Коррекционно-развивающие занятия. Эмоционально-волевая и коммуникативная сфера.
план-конспект занятия (средняя, старшая группа)

Туманова Наталья Васильевна

Данные занятия являются частью  программы развития и коррекции эмоционально-волевой сферы у ребёнка старшего (подготовительного) дошкольногго возраста. Можно использовать, как отдельные занятия, либо данным комплексом - 7 занятий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие 1.Вводное.

Задачи: 1. Установление контакта. 2.Снятие психо -эмоционального напряжения. 3. Создание доверительного, позитивного эмоционального фона.

Методическое обеспечение: игровой персонаж (игрушка), мяч, атрибуты для игры «Светофор» - три палочки с цветами светофора, в виде флажков, кругов, ладошек, музыка.

Ход.

Психолог (от имени игрушки): «Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться! Меня зовут (имя), я пришел к вам с предложением поиграть?! Согласны?! Садимся на поезд! Поехали!» Психолог с воспитателем держатся за руки, имитируя поезд, дети внутри круга. Двигаются вперёд под музыку. «Первая полянка. Знакомство»

  1. Упражнение «Мяч в кругу» - передают мяч, смотрят в глаза и называют своё имя. Далее- цвет, любимое животное.

Психолог: «Едем дальше. Вторая полянка»

  1. Игра «Светофор» (или «Соковыжималка»).
  • «Светофор» - дети хаотично перемещаются по группе, на показанный знак светофора, выполняют оговоренные движения. Красный- стоять, жёлтый- идти, зелёный- бегать.
  • «Соковыжималка»- в круг встают дети по одному, либо по двое, трое. Изображают фрукты. Остальные дети- «соковыжималка» двигаются в центр круга, «выжимая» сок из «фруктов». Затем отходят назад и пьют «сок» из «стаканчиков». При этом отмечают его вкус.

Психолог: «Едем дальше. Третья полянка. А на этой полянке нужно быть осторожными и смотреть под ноги. Здесь живут…Кто? Вы видите, кто здесь? Слышите? Этот ёжик. Видимо он боится нас.»

  1. Игровой этюд «Шли по лесу не спеша».

Дети встают в круг и держатся за руки. Внутри круга на корточках сидит ребёнок.       (Тревожный, робкий, неуверенный). Дети двигаются со словами : «Шли по кругу не спеша, вдруг увидели ежа. Ёжик, ёжик, мы друзья. Дай погладим мы тебя.» Подходят к «ежу» и гладят по спине. Далее ребёнок в кругу сменяется следующим.

Психолог: «Ребята, нам пора возвращаться. Поезд нас ждёт. Отправляемся в детский садик. Вот и приехали. Пора расставаться.»

  1. Прощание. Игрушка в кругу. Передают по кругу и говорят «пожелание» стоящему рядом ребёнку.

  Занятие 2.    

Задачи: 1. Формирование позитивной самооценки. 2. Сближение детей, развитие коммуникативных навыков. 3.Развитие самовыражения конструктивным способом.

Методическое обеспечение: мяч, корабль, нарисованный на ватмане, простые карандаши, музыка.

  1. Упражнение: «Мяч в кругу». Приветствие детей друг друга в кругу. Передавая мяч по кругу называют имя, цвет, животное.

Психолог: «Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие на корабле в неизведанные страны. Кто хочет в это путешествие? Чтобы сесть на корабль (корабль демонстрируется детям), нужно пройти испытания. Первое испытание на внимание, на умение слушать и удерживать свою «фигуру» когда шторм, ветер. Готовы?!»

  1. Игра «Море волнуется раз.».

Психолог: «Молодцы! Выдержали первое испытание. Сейчас- второе. Какие ребята должны быть на корабле? Какие качества у них должны быть?»

  1. Этюд: «Какой я» Дети стоя в кругу передают мяч и называют своё качество характера. Сильный, добрый, смелый, решительный и т.д.

  1. Упражнение «Рисуем себя на корабле». – дети подходят к рисунку корабля и подрисовывают себя на нем, психолог подписывает имена детей (либо сами дети пишут своё имя).

      Психолог: «Вот мы все на корабле! Какие мы молодцы! Ну а теперь отправляемся  

       в путешествие.»

  1. Этюд: «Корабль». Дети сидят на стульях друг за другом, положив руки на плечи впереди сидящему ребёнку. Раскачиваясь напевают куплет:

«А море мечтаем, а море снится нам. Снится как бывалым морякам!»- 2-3 раза.

Психолог: «Молодцы! Вы выдержали все испытания. И вышли в открытое море»

  1. Прощание. Мяч в кругу. Передают по кругу и говорят «пожелание» стоящему рядом ребёнку.



Предварительный просмотр:

Занятие 3.  Тема: «Знакомство».  

Задачи: 1. Формирование позитивной самооценки. 2. Сближение детей, развитие коммуникативных навыков. 3.Развитие самовыражения конструктивным способом.

Методическое обеспечение: игрушка, мяч, лист бумаги А-4 с вырезанной по центру окружностью (диаметр 2 см), покрывало.

Ход.

Психолог (от имени игрового персонажа): «Здравствуйте, ребята! Как я люблю к вам приходить! Мне нравиться играть с вами. А вам? Давайте вспомним правила игры. Первое- быть дружными, уступать друг другу. Второе- держать ровным круг. Какие ещё знаете?»

  1. Упражнение: «Мяч в кругу». Приветствие детей друг друга в кругу. Передавая мяч по кругу поют своё имя, цвет, животное, птицу, дерево.

  1. Игра: «Кто перед тобой». Дети сидят на стульчиках в кругу. Психолог по очереди подходит к каждому ребёнку и предлагает посмотреть в отверстие на листе бумаги и назвать ребёнка, которого он увидит.

  1. Игра: «Кого не хватает». Дети сидят в кругу, закрыв глаза. В центре круга сидит один ребёнок накрытый покрывалом. Дети должны сказать кого нет.

  1. Игра «Секрет» (работа в парах). Дети сидят в кругу, закрыв глаза. Психолог каждому ребёнку в руки дает предмет-секрет. Дети прячут этот предмет. По команде, дети открывают глаза и рассматривают свой секрет. Задание: покажи секрет соседу и посмотри его после просьбы и «волшебных слов» (пожалуйста, спасибо).

Психолог: «Молодцы, ребята! Знаете и умеете говорить «волшебные слова», а сейчас пройдемте на свои места за столами».

  1. Этюд: «Сядьте те, кто, как я…» Дети садятся на свои места по приглашению:

- те, кто родился летом, зимой,

-те, кто занимается спортом,

- любит рисовать и т.д.

6.  Прощание через игровой персонаж.

Занятие 4. Тема «Радость».

 

Задачи: 1. Знакомство с эмоцией «Радость». 2. Развитие самопознания своего настроения. 3.Создание положительного эмоционального фона и эмоциональное раскрепощение.

Методическое обеспечение: иллюстрации эмоций у сказочных персонажей (колобок), цветные карандаши, половина листа А-4, музыка.

Ход.

Психолог приглашает детей в круг для приветствия.

1.Упражнение: «Мяч в кругу». Приветствие детей друг друга в кругу. Передавая мяч по кругу поют своё имя, цвет, животное, птицу, дерево.

Психолог (от имени игрового персонажа): «Ребята! Сегодня я пришла к вам в гости со своим друзьями (на доске вывешены яркие иллюстрации эмоций. Покажите, пожалуйста, грустного, задумчивого, сердитого, радостного колобка. А какой вам больше нравиться?»

Дети выходят и показывают иллюстрацию и мимикой повторяют выбранную эмоцию.

Психолог: «Сейчас, давайте закроем глаза и вспомним свою любимую игрушку. Вспомнили? Подойдите и возьмите её. Танцуем с ней».

2. Танец с «любимой» игрушкой. (музыка)

После танца, все игрушки кладутся в центр круга и по кругу дети танцуют изображая пингвинят, воробышек, котят.

3.Танец «Радости».

4. Рисунок «Радости» (музыка).

5. Демонстрация рисунков в кругу. И объяснение, что нарисовали.

6. Прощание. Упражнение: «Мяч в кругу» - пожелание друг другу.



Предварительный просмотр:

Занятие 5.  Тема: «Гнев, злость».

 

Задачи: 1. Знакомство с эмоцией «Гнев, злость». 2. Развитие самопознания своего эмоционального состояния. 3.Обучение умению контролировать своё эмоциональное состояние.

Методическое обеспечение: иллюстрации эмоций у сказочных персонажей (колобок), картина кактуса с цветами (цветы отдельно), цветные карандаши, половина листа А-4, музыка.

Ход.

Приветствие.

  1. Упражнение: «Мяч в кругу». Приветствие детей друг друга в кругу. Передавая мяч по кругу называют своё имя, цвет, животное, птицу, дерево.

Психолог демонстрирует на доске кактус (без цветов): «Ребята, как вы думаете, какое настроение у этого цветка? Какой он? Злой, сердитый. Сейчас давайте закроем глаза и… раз…два…три…». На доску к кактусу дополнительно прикрепляются цветы. «А сейчас?! Какой он? Радостный, красивый. Какие мы, ребята, когда сердимся? А когда улыбаемся?».

  1. Приглашение детей к доске, показ мимикой эмоции гнева, радости.

Психолог: «Можем ли мы управлять своим настроением? Можем!»

  1. Этюд психогимнастики. «Я сегодня не доволен».

«Я сегодня не доволен, я сегодня не доспал,

крепко я нахмурил брови (хмурят брови)

Подержал так и устал (расслабление).

Лучше я расслаблю лобик (погладили лоб).

Я играть давно хочу и к ребятам подойду».

Психолог: «Есть упражнения и игры, которые помогают нам изменить настроение с сердитого на радостное».

  1. Упражнение: «Рубка дров». Дети в кругу. Руки соединены в ладонях, лежат на плече, имитируя топор. Со звуком «Ха», дети выполняют движения вниз, как будто рубят дрова.
  2. Игра «Насос и мяч». Дети в парах. Один ребёнок сидит на корточках (мяч), второй стоит перед ним (насос). По команде «насосы» начинают «накачивать мячи». Вторые надуваются, поднимаются в полный рост. Затем смена ролей.
  3. Этюд: «Коврики злости». Под музыку дети босиком вытирают ноги о массажные коврики.
  4. Рисунок своего любимого цветка (музыка).
  5. Прощание. Показ рисунка.Пожелание.

     Занятие 6.  Тема: «Страх».

 

Задачи: 1. Знакомство с эмоцией «Страх». 2. Снятие псих эмоционального напряжения. 3.Обучение умению контролировать своё эмоциональное состояние.

Методическое обеспечение: иллюстрации эмоций у сказочных персонажей (колобок), цветные карандаши, музыка.

Ход.

Приветствие.

1.Упражнение: «Мяч в кругу». Приветствие детей друг друга в кругу. Передавая мяч по кругу называют своё имя, цвет, животное, птицу.

Психолог: «Ребята, как вы думаете. Какие чувства испытывает этот колобок?» Показ эмоции страха.

2.Упражнение: «Я боюсь, когда..». Дети предают мяч по кругу и продолжают предложение.

3. Рисунок своего страха.

4. Этюд. «Расправа со страхом». Дети в кругу «расправляются» со страхами- рвут, сминают рисунки, бросают на пол.

5. Этюд псих гимнастки. «Дома я один остался».

«Дома я один остался, поначалу испугался (руки в кулаки прижаты к телу, сгорбились, втянули голову),

Сжался весь, как черепаха, напрягался и сопел.

Надоело мне бояться, лучше плечи распрямлю, глубоко вздохну.

Я такой большой и сильный, не боюсь я ничего! (распрямляются).

6. Игра «Угадай фигуру» Дети рисуют на спине впереди стоящего ребёнка фигуру. Последний говорит какая была фигура.

7. Прощание. «Мяч в кругу». Пожелание детей друг другу.



Предварительный просмотр:

Занятие 7. Обобщающее.

 

Задачи: 1.Закрепление понятий эмоций –страха, гнева, радости, грусти. 2. Развитие самопознания своего эмоционального состояния. 3.Обучение детей игровым приёмам управления свои настроением.

Методическое обеспечение: иллюстрации эмоций у сказочных персонажей (колобок), раздаточный материал «облака настроения», вырезанные из бумаги облака (каждому ребёнку по 2 облака), цветные карандаши, музыка.

Ход.

Приветствие.

  1. Упражнение: «Мяч в кругу». Приветствие детей друг друга в кругу. Передавая мяч по кругу называют своё имя, цвет, животное, птицу, дерево.

Психолог: «Перед вами два облачка. Нарисуйте, пожалуйста, на одном из них, какое у вас сейчас настроение. Кто-то нарисовал грустное? Вспомним, как мы умеем управлять своим настроением.»

  1. Этюд «Я сегодня недоволен, я сегодня недоспал».(см. занятие 5).

Психолог: «А как поднимает настроение игра!»

  1. Игра «Море волнуется раз..» (изменена автором). Вместо морских фигур, ведущий называет эмоции. Дети, замирают, изображая названную эмоцию. «Море волнуется раз, море волнуется два, три… фигура «радости» замри!»

  1. Загадки про эмоции, чтение отрывков из литературных произведений. Дети угадывают и показывают соответствующую эмоцию.

Отрывки: (см.приложение).

Психолог: «А теперь ребята давайте вернёмся к нашим облакам и нарисуем на втором облаке своё настроение».

  1. Прощание. Упражнение «Мяч в кругу».



Предварительный просмотр:

Приложение.

Гнев
К.Чуковский «Краденое солнце»        
И встал медведь,
Зарычал медведь,
И к Большой Реке
Побежал Медведь.
А в Большой Реке
Крокодил лежит,
И в зубах его
Не огонь горит –
Солнце красное,
Солнце краденое.

Удивление.

А.Барто «Машенька»
...Потянулась Машенька
К зеркалу рукой,
Удивилась Машенька:
«Кто же там такой?»

А.Пушкин «Сказка о золотой рыбке».

Удивление, испуг.

В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Гнев.
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».

«Сказка о царе Салтане»

Горе.
В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.

Удивление

Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут».
Чуду царь Салтан дивится,

Злость.
А комар-то злится, злится—
И впился комар как раз
Тетке прямо в правый глаз.

Радость.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана—
И желанная страна


Радость.

Царь глядит — и узнает...
В нем взыграло ретивое!
«Что я вижу? что такое?
Как!» — и дух в нем занялся...
Царь слезами залился,
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу,
И садятся все за стол;
И веселый пир пошел.



Предварительный просмотр:

Литература.

  1. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов" Кряжева Н. Л. - Ярославль: Академия развития, 1996 г.
  2. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения.» Фопель К.- М. Генезис., 1999 г.
  3. И.В. Ганичева. Телесно-ориентированные подходы. К психокоррекционной и развивающей 

работе. С ДЕТЬМИ (5–7 лет). Москва

  1. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. М.: Айрис-пресс, 2004. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа для эмоционально-волевой сферы психики "МОЙ МИР В ЛУЧАХ СОЛНЦА"

Психологическое здоровье ребенка дошкольного возраста характеризуется в первую очередь преобладанием положительных эмоций над отрицательными, и закреплением их в чертах характера и личности детей: пол...

План коррекционно-развивающей работы по эмоционально-волевой сфере с детьми дошкольного возраста

План коррекционно-развивающей  работыпо эмоционально-волевой сферес детьми дошкольного возраста...

Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста

Цель программы: Развитие эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста. Задачи программы:Формирование осознанного восприятия эмоций.Умение адекватно выражать эмоциональные сос...

Коррекционно – развивающая программа "Развитие эмоционально – волевой сферы детей старшего дошкольного возраста"

Работа включает в себя коррекционно - развивающую программу«Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста».Основная цель данной программы – формирование и р...

Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии «Вместе весело шагать»

Коррекционно-развивающая программа формирования эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста средствами арт-терапии...

Коррекционно - развивающая программа на развитие пространственно-временных, коммуникативных и эмоциональных компетенций, произвольной регуляции деятельности для детей 3-4года с ОВЗ

Программа педагога- психолога по развитию и коррекции   пространственно-временных, коммуникативных и эмоциональных компетенций, произвольной регуляции деятельностим у детей младшего до...

Коррекционно- развивающая программа «Вместе веселее» по развитию коммуникативной и эмоционально-волевой сферы дошкольников (средняя группа)

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Вместе веселее»  по развитию коммуникативной и  эмоционально-волевой сферы дошкольников  (средняя группа)...


 

Комментарии

Спасибо Вам за материал! В современных реалиях очень полезно будет!

Смирнова Валентина Александровна

Удачная подборка упражнений. Пригодятся и для детей с интеллектуальными нарушениями в более старшм возрасте. Спасибо за Ваш материал.

Исмаилова Эльвира Анатольевна

Спасибо за материал. Очень познавательно. Обязательно использую ваш опыт в своей работе.