Интегрированное занятие (познание окружающего мира, изодеятельность) Тема: «Волшебный мир хохломы»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) по теме

Тема: «Волшебный мир хохломы» В данном занятии преследовалась цель: научить детей выполнять орнамент, правильно составлять композицию, усвоить основные виды хохломского орнамента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannoe_zanyatie_po_khokhlomestarshaya_gr.doc321.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие (познание окружающего мира, изодеятельность)

Тема: «Волшебный мир хохломы»

Цель: Научить детей выполнять орнамент, правильно составлять композицию, усвоить основные виды хохломского орнамента.

Задачи:

1.Расширять представления детей о традициях декоративно-прикладного искусства.

2.Воспитывать интерес к народным промыслам, любовь и уважение  к труду народных мастеров-умельцев.

3.Развивать детскую фантазию, воображение, тонкий художественный вкус, чувство гармонии.

Материал:

Для воспитателя: репродукции хохломской росписи, наборы хохломской посуды, технологические карты выполнения узора, мольберт, магнитная доска, ноутбук для показа слайдов.

Для детей: краски акварельные, кисти № 1- 2-3, подставки под кисточки, стакан непроливайка, ватные палочки, салфетки.

Предварительная работа:

1.Беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.

2. Рассматривание изделий декоративно-прикладного искусства.

3.Рассматривание альбомов декоративно-прикладного искусства.

4.Рисование элементов хохломского узора, составление композиций.

5.Изготовление с детьми альбома  «Волшебный мир хохломы».

6.Заучивание стихов о русских народных промыслах, загадывание загадок.

7.Дидактические  игры: «Золотая хохлома», «Составь узор».

8.Изготовление с детьми заготовок «Ваза» из соленого теста.

Теоретическая часть занятия.

               

                Сегодня день у нас особый,

                Я приглашаю вас друзья.

                А вы со мной идти готовы?

                В чудесный мир зову вас я.

-Ребята, а вы хотите очутиться в волшебном мире хохломы?

Дети: Да?

-Тогда закройте крепче глазки и считаем до 8. (дети закрывают глазки и считают, а воспитатель этим временем ставит стол с хохломской посудой).

-Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы с вами попали в царство «Золотой хохломы». И чего здесь только нет – поварешки, чашки, ложки  и диковины-ковши.

- Вы разглядите,  не спешите.

- Тут травка вьется и цветы небывалой красоты!  

Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые (дети рассматривают выставку).

- Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда? (радостное, веселое).

-Почему роспись называется хохломской? (эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома). Правильно!

-Ребята, а вы знаете, что существует интересная легенда о «Хохломе»? Вот послушайте…

- Жил в давние времена в Москве мастер – иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, чтобы отразилась в нем красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

 Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

 Наконец, дошла слава и до грозного государя, и приказал он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо – художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли.

 Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

 Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но ее правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.

 

- Ребята, расскажите  мне  из чего мастера делали свою посуду? (из дерева липы и березы).

- Какой цвет использует художник в хохломской  росписи? (красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).

- Назовите элементы узора в хохломской росписи? (завитки, травинки, капельки, кустики, листочки, ягодки).

- А какие ягоды рисуют художники? (клубнику, малину, чёрную и красную смородину, рябину, крыжовник, бруснику).

 -Молодцы, ребята! А сейчас мы с вами поиграем. Я раздам вам карточки с элементами хохломской росписи, а вы должны будите  правильно их назвать. Согласны? (проводится  Д / игра «Угадай-ка»).

   Завитки

   Усики

   Листочки

   Клубнички

   Рябинки

- А теперь ребята, приглашаю вас на необычную выставку в виртуальный выставочный зал, где мы с вами увидим не только расписную посуду, но и хохломские узоры на современных предметах (показ слайд-шоу).

- Ребята,  в нашу страну приезжают гости из разных стран  и каждый хочет увезти из России на память сувенир. Идут гости в специальные магазины – художественные салоны и покупают там нарядные хохломские изделия!

           Через горы и моря, восхищается весь мир-

           Ай да русский сувенир! Ах, какие чудо - краски!

           И по свету бродят сказки, и улыбки хохломы!!!

- Ребята, а вы хотите стать мастерами- художниками?

(Да).

-Тогда приглашаю вас в мастерскую художников. Но, перед тем как стать мастерами, мы с вами отдохнем (перерыв 5 мин., подготовка ко 2-ой части занятия)

Практическая часть занятия.

-Посмотрите, сколько здесь стоит вазочек (дети находят свои заготовки, которые были сделаны заранее из соленого теста и проходят на свои места).

-Прежде чем начать украшать вазу, давайте вспомним последовательность.

-С чего начнем? ( С каймы внизу и  вверху изделия). Что будите рисовать после? (Завиток, изогнутую веточку). Почему? (Завиток- главный элемент хохломской росписи, потому, что на нем рисуют все остальные элементы).

- Что будите изображать на завитке сначала, что потом? (Сначала  крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: капельки, травку, завитки и т.д.).

- Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти).

- Что вы можете использовать для рисования ягод? (Кисть, ватную палочку).

-Какие цвета будите использовать? (Красный, черный, зеленый).

- Молодцы, ребята, вы все знаете!

- А сейчас небольшая разминка.

Физкультминутка.

 Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо-влево).

Наше чудо –дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Мы рисуем хохлому (правой и левой рукой рисуем узоры в воздухе).

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

Нарисуем травку (правой и левой рукой рисуем травку в воздухе).

Солнечною краской (руки потянуть вверх, через стороны опустить вниз).

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо-влево).

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).

- А теперь ребята, каждый из вас  превратится в мастера и украсит вазу настоящим хохломским узором.

Все приступаем, не забываем про основные цвета, используемые в хохломе.

       

А  теперь ребята, берите свои работы и выставляйте на подставку (работы  выставляются на  подставку  и проводится их анализ).

Итог занятия.

-Посмотрите, какая чудесная получилась посуда – яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился свой, неповторимый узор. Как красиво вот здесь выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки. Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались!

- А что больше всего понравилось вам, и почему? (2-3 ребенка дают анализ работ сверстников).

- Да, такую посуду не стыдно и предложить нашим гостям! (дети выставляют свои работы на выставку).

Спасибо!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного занятия по окружающему миру на тему: "Одуванчик".

Продолжать знакомить детей с представителями растительного мира родного края. Расширить и уточнить знания об одуванчике. Учить подбирать образные слова. Познакомит...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру на тему: "Зима"

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру на тему: "Зима"...

Открытое занятие по познанию окружающего мира по теме : Путешествие к животным Севера и жарких стран

Цель: Систематизировать знания детей о диких животных.Задачи:·        Образовательные: Совершенствовать первоначальные представления детей о диких животных Севера и ...

Конспект занятия. Средняя группа «Звездочки». Познание окружающего мира на тему: «Путешествие в зимний лес»

Цель:Развивать любознательность, познавательные интересы, творческие способности, умение сравнивать и обобщать. Задачи:Образовательные задачи:- продолжать знакомить  детей с лесом;- формиров...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру на тему: "Ягоды" (средняя группа)

Вашему вниманию представлен конспект интегрированного занятия по окружающему миру на тему: Ягоды....

Интегрированное занятие по окружающему миру на тему: «Бросим умный взгляд на мусор».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Бросим умный взгляд на мусор»....