Курс развивающих занятий - "Формирование волевой регуляции и коммуникации".
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Голованова Елена Ивановна
Способность к произвольной регуляции является важным фактором психического здоровья ребенка и его успеха в школе. Дети с развитой произвольной регуляцией имеют хорошие отношения со сверстниками, демонстрируют меньше поведенческих и эмоциональных проблем и успешнее овладевают навыками чтения и математики. С другой стороны, дети с трудностями в произвольной регуляции имеют проблемы в поведении, затрудняются в овладении учебными навыками и имеют конфликтные отношения с учителями.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема 2 Курс развивающих занятий по формированию волевой регуляции и коммуникации Материалы для занятий в дистанционном режиме Педагог – психолог Голованова Елена Ивановна

Слайд 2

Развивающие игры, направленные на формирование волевой регуляции и коммуникации Способность к произвольной регуляции является важным фактором психического здоровья ребенка и его успеха в школе. Дети с развитой произвольной регуляцией имеют хорошие отношения со сверстниками, демонстрируют меньше поведенческих и эмоциональных проблем и успешнее овладевают навыками чтения и математики. С другой стороны, дети с трудностями в произвольной регуляции имеют проблемы в поведении, затрудняются в овладении учебными навыками и имеют конфликтные отношения с учителями.

Слайд 3

Тихий колокольчик (для детей с 4 лет) Цель : развитие концентрации внимания и контроля движения, снижение импульсивности. Дети сидят в кругу. Одному из ребят дают колокольчик. Надо отнести колокольчик по кругу тому, кто сидит рядом. Это надо сделать так, чтобы колокольчик не зазвучал – идти медленно и осторожно. Если колокольчик зазвучал, надо остановиться, подождать, когда он утихнет, и идти дальше. Колокольчик должен пронести каждый ребенок.

Слайд 4

Шалтай-болтай (для детей с 4 лет) Цель : снятие мышечного напряжения, расслабление Дети встают в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга и поворачивают корпус вправо и влево. Руки при этом свободно болтаются вдоль тела. Взрослый произносит: "Шалтай-болтай висел на стене, Шалтай-болтай свалился во сне". Дети падают на ковер. Упражнение повторяется несколько раз. Взрослый следит за тем, чтобы дети находились в расслабленной позе.

Слайд 5

Надоедливая муха (для детей с 4 лет) Цель : учить концентрироваться на отдельных частях своего тела, контроль за мелкими движениями Представьте, что вы лежите на пляже, солнышко вас пригревает, шевелиться не хочется. Вдруг муха прилетела и села на лобик. Чтобы прогнать муху, пошевелите бровями. Муха кружиться вокруг глаз – поморгайте ими. Перелетела на щеку, затем на другую – подвигайте губами, надуйте щеки. Уселась на подбородок – подвигайте челюстью и т.д .

Слайд 6

"Молчу - шепчу - кричу" Эта игра развивает способность осознанно регулировать громкость своих высказываний, стимулируя ребенка говорить то тихо, то громко, то вовсе молчать. Выбирать одно из этих действий ему предстоит, ориентируясь на тот знак, который вы ему показываете. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать. Примечание. Эту игру лучше заканчивать на этапе "молчу" или "шепчу", чтобы снизить игровое возбуждение при переходе к другим занятиям.

Слайд 7

"Говори по сигналу" Сейчас вы будете просто общаться с ребенком, задавая ему любые вопросы. Но отвечать он вам должен не сразу, а только когда увидит условный сигнал, например, сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали свой вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке. Примечание. Во время этой игры-беседы можно достигать дополнительные цели в зависимости от характера задаваемых вопросов. Так, с интересом расспрашивая ребенка о его желаниях, склонностях, интересах, привязанностях, вы повышаете самооценку своего сына (дочери), помогаете ему обратить внимание на свое "я". Задавая вопросы по содержанию пройденной в школе темы (можно с опорой на учебник), вы параллельно с развитием волевой регуляции закрепите определенные знания.

Слайд 8

"Час тишины" и "час можно" Эта игра дает возможность ребенку в награду за приложенные волевые усилия сбросить накопившееся напряжение таким способом, каким ему нравится, а взрослому - управлять его поведением и получать иногда такой желанный при общении с активными детьми "час тишины". Договоритесь с ребенком, что когда он занимается каким-то важным делом (или вам необходимо спокойно поработать), то в вашем доме будет "час тишины". В это время ребенок может читать, рисовать, играть, слушать плеер или делать еще что-нибудь очень тихо. Зато потом наступит "час можно", когда ему будет позволено делать все, что угодно. Пообещайте не одергивать ребенка, если его поведение не опасно для здоровья или для окружающих. Примечание. Описанные игровые часы можно чередовать в течение одного дня, а можно откладывать на другой день. Чтобы соседи не сошли с ума от "часа можно", лучше организовывать его в лесу или на даче, где вы не будете чувствовать вину за то, что мешаете другим людям.

Слайд 9

Коммуникативные игры «Вежливые слова" Цель : развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Слайд 10

«Подарок на всех» Цель : развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива. Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик , какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Лети, лети лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг, Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели. Вели, чтобы … В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Слайд 11

«Игры-ситуации» Детям предлагается разыграть ряд ситуаций: Цель : развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику. 1 . Два мальчика поссорились – помири их. 2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его. 3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его. 4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним. 5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе. 6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее. 7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

Слайд 12

«Игры-ситуации» Детям предлагается разыграть ряд ситуаций: 8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять? 9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним. 10. Ребёнок плачет – успокой его. 11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе. 12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки. 13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке. 14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил.

Слайд 13

Уважаемые родители! Присылайте фотоотчёт, пожелания и рекомендации на почту: elena _ psycholog _ dou @ mail . ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование волевой регуляции у детей дошкольного возраста, через двигательную игоровую деятельность

Федосеева Мария Игоревна воспитатель д/с №47Формирование волевой регуляции у детей дошкольного возраста, через двигательную игоровую деятельность(Совместная двигательная игровая деятельность в режимны...

Курс развивающих занятий - "Формирование графомоторных навыков". "Послушный карандаш". "Лабиринт".

Во многих российских регионах с конца марта и до конца апреля введен режим самоизоляции. Для дальнейшего обучения и закрепления материала, предлагаю родителям и детям дошкольникам вернутся к...

Курс развивающих занятий - «Физкультминутки».

Физкультминутка, как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий, достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста....

Курс развивающих занятий - "Комплекс заданий направленных на зрительное и слуховое восприятие, пространственные представления, развитие связной речи и классификацию».

Курс развивающих занятий поможет вашим детям подготовиться к школе. Предпредить те трудности, которые могут возникнуть у детей при обучении чтению, письму и математике....

Курс развивающих занятий - "Экспериментальная деятельность ребёнка".

Экспериментальная деятельность ребёнка«Выращивание лука на окошке»....

Коррекционно-развивающие занятия. Эмоционально-волевая и коммуникативная сфера.

Данные занятия являются частью  программы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы у ребёнка старшего (подготовительного) дошкольногго возраста. Можно использовать, как отдельные занятия, ...

Курс развивающих занятий - «Упражнение на внимание».

Уважаемые родители, Вы заметили, что ребёнок «невнимательный», или услышали эти слова от воспитателя или учителя? Говорят, постоянно витает в облаках… А он действительно невниматель...