Мнемотехника как приём запоминания и обучения связной речи.
статья

Пенкина Елена Викторовна

Овладение приемами мнемотехники помогает в развитии памяти, внимания и сокращает время обучения связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

МНЕМОТЕХНИКА КАК ПРИЕМ ЗАПОМИНАНИЯ

И ОБУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

  Наблюдая за своими воспитанниками, мы отмечаем, что в настоящее время всё чаще у дошкольников наблюдаются такие проблемы, как: бедный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания.

   Дети 3–4 лет уже имеют некоторый словарный запас, но еще не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки, затрудняются называть обобщающие слова, неправильно употребляют в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, не согласовывают прилагательные с существительными в роде, падеже. Затрудняются в инсценировке сказок, используют преимущественно простые предложения из 2-3 слов, не могут запомнить стихи.

   Часто, приходя в детский сад, дети сообщают, что им подарили игрушку. Когда воспитатель просит рассказать о ней, ребёнок очень сбивчиво, косноязычно её описывает. Не получается описания, потому что дети затрудняются выстроить цепочку рассказа.

Как же сформировать речь ребенка и наполнить его речь красивыми и правильными словами, научить составлять словосочетания и предложения?

Каждый педагог в своей деятельности преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. В дошкольном возрасте мышление является наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей, гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.

  Для развития речи мы используем различные методические приемы. Одним из таких методов является метод мнемотехники. Чтобы подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, усвоить сложный материал, развить свою речь без умственного и нервного напряжения, применяется эта технология.

Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации;

- способствует развитию связной речи;

- расширяет и обогащает словарный запас детей;

- развивает память, внимание;

- развивает образное мышление.

Развитию речи детей (обогащению словаря, при обучении составлению рассказов, при пересказах, отгадывании и составлении загадок, при заучивании стихотворений) эффективно помогает использование мнемотехники.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

 

Мнемоквадрат

Мнемоквадрат - это понятная картинка, изображающая одно слово, словосочетание или короткое предложение.

  1. На начальном этапе (в младшей группе) применяем понятные и яркие одиночные картинки, четко озвучивая название изображенного предмета: «Посмотрите, это дерево».

  Затем произносим слово по слогам и предлагаем ребятам несколько раз повторить его вслух. Таким образом, опираясь на наглядность, мы расширяем словарный запас, развиваем фонематический слух и учим правильному произношению.

   Закрепить полученные знания можно при помощи игры «Подскажи мне слово»: взрослые показывают картинку и просят детей напомнить её название.

   2.  Следующий шаг – формирование лексикона ребенка, путем знакомства с признаками предметов. Теперь с картинкой соотносим не отдельные слова, а их сочетания: дерево высокое, ветвистое, зеленое. 

   3. Далее знакомим детей с глаголами и учим составлять элементарные предложения: дерево растет, шумит, покрывается листьями. 

Солнце – желтое, яркое, теплое, светит, греет, лучится, сияет.

Дерево - ветвистое, высокое, растет, шумит, зеленеет,

Корова – большая, рогатая, пятнистая, мычит, жует.

Лиса - рыжая, хитрая, лукавая, осторожная, охотиться.

    Когда дети немного освоятся и начнут понимать принцип работы с мнемоквадратами, постепенно переходим от конкретных картинок к символам.

Мнемодорожка

    Далее закрепляем и развиваем новые речевые умения, познакомив ребенка с мнемодорожкой, которая состоит из 3–4 мнемоквадратов, объединенных общим смыслом. (в средней группе)

    С опорой на такую наглядность можно составить предложение или небольшой текст из 3–4 простых фраз.

        При помощи этого приёма:

  • расширяем словарный запас малыша, обогащая его разными частями речи;
  • облегчаем запоминание последовательности действий.
  • учим строить связные, грамотные предложения.

Мнемотаблицы

  Далее виды наглядности становятся уже более сложными. Это, прежде всего, мнемотаблицы. Метод мнемотаблиц помогает эффективно запоминать и воспроизводить полученную информацию.

  Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений, запоминания сюжета сказки. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание вначале подбирается картинка (изображение), а затем все стихотворение зарисовывается схематически. При первом знакомстве с таблицей в форме игры «Угадай, что нарисовано» знакомим детей с новой для них информацией, разбираем всё, что нарисовано в каждом квадрате. Поясняющий текст располагаем с обратной стороны листа. Текст необходимо чётко соотносить с изображением. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение или сказку целиком.

   Для детей младшего дошкольного возраста лучше всего подходят цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка- зелёная, колобок –жёлтый и др. Позже изображения усложняются или заменяются графическим изображением: лиса – оранжевые геометрические фигуры (круг, квадрат) и др. Для детей старшего возраста схемы даются в одном цвете.

  На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. 

   По мнемотаблицам можно воспроизводить целые истории, а для развития фантазии ребёнка – ещё и предлагать придумывать собственные.

Мнемосхемы

   Чтобы ребёнок запоминал пословицы или какие-то крылатые выражения, используются мнемосхемы. На них изображаются объекты, которые дополняются условными знаками. Например, удочка – пруд – перечёркнутая рыбка. Это схема для выражения: «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда».

  Приёмы мнемотехники строятся на использовании тех или иных видов запоминания. Конечно, самый эффективный способ применения любой технологии воспитания и развития ребёнка – это игра. И мнемотехника в этом смысле – настоящий кладезь идей.

«Собери группу»

Ребёнку даются отдельные картинки (например, символы времён года, одежда, виды активности) – нужно сгруппировать изображения и объяснить, почему они вместе.

«Нарисуй впечатления»

Этот приём отлично расширяет словарный запас малыша. И, кстати, формирует семейные традиции. Предложите карапузу вместе зарисовывать впечатления от прожитого дня, чтобы потом рассказать, что в нём было хорошего и плохого. Каждый раз старайтесь добавлять одно или несколько новых для ребёнка понятий и слов.

«Выучи стихотворение»

Для облегчения заучивания стихов используйте наглядные таблицы, в которых каждая строка представлена в виде картинки или условного знака. Старайтесь обязательно дополнять изображение словом (если малыш умеет читать) или буквой (если пока ещё ребёнок не освоил этот навык).

«Сетка памяти»

Покажите малышу картинки, проговорите, что это и переверните. Задача ребёнка назвать изображённый предмет, а затем проверить себя, открыв мнемокартинку.

«Рассказы с картинками»

В интернете можно найти массу детских рассказов, в которых слова частично заменены картинками. Так малыш не только учит новые для себя слова, но и развивает умение сосредотачиваться на чтении.

«Фотопамять»

Покажите малышу картинку, затем уберите её и дайте взамен другую, которая отличается от первой какой-то деталью. Например, на первой изображена девочка с красным бантиком, а на второй – такая же девочка, но бантик – синий.

«День-ночь»

Разложите перед ребёнком ряд картинок. Затем скажите: «Настала ночь». Малыш закрывает руками глазки, а вы в это время прячете одну картинку. Задача ребёнка: угадать, чего не хватает.

Правила использования приёмов мнемотехники

   Как известно, дети быстро теряют интерес к той или иной деятельности. Но мнемотехника требует регулярных занятий. Поэтому старайтесь придерживаться следующих правил, чтобы ваш ребенок не заскучал:

  • Занятия не должны длиться более 15 минут. Даже в этот короткий промежуток стоит включить физкультминутку или предусмотреть изменение вида деятельности. Ведь из-за возрастных особенностей дошкольники могут сосредоточенно работать только 8 – 10 минут, а затем их внимание рассеивается.
  • Ведущим видом деятельности для детей является игра, поэтому нельзя превращать занятие в строгий академический урок. Ребёнок лучше воспримет информацию, если её преподнести в форме увлекательного, веселого приключения.
  • Независимо от возраста ребенка обучение начинаем с самых простых заданий, постепенно усложняя их.
  • Рисунки или схемы должны быть крупными, четкими и обязательно цветными, иначе ребенку будет просто неинтересно. В старшем возрасте можно предложить детям черно-белые опорные схемы.
  • Таблица не должна содержать более 9 квадратов. Больший объем информации дошкольнику трудно запомнить и воспроизвести из-за усталости.
  • Чтобы все знания улеглись по полочкам памяти, а не перепутались, превратившись в «кашу», не давайте ребёнку более 2-х мнемотаблиц в течение одного занятия.
  • Постоянно меняйте темы текстов – это лучше развивает память и обогащает словарный запас.
  • Обязательно учитывайте желание и настроение ребенка. Ни в коем случае не заставляйте его заниматься силой. Если вы чувствуете, что малышу скучно – сделайте короткую передышку, а потом снова попробуйте заинтересовать, изменив тему.

  Речь, как известно, почти полностью формируется к 5 годам. К этому возрасту ребенок уже должен правильно произносить все звуки, грамотно строить фразы, обладать достаточным лексическим запасом, чтобы общаться с окружающими и понятно излагать свои мысли. Детская речь должна быть живой, эмоциональной и непосредственной.

  Важно понимать, что такие умения не появляются сами по себе. Это результат долгой и кропотливой совместной работы детей, родителей и педагогов.

       

     

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы работы по развитию связной речи на основе мнемотехники у детей с ОНР

В этом материале показана поэтапная работа по обучению детей умению составлять простые рассказы (описательные, творческие). Материал является  результатом двухлетнего совместного творче...

Мнемотехника как приём в обучении связной речи детей дошкольного возраста.

Мнемотехника как приём в обучении связанной речи детей старшего дошкольного возраста....

«Использование приёмов мнемотехники и наглядного моделирования в развитии связной речи детей»

Материал рекомендован воспитателям  для работы с детьми по развитию связной речи....

Инновационный проект "Использование приёмов мнемотехнике в работе воспитателя по развитию связной речи"

Инновационный проект "Использование приёмов мнемотехнике в работе воспитателя по развитию связной речи"...

«Использование в обучении связной речи детей 5-6 лет приёмов мнемотехники». Методическая разработка.

На протяжении дошкольного возраста в связи  с усложнением деятельности детей и их передвижении в общем умственном развитии внимание приобретает больше сосредоточенность и устойчивость. Очень важн...