ООД по окружающему миру на тему: «Волшебные свойства бумаги»
материал по окружающему миру (старшая группа)

Пихтилева Анна Вячеславовна

Цель: формировать у детей интерес к свойствам окружающих предметов, желание их исследовать. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_otkrytoe.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 26 «Василек»

ООД по окружающему миру на тему:

«Волшебные свойства бумаги»

Подготовила воспитатель:

Пихтилева А.В.

Проверила старший воспитатель:

Проць С.В.

        

                                                 

                                                               

2019 г.

Цель: формировать у детей интерес к свойствам окружающих предметов, желание их исследовать.

Задачи:


Образовательные:

– создать условия для познавательно-исследовательской деятельности  детей;
– формировать и закреплять представления о свойствах и видах бумаги;
– провести опыты с бумагой – научить обследовать предмет, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
Развивающие:

– развивать умение выражать мысли, отвечать на вопросы;
– развивать координацию движений, мелкую моторику рук.

Воспитательные:

-воспитывать доброжелательность, аккуратность.

Оборудование: разная бумага (салфетки, писчая бумага, тонкая бумага, бумага для выпечки, гофрированная бумага, картон,); мольберт с таблицей «Свойства бумаги»; звездочки ; голубое полотно, ножницы (по количеству детей); мисочка с водой; кубики;

Предварительная работа: Просмотр презентации «Откуда пришла бумага ?».  Провести беседу с детьми, рассказать о значении бумаги в жизни человека, о том, из чего и как делают бумагу (просмотр видео); изготовить поделки из бумаги на весеннюю тематику,  аппликации из
бумаги.

Воспитатель (в образе Феи Знаний):

Приветствие

Доброе утро!

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Я улыбнусь Вам в ответ, чтобы весь день у нас было хорошее настроение!

 Воспитатель: «Ребята, я сегодня пришла не одна, а с необычным гостем. Как тебя зовут?»

Почемучка: «Почемучка?»

Воспитатель: «А почему тебя так зовут?»

Почемучка: «Потому что я хочу все знать»

Воспитатель: «Ребята, отгадайте загадку. Тогда вы поймете, о чем мы с вами сегодня будем говорить и что исследовать с помощью опытов.»

Она бывает документом,
Салфеткой, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, билетом,
Альбомом, книгой и при этом
Она бывает оригами.
Что это? Догадались сами?

Дети: «Бумага».

 Герой Почемучка: «А у вас в группе есть что-нибудь из бумаги?»

Воспитатель: «Ребята, а давайте посмотрим, что же у нас в группе из бумаги?»

Дети: «Это салфетки, книги, коробки, открытки, тетради, обои, туалетная бумага».


Дидактическое упражнение: «Какая бумага бывает ?»

Воспитатель: «Ребята, а давайте немного поиграем»

Сейчас я Вам буду называть все виды бумаги, а вы  придумываете  слову  прилагательное, Какая бумага? Самые активные за правильные ответы получат фишки.

Салфетка, картон, открытка, книжка, журнал, фотография, тетрадка

Воспитатель обращает внимание на мольберт.

 Воспитатель: «Ой Ребята, а хотите посмотреть ,что там?»

А там на мольберте – таблица с символами, которые означают разные свойства бумаги
Перед вами таблица со свойствами бумаги. Нам с вами нужно ее запомнить.

Бумага обладает разными свойствами. Я вам помогу узнать про свойства бумаги,

Почемучка: « И я, и я хочу все узнать»

Почемучка выносит, полотно из голубой ткани (2×2 м)

Воспитатель: Мы сейчас с ней проведем опыт.

Ребята, возьмите в руки салфетки и порвите ее на кусочки. А теперь давайте дружно бросайте их на нашу ткань. Смотрите, что происходит с бумагой. Она взлетает легкая, как перышко.  
ЗВУЧИТ песня «Лети перышко» (муз. С. Сысоева, сл. М. Шевчука).

Воспитатель: «Это был первый опыт с бумагой. Какой вывод из него можно сделать?»

Дети: «Бумага легкая, как перышко»

Воспитатель: «Правильно. Давайте отметим первое свойство бумаги на таблице с помощью звездочки.»

Воспитатель дает одному из детей звездочку.
Тот прикрепляет ее к ячейке таблицы, где нарисовано перышко.
При необходимости ему помогает.

Воспитатель: «Молодцы, теперь можно и поиграть. Почемучка помоги мне»

Почемучка раздает детям писчую бумагу.
(Количество листов должно быть по количеству детей

Воспитатель: «Как вы думаете, как с ней можно поиграть?»

Дети: «Можно ее смять и поиграть, как в МЯЧИКИ.

Воспитатель: «Замечательно вы придумали! Давайте играть. Берем нашу бумагу и хорошенечко сминаем, так чтобы у нас получились бумажные мячики»

Почемучка: «Ой, какая интересная игра. У меня как раз есть прыгали.»

Воспитатель объясняет  правила игры.

Дети делимся на две команды по 5 человек  и встаем друг напротив друга. Посередине лежит лента – она служит границей. У каждого есть бумажный мячик. По моему сигналу мы начинаем бросать их на территорию команды соперников. Подбираем и пытаемся забросить мячики до тех пор, пока не закончится музыка. Побеждает команда, на чьей территории окажется меньше комочков.

Воспитатель : «Как хорошо мы повеселились, ребята! Это был второй наш опыт. Что мы узнали из этого опыта?»

Дети: «Что бумага мнется»

Воспитатель:
Правильно, давайте отметим это в таблице.

(Воспитатель дает одному из детей звездочку.  Дошкольник прикрепляет ее к ячейке таблицы,  где нарисована мятая бумага)
При необходимости  Почемучка ему помогает.

Воспитатель: «А сейчас я Вам предлагаю познакомиться еще с одним видом бумаги (гофрированная) и мы с ней будем танцевать.

Почемучка, наши ребята как раз выучили новый танец и могут исполнить его для тебя
Вот только для танца нам нужны ленты, но ленты из бумаги»

Почемучка: «Может, нам поможет в этом  гофрированная бумага?»

Воспитатель: «Действительно, давайте нарежем ленты для танца из этой бумаги. Лучше всего подойдет гофрированная бумага. Подходите к столу и выберете с какой лентой вы хотите танцевать.

Ребята, перед Вами один кусочек ленты. Для того чтобы получилось две ленты, мы берем ножницы и по линии сгиба начинаете отрезать и тогда у нас получиться две ленты.»

(Напомнить про правила пользования ножницами)

(Дети подходят к столам, на которых лежат рулоны гофрированной бумаги и ножницы. Каждый отрезает себе по две ленточки.) Почемучка: «Теперь у нас есть с чем для танцевать. Музыка!»

Звучит вальс из балета Л. Делиба «Коппелия».
Дети берут бумажные ленточки и танцуют.

Воспитатель: «Это был третий опыт с бумагой. Что мы узнали из этого опыта?»

Дети: «Бумага легко режется.»

Воспитатель:
Правильно, давайте отметим это в таблице. Кто мне поможет?

(Дает одному из детей звездочку. Дошкольник прикрепляет ее к ячейке таблицы, где нарисованы ножницы. При необходимости ему помогает Почемучка).

Воспитатель обращает внимание на мольберт»

Воспитатель: «Ребята, вы уже увидели, что бумага легкая мнется, и легко разрезается. А как вы думаете, бумага прочная или нет?

Дети: «Нет.»

Воспитатель: «А давайте мы сейчас это проверим.»

Воспитатель проводит эксперимент с бумагой и кубиком.

Эксперимент с кубиком

Ведущий ставит на стол два кубика, между ними кладет лист бумаги и сверху на лист пытается поставить еще кубик. Лист не выдерживает, и кубик падает. Далее ведущий сворачивается этот же лист гармошкой, кладет на кубики и сверху ставит еще один кубик, и бумага его выдерживает.

Воспитатель: «Смотрите, кубик не падает. Бумага его держит.»

Дети: «Значит бумага прочная?» (Дети начинают сомневаться.)

Почемучка: «Подождите, подождите, сейчас мы сами проверим, давайте проведем эксперимент.»

Эксперимент с бумагой

Воспитатель:

Мы сейчас с Почемучкой возьмем лист бумаги за углы и вместе сильно потянем.

Почемучка и Фея Знаний берут лист бумаги за углы и крепко размахиваются и рвут лист ребром ладони.

(Вместе): «Ну, что мы говорили?»

Воспитатель: «Что мы узнали из этого опыта?»

Дети: «Бумага непрочная.»
Воспитатель: «Правильно, давайте отметим это в таблице. Кто мне поможет прикрепить звездочку?»

Воспитатель дает одному из детей звездочку.
(Дошкольник прикрепляет ее к ячейке таблицы, где нарисована рваная бумага. При необходимости  ему помогает Почемучка )

Под музыку П. И. Чайковского «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик»

Воспитатель шуршит в кармане бумагой.

Воспитатель: «Ой, а что это? Вы слышите ребята? Как вы думаете что это?»

Дети: «Бумага»

 Воспитатель: «Это еще один вид бумаги. Пергаментная бумага или бумага для выпечки. Это специальная кулинарная бумага»

Воспитатель: «Почемучка раздай пожалуйста всем ребятам пергаментную бумагу. Давайте возьмем каждый себе по кусочку бумаги и пошуршим ею. Вы слышите как она издает звук?

Дети: «Да»
Воспитатель: «Ребята, а это был наш пятый опыт. Что мы узнали из этого опыта?»

Дети: «Бумага издает звук.»

Воспитатель: «Правильно, давайте отметим это в таблице.»

( Дает одному из детей звездочку. Дошкольник прикрепляет ее к ячейке таблицы, где нарисована нотка)
При необходимости  Почемучка ему помогает.

Воспитатель: « Слышите как тает снег?
А вы знаете, ребята, что бумага тает, как снег? Вот смотрите. (Мочит салфетку.) Почему размокла эта бумага?» (Дети отвечают.)

Дети: «Эта бумага быстро размокла, потому что она тонкая.»

Воспитатель: «Посмотрите, что произойдет с бумагой потолще. Давайте опустим в воду наш кораблик и посмотрим, что же произойдет с ним.»

Воспитатель: «Какой вывод можно сделать из этого опыта?»

Дети: «Бумага боится воды.»

Воспитатель: «Правильно, давайте отметим это в таблице»

Почемучка дает одному из детей звездочку.
(Дошкольник прикрепляет ее к ячейке таблицы, где нарисована капелька. При необходимости  Почемучка ему помогает. )

Рефлексия

Ребята, давайте поблагодарим Почемучку за то, что помогала нам. Что вы нового узнали о бумаге? Что вам больше всего понравилось выполнять? Какие выводы мы можем сделать по нашей схеме-таблице?

Дети подходят к таблице и еще раз повторяют,

какими свойствами обладает бумага.

При необходимости подсказывает воспитатель.

Дети:

Бумага бывает тонкая и толстая. Она мнется и рвется. Бумагу можно резать. Бумага намокает и впитывает воду. Когда сминаешь бумагу, она издает звук. Бумага легкая. Из нее можно делать поделки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие (познание окружающего мира, изодеятельность) Тема: «Волшебный мир хохломы»

Тема: «Волшебный мир хохломы» В данном занятии преследовалась цель: научить детей выполнять орнамент, правильно составлять композицию, усвоить основные виды хохломского орнамента. ...

Конспект занятия НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Свойства воды» в старшей группе.

Конспект занятия НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Свойства воды»в старшей группе....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Что лучше: бумага или ткань?»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему:«Что лучше: бумага или ткань?»Программное содержание. Закреплять знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах. Учить устанавливат...

Конспект занятия по окружающему миру старший дошкольный возраст"Свойства и виды бумаги".

Расширение и закрепление представлений о свойствах бумаги. Научить детей делать опыты с бумагой....

конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему :"Знакомство детей со свойствами дерева и резины"

Этот материал полезен воспитателям средних групп, в нем дети знакомятся со свойствами  дерева и резины, сравнивая предметы, сделанные из них...

Проект в первой младшей группе на тему: "Волшебные свойства бумаги".

Дети  – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.Экс...