"Волшебные свойства бумаги"
консультация

Стребкова Ирина Евгеньевна

"Волшебные свойства бумаги"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultats_svoystva_bumagi.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

«ВОЛШЕБНЫЕ СВОЙСТВА БУМАГИ»

Сегодня мы поговорим о таком с вами материале как бумага. Каждый знает, что это самый распространённый в работе с детьми материал.

Бумагопластика - это искусство художественного моделирования из бумаги.

Привлекая ребенка к такому виду продуктивного творчества как бумагопластика, развивается ряд психологических процессов: мышление, память, восприятие, осязание.

Дети через практическую деятельность лучше воспринимают пространственное отношение окружающего мира, аналитическое и пространственное мышление, восприятие и воспроизведение детали и целого предмета, объема и плоскости. Также решаются и педагогические задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимание, усидчивости, усердия, аккуратности, сотрудничеству и многому другом. Самоделки из бумаги интересны, разнообразны, оригинальны и всегда привлекательны для детей. Из бумаги дети с удовольствием делают игрушки - сувениры, подарки, открытки к праздникам для своих близких.

Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебноисследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения, умение сопереживать, готовность оказать помощь, желания радовать окружающих результатами своего труда.

Какие же есть виды бумаги и картона?

В качестве основного материала в бумажной пластике используется разнообразная бумага:

1.Цветные салфетки (легко рвется, скатывается в шарики, скручивается в жгуты).

2.Жесткая гофрированная бумага (подходит для моделирования одежды, поля шляпы и

т.д.).

3.Тонкая гофрированная бумага (можно скатывать в жгуты и округлые формы).

4.Цветной картон (служит фоном, придает работе прочность).

5.Глянцевая бумага (при сминании образует сгибы, грани, которые напоминают

неровную поверхность: горы, скалы, море и т. д.).

6. Газета, журналы

7. Декоративная бумага (рисунок которой выполнен самостоятельно с помощью

нетрадиционных техник)

8. Бархатная бумага

9. Бумага для ксерокса

10. Калька

11. Обойная

12. Упаковочная или оберточная

Знакомство со свойствами бумаги.

Знакомство со свойствами бумаги поможет детям при выполнении самых разнообразных изделий. Знание свойств даёт возможность подобрать для изделий нужный материал, а это повышает качество работы и её оформление (Предлагаю сделать на группы старшего иподготовительного возраста наглядное пособие по фактурам и видам бумаги).

В основе технологии конструирования из бумаги лежат приемы ее обработки и способы соединения:

- сминается

-рвётся

-сгибается

-скручивается

-разрезается

-склеивается

-красится

-сшивается

-переплетается.

Знакомя детей с существующими способами обработки бумаги, обращается внимание на изменение характера поверхности листа. Приемом разрывания бумаги мы разрушаем в определенном месте структуру листа, где образуется рыхлая каемочка. Сминанием листа бумаги мы можем получить рельефную или объемную форму, которая образует разнообразные по характеру складки и сгибы.

Не менее интересен прием тиснения бумаги.

Если под лист бумаги подложить какой-либо предмет или шаблон, а затем сверху бумагу прогладить тряпочкой, тупым концом ножниц, то произойдет тиснение, что может расширить творческие замыслы детей.

Виды бумагопластики:

1. Оригами – это способ создания и конструирования из бумажного листа разнообразных поделок и игрушек. Японское искусство складывания фигурок из бумаги.

Традиционным, классическим способом оригамного дела по праву считается работа с квадратом, взятым за основу. Любая фигура выполняется из квадрата большего или меньшего размера путем сгибания, исключая какие-либо надрезы и склеивания.

2. Киригами - искусство изготовления фигурок и открыток из бумаги с помощью ножниц. технология изготовления Киригами предусматривает разметку заготовки, раскрой, сгибание и складывание. Преобладают, как и в оригами, композиции из одной детали, выполняемые из цельного листа бумаги. Бумажные снежинки и декорации и есть первые шаги в изучении техники Киригами.

3. Модульное оригами – это новое модное направление искусства создания бумажных фигурок. Поделки модульного оригами выполняются из нескольких частей – модулей.

Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.

4. Квиллинг – бумагокручение. Искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

5. Плетение – один из наиболее интересных видов художественного творчества, изготовление из плоских лент объёмных изделий. Это плетение ковриков из цв. Бумаги или объёмных ваз и корзин из газет.

6. Торцевание - это своеобразный вид аппликации из бумаги.

Технология торцевания заключается в следующем: из гофрированной цветной бумаги вырезают небольшой квадратик, на середину квадратика ставят торцом стержень (например: не заточенный карандаш) и закручивают бумагу вокруг стержня.

Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают на рисунок, нанесённый на плотную бумагу или картон, и только тогда вынимают стержень.

Каждую следующую торцовку приклеивают рядом, с предыдущей, плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков. Торцевание из бумаги бывает:

• контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения);

• плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка);

• объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение;

• многослойное (торцовки вклеивают друг в друга).

7. Айрис фолдинг — можно перевести как «радужное складывание». Рисунок

заполняется тонкими бумажными полосками, которые, накладываясь друг на друга под определённым углом, создают интересный эффект закручивающейся спирали. Для выполнения ёлочки тебе понадобится лист цветного картона или плотной бумаги, тонкая цветная бумага трёх разных цветов (она может быть однотонная или пёстрая), айрис- шаблон на основе треугольника, который можно построить самостоятельно или

распечатать уже готовый. Для приклеивания используй клеящий карандаш.

8. Аппликация (от лат. «прикладывание») — интересный вид художественной деятельности.

Аппликация – это:

Обрывная аппликация — один из видов многогранной техники аппликация. Основа — лист картона, материал — разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент — клей и ваши руки.

Из бумажных комочков – приклеивание к основе салфеточных комочков, с их помощью можно выложит любую картину.

Объёмная аппликация

9. Коллаж - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк), высушенныхлистьев.

10. Мозаика – это орнаментальное или тематическое украшение поверхности с использованием кусочков рваной или разрезанной разноцветной бумаги

11. Бумага в оформлении интерьеров

12. Из гофрированного картона

13. Дизайнерская бумага

В детском саду дошкольники получают элементарные знания о бумаге и картоне как материале, из которого можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром; елочные украшения, игрушки забавы; открытки, подарки, сувениры и т.д.

Необходимо познакомить детей с такими особенностями бумаги и картона, как толщина, гладкая или шероховатая поверхность, подчеркнуть: бумага различных расцветок дает возможность создавать выразительные поделки. Освоение приемов создания отдельных поделок из бумаги, является начальным этапом. Дальнейшая деятельность детей должна быть направлена на обучение их, объединять поделки на общей основе в соответствии с определенной темой. Причем заполнение подобных панно может осуществляться не сразу, поэтапно, по мере освоения детьми различных приемов изображения. Так у них формируется интерес и желание освоить разные способы изображения различных предметов и образов, их комбинаций между собой, что является важным условием  развития творческих способностей дошкольников. Работа с бумагой проводится в свободное от занятий время. Её цель - закрепление навыков, приобретенных на занятиях по ручному труду.

Рекомендуемая литература к ознакомлению:

1. Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром с помощью техники

оригами. Н.Г. Соловьёва

2. Всё об оригами. Игры и фокусы с бумагой. С. Ю. Афонькин.

3. Самоделки из бумаги. Издательство «Лирус».

4. Модульное оригами – герои любимых сказок. А.А. Зайцева

5. Квиллинг – новые идеи для творчества. А.А. Зайцева.

6. Плетение из бумаги. М.Ю. Спиридонов.

7. Игрушки из бумаги. А.Э. Юртакова.

8. Бумажные человечки. С. Кабачен

9. Кулинарные украшения из бумаги. Бумагапластика/ Г.В.Кириченко - М.: Асстрель:

Полиграфиздат. СПб. Полигон, 2011. -127с.

10. Зайцева, Анна Анатольевна.Бумажная аппликация: идеи для творческих уроков/ Анна Зайцева. - Млосква.Эксмо, 2014. -64с.

11. Сирнов, Дмиртий Сергеевич Оригами/Д.С.Смирнов. -Москва: Издательство АСТ, 2016. -64с.

12.Сержантова, Т.Б. 366моделей оригами/ Т.Б.Сержантова. - М.: АЙРИС - пресс, 2016.-192с.

13. Клочкова С.В. Бумага. Энциклопедия всех техник/ С.В. Клочкова. -М.: Астрель: Полиграф- издательство, 2012. -160с.

14. Кириченко, Г.В. Оригами. Новые идеи/ Г.В.Кириченко - М.: Астриль; СПб.: Полигон, 2012.- 256с.

15.Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г

16. Брыкина Е.К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г.;

17. Куцакова Л.В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”, М:

“Просвещение”, 1990 г.;

18. Шерстюк Ю.В. Цветы из гофрированной бумаги/ Ю.В.Шерстюк. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. -63с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по экспериментированию с бумагой «Знакомство со свойствами бумаги»

НОД по экспериментированию расширяет и уточняет знания детей о свойствах бумаги....

ООД по окружающему миру на тему: «Волшебные свойства бумаги»

Цель: формировать у детей интерес к свойствам окружающих предметов, желание их исследовать....

Проект "Волшебное свойство бумаги

Проект  Волшебное свойство бумаги.Цели:  Развитие  познавательных  способностей  детей  в  процессе   совместной  исследовательской   деятел...

Проект в первой младшей группе на тему: "Волшебные свойства бумаги".

Дети  – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.Экс...

Взаимодействие с детьми и родителями Проект "Волшебные свойства бумаги"

Бумага занимает первостепенное место в жизни людей. Ее изобретение – одно из величайших достижений человечества. И, как бы стремительно не развивалось общество, современные технологии, бумага ос...