонстрировала родителям, как с помощью разного подручного материала (грецкие орехи, мелкий конструктор с шипами и т.д.) можно делать в домашних условиях вместе с детьми самомассаж кистей рук, пальцев и ладоней и дыхательную гимнастику.

(Дыхательная гимнастика.

С помощью этих упражнений не только ребенок оздоровится, будет пребывать в хорошем настроении, и дышать полной грудью, но и вы вместе с ним вздохнете с облегчением. При регулярном выполнении такой гимнастики простуды будут обходить ваше чадо стороной!

Дыхательные упражнения - эти упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, выздоравливающим после воспаления лёгких, детям, страдающим бронхиальной астмой. Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.

Упражнение «Веселые узелки».

Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

«Я хватаюсь за веревку, Левой ловко, правой ловко,

Узелки перебираю и здоровье сберегаю».

Футбол – пальчиковая игра.

Какой мальчишка не любит футбол? Пальчиковый футбол, когда нужно вести мяч пальчиками или ловить мяч, чтобы не пропустить гол. Оба футболиста могут быть на руках ребенка, а можно разделить.

Игровое упражнение «Сухой дождь».

"Сухой дождь" изготовлен из цветных атласных лент и цветных прищепок. Малыш берёт прищепку и прикрепляет её к ленте того же цвета. Ребёнок не только закрепляет знания о цветах, но и тренирует мелкую моторику рук, ловкость.

Упражнение игра пальчиками.

Берем решетку для раковины, которая состоит из множества «ячеек». Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

«В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд: Медвежат, волчат, бобрят».

«Шли мы как-то по дороге,

Видим ходят чьи – то ноги,

Смотрим выше кто же он?

Это толстый серый слон!»

Упражнение «Утюжок».

Толстый карандаш положить на стол, прогладить его сначала одной ладонью, потом другой, покатать карандаш по столу в разных направлениях.

Карандаш я покачу

вправо-влево – как хочу.

Упражнение «Добывание огня».

Положить шестигранный карандаш на ладошку, прикрыть его другой ладонью и прокатить между ладонями сначала медленно, потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям.

Упражнение «Волчок».

Вращать длинный тонкий карандаш на столе указательным и большим пальцами сначала одной руки, а потом другой. Выполнять вращение большим и средним пальцами.

  • Массаж грецкими орехами:

- Катать два ореха между ладонями;

- Прокатывать один орех между ладонями;

-Удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки;

- Удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.

  • Массаж с прищепками.

Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими).

Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

—Но я же играю с тобою, малыш!

—А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!»).

Самомассаж рук для детей важно проводить регулярно, чтобы активизировать определенные зоны в головном мозге. Так как каждый пальчик, как на ручках, так и на ножках детей отвечает за определенный орган, рекомендуется выполнять такие упражнения вместе с детьми. Самомассаж пальцев рук для детей позволяет улучшать мозговую активность и ускоряет психологическое развитие малыша.

Далее предложили родителям отдохнуть и расслабиться с помощью просмотра видео: рефлексия: «Полёт бабочки».

6. Подведение итогов собрания. Родители будут использовать информацию, полученную на родительском собрании, для сохранения и укрепления здоровья детей. Внедрять здоровый образ жизни в каждую семью.
Домашний режим ребенка устанавливать в соответствии с режимом дня детского сада (особенно в выходные дни). Систематически проводить закаливание ребенка в условиях семьи. В выходные дни обязательно выходить с детьми на прогулку.

Рекомендации:

1. Обеспечить ребёнка правильным сбалансированным питанием.

2. Контролировать соблюдение ребёнком режима дня, выполнения водных процедур, зарядки.

4. Своевременно и правильно реагировать на требования медиков и педагогов посетить лечебные учреждения, а также предоставлять сведения о состоянии здоровья ребенка.

7. Решение родительского собрания:

1. Создать необходимые условия для реализации потребности ребенка в двигательной активности в повседневной жизни (срок - постоянно, отв. - педагоги, родители).

2. Соблюдать режим двигательной активности в течение дня (срок - постоянно, отв. - педагоги, родители).

3. Систематически интересоваться знаниями по формированию здорового образа жизни, полученными детьми в ДОУ и закреплять их дома (срок - постоянно, отв. - родители).

4. Организовать дома режим дня и питание, приближенное к детсадовскому (срок - постоянно, отв. - родители).


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Подготовили: педагог-психолог И.В. Михайлова

 Педагог-психолог Е.П. Рыбина

Семинар-практикум «Здоровье всерьез!».

Цель - повышение педагогической культуры по вопросам здоровьеформирующих технологий, распространения опыта укрепления здоровья; создание положительного эмоционального комфорта у детей и взрослых в процессе общения друг с другом.

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает,

действует, бегает, кричит, пусть он находится

в постоянном движении!».

Жан-Жак Руссо

        ФГОС ДО (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования) ставит перед, нами решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей; развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка; развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности; формирование предпосылок к учебной деятельности.        

Не секрет, что в настоящее время растет число детей с затруднения,  в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации, которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями качества психики. Эта ситуация ставит перед нами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Психологическое здоровье – это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Психологическое здоровье - индикатор физического здоровья.

Для решения данной задачи в детских садах используются здоровьеформирующие технологии – это система мер, направленная на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровьеформирущие технологии подразделяются на:

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья воспитанников;

- Пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика;

- Гимнастика для глаз;

- Дыхательная гимнастика;

- Физминутки и динамические паузы

2.Технологии обучению здоровому образу жизни;

- игротерапия;

- коммуникативные игры;

- самомассаж и  точечный массаж;

- нетрадиционные технологии

3.Коррекционные технологии.

- аромотерапия;

- песочная терапия;

- сказкотерапия;

- музыкотерапия;

- психогимнастика.

Слайд № ? Ароматерапия – один из древнейших методов воздействия на сознание, древний способ взаимодействия с миром. Практически во всех древних культурах, как-то Египет, Греция, Рим, Китай, Индия эфирные масла и экстракты растений широко использовались для воздействия на психику человека для достижения и моделирования определенных эмоциональных состояний. Часто данное воздействие сопровождалось музыкой, глубоким дыханием.

Вот, например, в Японии ароматерапию используют на рабочих местах и за день ароматы меняются три раза. Утром ароматы придают бодрость, в обед настраивают и повышают работоспособность рабочих. Вечером снимают усталость и благотворно действуют на нервную систему. Я вам приготовила эфирное масло, а какое вы сейчас угадаете. Для этого сядьте удобнее, расслабьтесь, это эфирное масло придает силы, повышает внимание, повышает уверенность в себе и создает хорошее настроение. А нам это нужно чтобы получить полный заряд на целый день (нюхают, при этом говорить в слух педагогам не надо, что за эфирное масло).

Слайд № ? Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто! (Сократ).

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья воспитанников Кинезиология или гимнастика мозга.

Кинезиология относиться к здоровьесберегающей технологии. Данная  технология позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологичесикх качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.  Они развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершают регулирующую и координирующую роль неровной системы.

Методы и приемы:

 Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорнодвигательного аппарата.

 Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

 Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

 Телесные движения – развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

 Упражнение для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга.

 Массаж – воздействует на биологически активные точки.

 Упражнения на релаксацию – способствуют расслаблению, снятию напряжения.

ПРАКТИКУМ «ВЫПОЛНИМ САМИ».

«ГИМНАСТИКА ДЛЯ УМА».

В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.

1. «Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

2.«Кулак – ребро – ладонь». На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

3. «Лезгинка» Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6-8 раз

4. «Ухо – нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

5. Перекрёстные движения. Выполняйте перекрёстные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперёд, в сторону, назад). Затем сделайте то же др. рукой и ногой.

Нетрадиционные методы и приемы применения здоровьеформирующих технологий.

Слайд № ? «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» (В. Сухомлинский).

Упражнение «Веселые узелки».

Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

«Я хватаюсь за веревку, Левой ловко, правой ловко,

Узелки перебираю и здоровье сберегаю».

Футбол – пальчиковая игра.

Какой мальчишка не любит футбол? Пальчиковый футбол, когда нужно вести мяч пальчиками или ловить мяч, чтобы не пропустить гол. Оба футболиста могут быть на руках ребенка, а можно разделить (Стимуляция мыслительных функций и речи. Веселое общение).

Игровое упражнение «Сухой дождь».

Сухой дождь" изготовлен из цветных атласных лент и цветных прищепок. Малыш берёт прищепку и прикрепляет её к ленте того же цвета. Ребёнок не только закрепляет знания о цветах, но и тренирует мелкую моторику рук, ловкость.

Игровое упражнение с пальчиками.

Берем решетку для раковины, которая состоит из множества «ячеек». Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

«В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят».

«Шли мы как-то по дороге,

Видим ходят чьи – то ноги,

Смотрим выше кто же он?

Это толстый серый слон!»

Упражнение «Утюжок».

Толстый карандаш положить на стол, прогладить его сначала одной ладонью, потом другой, покатать карандаш по столу в разных направлениях.

Карандаш я покачу

вправо-влево – как хочу.

Упражнение «Добывание огня».

Положить шестигранный карандаш на ладошку, прикрыть его другой ладонью и прокатить между ладонями сначала медленно, потом быстрее от кончиков пальцев к запястьям.

  • Массаж грецкими орехами:

- Катать два ореха между ладонями;

- Прокатывать один орех между ладонями;

-Удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки;

- Удерживать несколько орехов между пальцами обеих рук.

  • Массаж с прищепками.

Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После 1-го двустишия — смена рук. (Проверьте на себе, чтобы прищепки были не слишком тугими.) 

Кусается сильно котёнок-глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.

—Но я же играю с тобою, малыш!

—А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».

Слайд ? Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

И в завершении нашего практикума я предлагаю вам помедитировать. (проводится под спокойную музыку). Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит. А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца. А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на практикум: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили нового. Давайте одновременно хлопнем в ладоши и соединим это в единое целое. А нам остаётся только поблагодарить вас за внимание. Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!

И в заключение нашей встречи, хотелось бы напомнить, что психологическое здоровье закладывается в семье. Семейные традиции, нормы поведения, любовь к ближнему.

А мы с вами одна дружная семья, семья педагогов.



Предварительный просмотр:

Для родителей

Памятка

«Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?»

1. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует Ваши переживания.

2. Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку, помахать рукой), а также ритуал встречи.

3. По возможности приводить малыша в ясли должен кто-то один, будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.

4. Не обманывайте ребенка, забирайте домой вовремя, как пообещали.

5. Разрешите ребенку брать в детский сад любимые игрушки, предметы, напоминающие о доме.

6. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.

7. В Выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.

8. Не отучайте ребенка от вредных привычек в адаптационный период (сосание соски, качание).

9. Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.

10. На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест.

11. Будьте терпимее к его капризам.

12. «Не пугайте», не наказывайте детским садом.

13. Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малышу.

14. Не скупитесь на похвалу.

15.Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.

Радуйтесь прекрасными минутами общения со своим малышом!!!

                                                                                                       Педагог-психолог Рыбина Е.П.

Для родителей

Памятка

«Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?»

1. Старайтесь не нервничать, не показывать свою тревогу по поводу адаптации ребенка к детскому саду, он чувствует Ваши переживания.

2. Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку, помахать рукой), а также ритуал встречи.

3. По возможности приводить малыша в ясли должен кто-то один, будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться.

4. Не обманывайте ребенка, забирайте домой вовремя, как пообещали.

5. Разрешите ребенку брать в детский сад любимые игрушки, предметы, напоминающие о доме.

6. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.

7. В Выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка.

8. Не отучайте ребенка от вредных привычек в адаптационный период (сосание соски, качание).

9. Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье.

10. На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест.

11. Будьте терпимее к его капризам.

12. «Не пугайте», не наказывайте детским садом.

13. Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малышу.

14. Не скупитесь на похвалу.

15.Эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами.

Радуйтесь прекрасными минутами общения со своим малышом!!!

                        Педагог-психолог Рыбина Е.П.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Особенности развития детей с задержкой психического развития"».

Задержка психического развития — диагноз, характеризуемый нарушением развития психических функций (внимания, мышления, памяти). Его ставят детям, как правило, в возрасте 2-3 лет. Однако если вовремя «спохватиться», то ситуацию можно исправить. Не стоит ждать, пока все наладится само — запущенная ЗПР к 6-7 годам грозит определением ребенка в коррекционный класс.

ЗПР означает пограничное состояние между нормальным развитием психики ребенка и отставанием. Дети при таком диагнозе не имеют умственной отсталости, недоразвития речи или физиологии. Проявления этого диагноза выражаются в нарушении психических функций, снижении способности к обучению и социальной адаптации.

Признаки ЗПР у ребенка.

Как родителям определить, есть ли у их сокровища задержка психического развития? Одним из основных ее проявлений является трудность, с которой дается процесс обучения.

  • Четким признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы. Ребенок не может заставить себя чем-то заниматься, прилагая усилия. Некоторые родители списывают это на детский возраст, неусидчивость, однако проблема может крыться в другом.
  • Внимание у таких детей неустойчиво. Ребята часто отвлекаются на двигательную или речевую активность, не могут выполнить поставленную задачу. В настоящее время таких детей, которым необходимо во время занятий вскочить, побегать или покричать, выделяют в отдельную группу, наделяя диагнозом СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Однако это все та же задержка развития психики.
  • Очень часто ЗПР сопровождается задержкой речевого развития. Это связано в первую очередь с темпами возрастного освоения речи. Может быть ограничен словарный запас, заметна трудность в построении фраз или присутствовать более глубокие формы ЗРР.
  • Память «работает» иначе. Таким детям легче удается запомнить наглядные предметы или изображения, чем вербальное сообщение. При этом воспроизведение информации по памяти дается с трудом, выучить даже простой детский стишок становится непосильной задачей.
  • Мышление также страдает. Ребенок не может сам сделать выводы на основе какой-либо информации, логика и абстрактное мышление практически «не работают» без помощи родителей или преподавателя. Сопоставление формы, цвета, размеров предметов самостоятельно не дается.

Причины задержки психического развития.

Многие родители, узнав о диагнозе, искренне недоумевают — ребенок идеально развивался все эти годы, у педиатра не было никаких нареканий. Все дело в том, что именно физиология при этом находится в полном порядке. «Тормозит» психика, что и приводит вот к такому своеобразному отставанию. По этой же причине задержку психического развития чаще ставят перед поступлением в школу — именно в это время от ребенка ждут уже не игр, а учебы.

К физиологическим причинам ЗПР относят:

  • Тяжело протекающие беременность и роды.
  • Соматические проблемы — частые болезни, травмы, вследствие чего ребенок становится физически ослабленным.
  • Поражения нервной системы — минимальная мозговая дисфункция.

Социальными причинами являются:

  • Педагогическая запущенность.
  • Стрессовая ситуация.
  • Неблагоприятная обстановка в семье.

Мамам и папам трудно признать, что у их дочери или сына что-то не в порядке. Часто они закрывают глаза на проблемы, считая, что ребенок еще «слишком мал», «просто активный» или «развивается в своем темпе». Несомненно, на свою скорость развития имеет право каждый, однако очень важно вовремя отследить проблему, чтобы справиться с ней.

На что обратить внимание:

  • Ребенок нелюдим, мало общается со сверстниками и взрослыми. Дети не принимают его в свои игры.
  • Эмоциональная неустойчивость. Ребенок может беспричинно радоваться или, наоборот, находиться в тревоге или беспокойстве.
  • Трудности с концентрированием внимания. Во время занятий таким детям трудно сосредоточиться, следовать указаниям учителя.
  • Учеба дается с большим трудом.
  • Развитие речи не соответствует возрастным нормам.

Родители должны знать, что сложности с обучением в начальной школе практически всегда связаны именно с отставанием в психическом развитии. Не стоит ругать учителя и — тем более — ребенка. Обратитесь к логопеду-дефектологу!

Можно ли помочь ребенку с ЗПР?

Тот факт, что ЗПР означает лишь пограничное состояние между нормой и необходимостью коррекции и ни в коем случае не подразумевает умственной отсталости говорит о том, что справиться с задержкой развития вполне можно. При усердной работе и объединенных усилиях специалистов, самого ребенка и родителей можно добиться того, что учеба выправится, а сам ученик вполне догонит своих товарищей.

Первым делом необходимо пройти обследование. Помимо педиатра, следует посетить нейропсихолога, который сможет разобраться в проблеме и назначить коррекционные мероприятия.

Коррекция ЗПР подразумевает принятие комплексных мер. Медикаментозное лечение сочетается с работой логопеда-дефектолога и нейропсихолога. Не стоит уповать только лишь на лекарственные препараты. Сами по себе они не смогут исправить ситуацию. Прописанные в данной ситуации ноотропы, витамины и средства, улучшающие мозговое кровообращение, лишь стимулируют активность работы мозга, но необходимы и занятия по психологической коррекции.

Данные мероприятия направлены на улучшение эмоциональной и познавательной сферы. Ведь ребенку необходимо развивать память, внимание, строить логические связи. Родители должны помнить, что ЗПР можно и нужно исправить. Главное, приложить усилия и работать всем в комплексе.

Если у ребенка ЗПР — советы родителям

  • Не отрицайте очевидного. Чем раньше вы обратитесь к специалистам, тем проще будет помочь.
  • Оказывайте поддержку. Не следует чрезмерно опекать ребенка, но и давать ему полную самостоятельность тоже не стоит. Пока он просто не может сладить с учебой, но все можно исправить. Направляйте, корректируйте его действия, но не берите все на себя.
  • Если врач прописал лекарства, значит это необходимо. Однако это не означает, что с ребенком не нужно заниматься. Именно занятия с психологом, нейропсихологом и при необходимости логопедом-дефектологом помогут справиться с проблемой.
  • Подберите хороших специалистов. Проще будет найти необходимых педагогов в одном центре. Ребенку необходимы занятия по развитию речи, мелкой моторики, логики. Педагог-психолог будет работать с коммуникативными навыками.
  • Создайте дома развивающую среду. Обязательно выполняйте задания педагогов.

Лечение ЗПР — процесс не быстрый и не простой. Однако совместными усилиями можно помочь ребенку догнать сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мостик понимания между родителями и педагогами". Формы взаимодействия с родителями.

Выступление педагога-психолога по улучшению взаимодействия между педагогами и родителями...

Буклет" Эффективные формы взаимодействия с родителям: форма сетевого взаимодействия в социальных сетях"

Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во в...

Новые формы взаимодействия с родителями в работе музыкального руководителя ДОУ. Дистанционная музыкальная гостиная для родителей «Содружество» группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста.

Важным в дошкольном образовании  является  согласованность  совместной работы родителей и педагогов. Начиная с самого первого знакомства с родителями детей, посещающих группу кратк...

Работа с родителями. "Семейный клуб в ДОУ как форма взаимодействия с родителями"

https://cloud.mail.ru/public/4eJo/L52TyiiLsПроблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной. Приобретает  порой обостренный характер. Непонимание ме...

Презентация опыта работы с родителями. Формы взаимодействия с родителями

Формы  взаимодействия ДОУ с родителями.(Доклад на МО заведующих)  1 слайдФедина Ирина Петровна, заведующийМБДОУ детского сада с.ДормидонтовкаВяземского муниципального районаХабаровского края...

выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"

quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...

Презентация педагогической практики в форме Олимпийских игр («Интерактивные формы взаимодействия с родителями воспитанников»)

Организация эффективного взаимодействия педагогов группы с родителями на основе использования информационно - коммуникационных технологий, с целью решения актуальных  вопросов воспитания и развит...