Конспект занятия по окружающему миру старший дошкольный возраст"Свойства и виды бумаги".
план-конспект занятия (старшая группа)

Короткова Екатерина Мехаметовна
Расширение и закрепление представлений о свойствах бумаги. Научить детей делать опыты с бумагой. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_i_vydy_bumagi.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

«СВОЙСТВА И ВИДЫ БУМАГИ ».

Цель занятия : Расширение и закрепление представлений о свойствах бумаги. Научить детей делать опыты с бумагой.

Задачи: Уточнить представления детей о бумаге и ее свойствах, процессе изготовления и ее применение. Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги. Учить анализировать, делать простейшие умозаключения. Развивать обследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность .Систематизировать знания о  свойствах бумаги, ее видах и назначении. Формировать навыки нетрадиционной техники в рисовании пейзажей, развивать фантазию и цветоведение, внимание, память и мышление, развивать мелкую моторику рук.

Обогащение словаря : шероховатый, глянцевый, калька, копировальная бумага, колорит и др. Предварительная работа : знакомство с основными свойствами бумаги в процессе опытно-экспериментальной деятельности детей, рассматривание пейзажей, выполненных в нетрадиционной технике, знакомство с физической картой мира и глобусом, беседы на тему «Бумага в нашей жизни»,

Материалы и оборудование : Бумага разных видов, плотности и назначения, столы для экспериментирования, емкости с водой, индивидуальные салфетки, краски акварельные, чемодан для художника и рабочие места для творчества.

Ход занятия.

Воспитатель входит с глобусом. Вместе с детьми рассматривают, вращают вокруг оси, изучают. - Дети, что это такое?

 - Глобус –

 А что такое глобус?

-Это модель Земли?

- А что такое модель?

- Это наша планета в сильно уменьшенном размере, в миллионы раз.

 - Посмотрите на нашу планету, почему она такая разноцветная? Что обозначают цвета на глобусе. - Цвета обозначают воду и сушу. Суша – это горы, пески, леса, равнины и др.

 - Какого цвета очень много на глобусе?

- Голубого, синего. - Почему?

 - Потому что вода составляет одну третью часть всей поверхности Земли.

- А какого цвета очень мало? - Зеленого.

 - Как вы думаете, почему?

 - Потому что лесов очень мало. Они горят, их рубят, деревья стареют и болеют.

- А для чего рубят леса? - Леса рубят для строительства домов, коттеджей, для изготовления мебели и бумаги.

 - Мы встречаемся с бумагой в нашей обыденной жизни очень часто. И сейчас вы ее наверное тоже видите?

 - Да, видим книги, альбомы, карты, глобус, разные виды бумаги.

 - Все эти вещи очень нужны нам в детском саду, в школе, дома, потому что без них невозможно научиться чтению, письму, конструированию, грамоте и другим полезным делам, если мы не будем читать газеты, мы не узнаем, что происходит в мире и в нашей стране. Но что же нам делать, как помочь лесам, как спасти их от вырубки. Как быть нам, маленьким друзьям леса?

 - Мы будем принимать активное участие в охране природных богатств нашей Родины: не будем жечь костры в лесу, не будем оставлять мусор за собой, ломать ветки, кричать в лесу, разрушать гнезда птиц, которые живут в дуплах и поедают личинок вредных насекомых, ходить будем только по тропинкам, сохраняя жизнь насекомым, живущим в траве, спиливать старые больные деревья, которые вредны для всех. А чтоб не рубили молодые сильные деревья, будем собирать макулатуру, тем самым сбережем очень много лесных насаждений.

 - Дети, сегодня мы будем с вами экспериментировать. А что такое эксперимент (это опыты, пробы). Так же как и все материалы, бумага тоже имеет разные свойства. Все свойства бумаги мы сейчас с вами увидим в опытах. Но перед экспериментированием надо немножко подвигаться. (Ребенок показывает движения, все вместе выполняют их и повторяют за ней текст).

Физминутка. Мы сначала будем топать, а потом мы будем хлопать

А сейчас мы вместе сядем, встанем

 – будем взрослым дядей

Наклонитесь ниже, ниже, головой к коленям ближе

А сейчас вы потрудитесь – хорошенечко прогнитесь

 Головою покрутите и плечами повертите

Ну-ка дети, не устали, сели-встали, сели-встали,

 все руками помахали, и ко мне все подбежали

 А теперь мы повернемся и все вместе засмеемся

Экспериментально-исследовательская деятельность. Дети, подойдите к столу для экспериментирования. Сейчас мы будем ставить первый опыт и познакомимся с первым свойством бумаги – бумага мнется. Вот у нас лежат несколько образцов бумаги разной плотности и назначения, попробуем ее помять. Какая бумага легче мнется, тонкая или плотная (бумага мнется вся, но тонкая бумага легче мнется, и пальцы не устают). Это первое свойство бумаги.

Второе свойство бумаги – бумага рвется. Возьмите любой кусок бумаги и начните ее рвать. Легко ли рвать плотную бумагу, или легче рвать тонкую? Сейчас мы опустим в воду плотную бумагу, и через несколько минут начнем ее рвать. Как она стала рваться после намокания? Легче, чем до намокания. .

Третье свойство бумаги – бумага намокает, впитывает в себя влагу. Мы помоем в емкости с водой кисточку с синей краской, а потом опустим в эту воду белую бумагу. Бумага сразу впитает в себя жидкость и станет синей.

Четвертое свойство бумаги – бумага гнется. Возьмите листы бумаги разного цвета и плотности, сложите лист на два прямоугольника, четко выделите линию сгиба, а потом разверните бумагу и попробуйте удалить линию сгиба. Получится ли это у нас? (не получится, потому что линия уже оставила отпечаток на бумаге).

Пятое свойство бумаги – бумага горит и легко воспламеняется. Это свойство бумаги мы экспериментировать не будем. Как вы думаете, почему? Потому что это очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму глаз и др. А если это где-то произойдет, вы обязательно должны помочь, хотя бы вызвать пожарников и скорую помощь.

 - По каким номерам вы будете звонить и просить о помощи? (номер 01, номер 02, номер 03). Виды бумаги. Для письма и печати (книги, журналы, газеты, тетради) Отделочный материал (обои) Поделочный материал (оригами, папье-маше) Декоративная (внешне похожа на бархат, мрамор, кожу; применяется для отделки книжных переплетов, оформления книжно-журнальной продукции) Упаковочный материал (фантики, мешки, коробки) Чистящий материал (туалетная бумага, салфетки) Для производства денег Подложка для нанесения химических реактивов ( фотобумага, наждачная бумага).

Игровая деятельность . Игра «Найди на ощупь». У нас сейчас будет интересная игра, мы будем определять на ощупь плотность и фактуру бумаги. Помогать нам будут подушечки пальцев, глаза мы закроем шарфиком. Дети подходят к столу, воспитатель завязывает глаза, дает им в руки кусок бумаги, и дети определяют, какая бумага (шероховатая, глянцевая, тонкая, бархатная, гофрированная и др.)

 -_Понравилась ли вам наша беседа? Что интересного вы сегодня узнали о бумаге? Какое свойство бумаги чаще всего мы используем в жизни (на ней рисуем, пишем, из нее делаем оригами, рваную аппликацию и др.) - А как вы будете бороться за сохранение наших лесов? (беречь леса, собирать макулатуру, беречь и хранить интересные книги, не пачкать и не рвать, передавать их из поколения в поколение, постараться в жизни посадить хоть одно дерево). Любить свой край, свою Родину. - Молодцы, вы настоящие друзья леса. Попробуйте дома еще провести опыты, как мокрая бумага прилипает к стеклу, как выполнить аппликацию путем обрывания бумаги и т.д. А потом нам расскажете об этих экспериментах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: "В гости к весне" (игровая ситуация для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГТ)

Игры-путешествия с познавательной направленностью и неожиданным участием сказочных героев вызывают большой интерес у детей старшего дошкольного возраста. Они способствуют закреплению усвоенных ранее з...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (старший дошкольный возраст подготовительная группа) "Кругосветное путешествие"

Это занятие продолжает знакомить детей с материками и океанами, животным миром различных материков, а также воспитывает у детей любовь и бережное отношение к природе. Формирует представление о разнооб...

Конспект занятия-экспериментирования с детьми старшего дошкольного возраста "Свойства воды"

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды ( не имеет цвета, формы, вкуса, запаха; можно налить, перелить) Учить детей сравнивать свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия....

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: Интегрированная ООД «Познавательное развитие». Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода»

Интегрированная ООД «Познавательное развитие».Ознакомление с миром природы с использованием ИКТ в группе детей старшего возраста на тему «Волшебница вода» Програмное содержание: Познав...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Ознакомление со свойствами бумаги»

Помочь детям с помощью разнообразных приёмов определить свойства бумаги.Продолжать знакомить детей с методическим приёмом – эксперимент.Развивать мышление, творческое воображение....

Итоговое занятие по окружающему миру (старший дошкольный возраст)

Итоговое занятие по окружающему миру (старшая группа)...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (старший дошкольный возраст) «Насекомые»

Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миром (старший дошкольный возраст) «Насекомые»подготовила   воспитательСаратовская Наталья Васильевна Цель занятия: ут...