Возрастные особенности детей раннего возраста 2-3 лет
консультация (младшая группа)

Руденко Олеся Юрьевна
Возрастные особенности детей раннего возраста 2-3 лет "

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные особенности развития детей группы раннего возраста 2 до 3 лет

1. Главная особенность возраста.

Рост трехлетнего ребенка обычно достигает 99–102 см, а вес — 14–16 кг (средние показатели по данным ВОЗ). За год ребенок вырастает на 7–8 см и прибавляет в весе от 2,5 до 3 кг. Это уже не пухлый карапуз: исчезает округлость тела, ноги и руки становятся более длинными и стройными. Ребенок много и разнообразно двигается, продолжает активно осваивать пространство доступными способами (ходит, бегает, прыгает, переползает через предмет или подлезает под ним и др.), уверенно владеет своим телом. Он может активно бодрствовать 6–6,5 часов, но все еще нуждается в полноценном дневном сне, чередовании активности и отдыха. Качественные преобразования в физическом и психическом развитии ребенка третьего года жизни столь значительны, что это позволяет психологам, размышляющим о середине пути развития человека от момента рождения до зрелого возраста, отнести этот важный рубеж к трем годам. Ребенок продолжает с увлечением открывать мир предметов, людей, природных объектов и явлений. Он владеет многими предметными действиями — соотносящими и орудийными. Соотносящие действия позволяют ему привести в определенные пространственные отношения несколько предметов или их частей Ребенок уверенно переходит к зрительному соотнесению свойств, которые начинают выступать в качестве постоянных признаков предметов, от которых зависят возможные или невозможные способы действий. Орудийные действия открывают ребенку возможность воздействовать одним предметом (орудием) на другой предмет или материал и тем самым расширять спектр действий, осуществляемых руками. При этом рука начинает выполнять роль «орудия орудий», становится более умелой. Орудийные действия — опосредованные, позволяющие ставить и достигать цели. Благодаря этому ребенок приобретает начальный опыт организации своей деятельности, начинает переносить освоенные способы в новые условия, применять их для решения новых практических задач.

2. Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воображение).

На третьем году жизни процесс освоения действий трансформируется: от совместного с взрослым к самостоятельному. Появляются предпосылки позиции субъекта предметной деятельности: инициативное целеполагание на основе собственной мотивации, умение выполнять действие на основе сенсорной ориентировки, достижение результата при элементарном самоконтроле, установление с помощью взрослых связей между результатом и способом действия. Ребенок становится все более активным, самостоятельным и умелым. Появляется особая направленность на результат деятельности, настойчивость в поиске способа его достижения. Наряду с развитием восприятия и памяти формируются основные компоненты мышления — наглядно-действенного и наглядно-образного. Развитие образных форм мышления связано с появлением первых обобщений. Умение обобщать возникает сначала в действии (эмпирически), а затем закрепляется в слове. Начинается интенсивное накопление разнообразных представлений.

3. Особенности эмоционального развития эмоций и чувств.

Дети раннего возраста проявляют удовольствие, радость и огорчение, страх, смущение, чувство привязанности, обиды. Эмоции проявляются ярко, они зачастую связаны с физическим состоянием ребенка (ушибся – плачет, неуютно себя чувствует в новой обуви или одежде – ноет, гладит котенка, мягкую ткань, увидел красивую вещь – радуется). Ребенок не способен произвольно контролировать эмоции, здесь необходима помощь взрослого. Помогает переключение внимания ребенка на интересный для него объект.

4. Развитие речи.

Формируются первые представления об окружающем мире и наглядно проявляемых связях в нем. Зарождается знаковая (символическая) функция сознания, которая наиболее ярко проявляется в речи, игре (при использовании предметов-заместителей) художественной деятельности. Ребенок овладевает разными функциями речи: сигнальной, атрибутивной, номинативной (наименование предметов, качеств, действий), коммуникативной, информативной (в т.ч. обобщающей). Для него становится значимым содержание высказывания, диалога, литературного произведения. Появляются индивидуальные предпочтения в эстетическом восприятии мира (любимые игры и игрушки, книги с картинками, музыкальные произведения, красивые бытовые вещи). Ребенок способен эмоционально откликаться на содержание художественного образа, эстетические качества предметов и выражать свои впечатления в доступных видах художественного творчества. Расширяется и становится более избирательной сфера интересов, культурных практик.

5. Развитие культурно-гигиенических навыков.

Продолжатся формирование культурно-гигиенических навыков: ребенок приучен к горшку, к концу третьего года жизни нормой является умение пользоваться туалетом; учится самостоятельно мыть и вытирать руки, умывать лицо; умеет надевать основные предметы одежды (надевание майку, натягивать колготки, шорты, носочки).

6. Физическое развитие.

Двигательная активность становится все более целенаправленной, совершенствуется скоординированность движений, обогащается опыт двигательной деятельности.

7. Кругозор.

 На протяжении третьего года жизни у ребенка формируются разнообразные представления и понятия об окружающем его мире. Он узнает свойства и назначение многих предметов повседневного обихода; не только различает, но называет цвет, форму, размер предметов; ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях. У ребенка формируются начальные представления о количестве (много, мало, больше, меньше, один).

8. Деятельность.

Дальнейшее сенсорное развитие ведет к значительным изменениям в ориентировочно-познавательной деятельности. Развивается новый вид деятельности – наблюдение, оно играет при грамотном руководстве со стороны взрослого ведущую роль в познании ребенком окружающего мира.

9. Развитие видов детской деятельности.

Предметная деятельность (занятие с пирамидками, матрешками, мозаикой); наблюдения; рассматривание картинок, книг; элементы трудовой деятельности( самостоятельная еда, одевание, уборка игрушек); игры со строительным материалом; начало изобразительной деятельности (лепка и рисование); начало сюжетных игры (игра  с куклой).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В соответствии с ФГОС ДО специфика раннего детства и системные особенности образования детей от двух месяцев до трех лет (необязательность первого уровня образования в Российской Федерации, большой диапазон вариантов развития детей этого возраста, гибкость и пластичность развития каждого конкретного ребенка и др.) делают неправомерными требования безусловного достижения ребенком младенческого и раннего возраста конкретных образовательных результатов. Поэтому результаты освоения Программы формулируются в виде целевых ориентиров образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу раннего детства.

Целевые ориентиры в раннем возрасте

К трем годам ребенок:

• активно познает окружающий мир, интересуется бытовыми и природными объектами, разнообразно действует с ними, исследует их свойства и функции, апробирует способы действий, экспериментирует; проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;

• использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение предметов (ложки, расчески, зубной щетки, карандаша, кисти и пр.) и умеет пользоваться ими;

• стремится к общению с другими людьми (взрослыми и детьми), активно подражает им, осваивая культурные способы и нормы; умеет согласовывать свои действия и поведение с принятыми нормами и действиями других людей; начинает проявлять интерес к сверстникам;

 • понимает речь взрослых, обращается к ним с вопросами и просьбами, участвует в диалогах (может выступить инициатором разговора);

• владеет связной речью, может выразить мысль, желание, чувство; знает названия знакомых игрушек и бытовых предметов; называет признаки, функции, действия с ними;

• в игре воспроизводит действия и речь взрослого, использует не только игрушки, но и предметы-заместители;

• проявляет самостоятельность в бытовых ситуациях и разных видах деятельности;

• владеет простейшими навыками самообслуживания;

• любит слушать потешки, стихи, песни, народные и авторские сказки, рассматривать иллюстрации, двигаться под музыку; проявляет эмоциональный отклик на эстетические объекты (красивые игрушки, бытовые предметы, объекты и явления природы);

• охотно включается в конструирование и разные виды изобразительной деятельности (лепку, аппликацию, рисование), экспериментирует;

• с удовольствием двигается — ходит, бегает в разных направлениях, стремится самостоятельно осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание, ходьба по лестнице и пр.); пытается использовать приобретенные двигательные навыки в новых предлагаемых условиях (преодоление препятствий, расстояний в изменившихся условиях);

• знает и называет членов своей семьи; ориентируется в отношении возраста людей (дедушка, бабушка, тетя, дядя, дети) и гендерных представлений о себе и других людях (мальчик, девочка, тетя, дядя); имеет начальные представления о некоторых профессиях (воспитатель, врач, продавец, водитель).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возрастные особенности детей раннего возраста

Слайд 2

Главная особенность возраста. Ребенок много и разнообразно двигается, продолжает активно осваивать пространство доступными способами (ходит, бегает, прыгает, переползает через предмет или подлезает под ним и др.), уверенно владеет своим телом. Он может активно бодрствовать 6–6,5 часов, но все еще нуждается в полноценном дневном сне, чередовании активности и отдыха.

Слайд 3

Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воображение).

Слайд 4

Особенности эмоционального развития эмоций и чувств. Дети раннего возраста проявляют: - удовольствие; - радость и огорчение; - страх; - смущение; - чувство привязанности; - обиды.

Слайд 5

Развитие речи. Ребенок овладевает разными функциями речи: сигнальной, атрибутивной, номинативной (наименование предметов, качеств, действий), коммуникативной, информативной (в т.ч. обобщающей). Для него становится значимым содержание высказывания, диалога, литературного произведения. Появляются индивидуальные предпочтения в эстетическом восприятии мира (любимые игры и игрушки, книги с картинками, музыкальные произведения, красивые бытовые вещи). Ребенок способен эмоционально откликаться на содержание художественного образа, эстетические качества предметов и выражать свои впечатления в доступных видах художественного творчества. Расширяется и становится более избирательной сфера интересов, культурных практик.

Слайд 6

Развитие культурно-гигиенических навыков. Продолжатся формирование культурно-гигиенических навыков: - ребенок приучен к горшку, к концу третьего года жизни нормой является умение пользоваться туалетом; - учится самостоятельно мыть и вытирать руки, умывать лицо; - умеет надевать основные предметы одежды (надевание майку, натягивать колготки, шорты, носочки).

Слайд 7

Физическое развитие. Двигательная активность становится все более целенаправленной, совершенствуется скоординированность движений, обогащается опыт двигательной деятельности.

Слайд 8

Кругозор. На протяжении третьего года жизни у ребенка формируются разнообразные представления и понятия об окружающем его мире. Он узнает свойства и назначение многих предметов повседневного обихода; не только различает, но называет цвет, форму, размер предметов; ориентируется в основных пространственных и временных соотношениях. У ребенка формируются начальные представления о количестве (много, мало, больше, меньше, один).

Слайд 9

Деятельность. Дальнейшее сенсорное развитие ведет к значительным изменениям в ориентировочно-познавательной деятельности. Развивается новый вид деятельности – наблюдение, оно играет при грамотном руководстве со стороны взрослого ведущую роль в познании ребенком окружающего мира.

Слайд 10

Развитие видов детской деятельности. *Предметная деятельность (занятие с пирамидками, матрешками, мозаикой); *Наблюдения; *Рассматривание картинок, книг; *Элементы трудовой деятельности( самостоятельная еда, одевание, уборка игрушек); *Игры со строительным материалом; *Начало изобразительной деятельности (лепка и рисование); *Начало сюжетных игры (игра с куклой).

Слайд 11

Спасибо за внимания! Презентацию подготовила воспитатель группы раннего возраста 2-3 лет Руденко Олеся Юрьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Возрастные особенности детей раннего возраста.Адаптация детей.

Адаптация детей. Возрастные особенности детей раннего возраста....

Родительское собрание на тему «Возрастные особенности детей раннего возраста. Адаптация детей. Правила посещения детского сада»

Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает мно...

Возрастные особенности детей раннего возраста. Адаптация детей. Правила посещения детского сада

Родительское собрание на тему «Возрастные особенности детей раннего возраста. Адаптация детей. Правила посещения детского сада»...

Консультация для педагогов групп кратковременного пребывания детей 3-го года жизни: «Учёт возрастных особенностей детей раннего возраста при организации предметно- пространственной развивающей среды »

Материал раскрывает возрастные особенности детей 3-го года жизни и особенности организации предметно- пространственной развивающей среды в группе детей  данного возраста ....

Родительское собрание в первой младшей группе «Возрастные особенности детей раннего возраста. Адаптация детей»

Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречае...

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 2-3 лет»

Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 1,5-3 лет&raqu...