Играем с пальчиками развиваем речь.
консультация

Петухова Марина Владимировна

Консультация для родителей. Играем с пальчиками развиваем речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_s_palchikami_razvivaem_rech.docx31.32 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ  Детский сад№227

Консультация для родителей.

«Играем с пальчиками - развиваем речь».

                                                             Подготовила: Петухова М.В.

г. Ярославль.

Пальцы помогают говорить

  Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно- психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики.

 Сенсомоторное развитие в дошкольном возрасте составляет фундамент умственного развития, а умственные способности начинают формироваться рано и не сами собой, а в тесной связи с расширением деятельности, в том числе и общей двигательной, и ручной.

   Начало развитию мышления дает рука. В процессе деятельности мышцы руки выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов). Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительным, слуховым и обонятельным в сложные интегрированные образы и представления.

   Организуя работу с детьми, взрослый должен помнить: им непросто заниматься трудовой деятельностью, и прежде всего доводить начатое дело до конца. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а самостоятельная работа над заданиями укрепляла уверенность в своих силах

   Поэтому взрослый должен быть готов помочь своему ребенку.Развитие мелкой моторики находиться в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.

Желательно ежедневно выполнять какие- либо упражнения по развитию мелкой моторики:

- разминать пальцами пластилин,

- запускать мелкие волчки,

- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу,

- кистями рук делать «фонарики»,

- собирать и разбирать пирамидки,

- нанизывать бусины или крупные пуговицы на нитку или проволоку,

- застегивать и расстегивать пуговицы, крючки,

- завязывать и развязывать узлы и т.д.

Внимательно следите, чтобы упражнения выполнялись правильно.

Чередуйте разные виды деятельности. Поощряйте творческую активность ребенка.

Проводите занятия эмоционально, хвалите малыша.

Играем пальчиками и развиваем речь

   Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже мистическим. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, создавали все необходимое для жизни…

   Одним из показателей и условий хорошего физического и психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или , как принято называть мелкой пальцевой моторики.

   Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе двигательной и ручной.

   Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связаны с речевой функцией. Первой формой общения были жесты, постепенно они стали сочетаться с выкриками. Движения пальцев постоянно совершенствовались, в связи с этим происходило увеличение движений проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи шло параллельно.

   Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда они достигают достаточной точности, начинается развитие речи.

   Работу по тренировке пальцев можно начинать с детьми 6- 7 месяцев. В этот период полезно делать массаж- поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью. С 10 месяцев можно давать пирамидки, крупные игрушки и т.д.

Детям младшего дошкольного возраста для развития мелкой моторики можно предложить:

- мозаику,

- наборы колец,

- наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия,

- пальчиковый и настольный театр и т.д.

  Тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, работоспособность коры головного мозга. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движении, что в дальнейшем облегчает приобретение навыков учебной деятельности.

Выполняя  логоритмические упражнения развиваем речь.

Машина

Би-би-би                       дети ритмично постукивают кулачком одной                                              

Гудит машина.             руки о ладонь другой.

                                               

Тук-тук-тук-                                        ритмично хлопают руками                                            

Мотор стучит.

                                                                 

-едем, едем, едем, едем,-                    ритмично потопывают ногами

Он так громко говорит.

Часы

Ходят часики –                                дети сгибают руки в локтях и  

Тик – так                                          ритмично покачивают из стороны

И вот так, и вот так.                        в сторону(стрелки)

Громко бьют часы кругом:            ритмично хлопают руками

-бом- бом-бом, бом- бом- бом.

Дождик

Майский вдруг закапал дождь          ритмично щелкают

Кап- кап- кап- кап.                              пальцами рук

И по лужам ты идешь                        ритмично притопывают

Так- так- так- так.

Насекомые над лугом

-Жу- жу- жу,- жужжит пчела:        дети машут руками,

-Я лечу издалека.                             как крылышками

-Зу- зу- зу,                                       ритмично «выбрасывают»

Комар пищит.                                 указательные пальцы вперед                                                                

-Уф- уф- уф, как паровоз

Шмель пыхтит,                              ритмично притопывают

Пыльцу привез

Семья

Этот пальчик- дедушка,            поочередно сгибаются все

Этот пальчик- бабушка,            пальцы в кулак

Этот пальчик- мамочка,

Этот пальчик- папочка,

Этот пальчик- я,

Вот и вся моя семья

Пальчик- мальчик

Пальчик- мальчик, где ты был?     поочередное прикосновение

С этим братцем в лес ходил,          большого пальца к пальцам руки

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Апельсин

Мы делили апельсин.                     начиная с мизинца, загибать

Апельсин всего один.                     все пальцы

Эта долька для кота,

Эта долька для ежа,

Эта долька для чижа,

А для волка - кожура.

Цветы

Наши алые цветки                           пальцы постепенно

 Распускают лепестки.                   «раскрываются» в цветок

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки                          закрываются

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

Мы писали

Мы писали, мы писали,

А теперь все дружно встали,           встать

Ножками потопали,                          потопать

Ручками похлопали,                         похлопать

Затем пальчики сожмем.                  сжимать и разжимать

Сядем и писать начнем.                    Пальцы

Динамические упражнения для развития мелкой моторики

Комплекс № 1

-поочередное прикосновение большим пальцем к указательному, среднему, безымянному и мизинцу.

-то же самое другой рукой.

- то же самое двумя руками одновременно.

Комплекс № 2

- пальцы правой руки «здороваются» по очереди с пальцами левой руки.

- поочередное сгибание пальцев правой ( левой ) руки, начиная с мизинца.

- сжать в кулак правую ( левую ) руку, поочередно разгибать пальцы , начиная с большого.

Комплекс № 3

-« Молоточки»

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх под прямым углом – это «молоточки», которые заколачивают гвозди .

Движения сопровождаются словами:

Тук да тук, тук да тук,

Раздается звонкий стук.

Молоточки стучат,

Строят домик для бельчат.

Вот какой хороший дом.

Как мы славно заживем.

Комплекс № 4

-« Прятки»

Последовательное соединение пальцев с большим пальчиком, с удерживанием и проговариванием потешки:

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Раз, два, три, четыре, пять,

Ловко прячемся опять.

Комплекс № 5

- « Детки»

Поднять кисть правой ( левой) руки вверх, широко раздвинув пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.

Движения сопровождаются словами:

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем пальчики считать-

Крепкие дружные,

Все такие нужные…

Статические упражнения для развития мелкой моторики

1.Жук

Сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны – «усы». Жук шевелит « усами».

2. Коза рогатая

Пальцы рук поджать, только указательный и мизинец держать выпрямленными. «Коза – забодает, забодает».

3 .Очки

Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук.

Это «очки».

4. Крыша домика

Создать угол-«крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится «крыша» домика.

5. Шарик

Кончики пальцев обеих рук прижать друг к другу, ладошками образовать «шарик».

6. Цветок

Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть, нижние части ладоней прижать друг к другу. «Цветок» закрывается и раскрывается.

7. Бабочка

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Движениями рук имитировать полет бабочки.

8. Птичка пьет водичку

Поставить руку локтем на стол. Пальцы сложить в виде клюва. Ритмично наклонять кисть руки вверх – вниз. «Птичка» пьет водичку.

9. Лодочка

Ладонь руки – вверх, сложить пальцы «лодочкой». Плавно двигать кисть руки влево – вправо.

10. Веселый оркестр

Имитировать игру на разных музыкальных инструментах.

11.Человечек

Средний и указательный пальчик на стол, остальные сжаты в кулак. Пальчики шевелятся – «человечек» гуляет.

Пальчиковые игры с предметами

«Котята»

Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук, учить подражать движениям.

Материал: маленькие резиновые игрушки – пищалки.

Ход: раздать детям игрушки и предложить сжать их в кулачке. Действия сопровождать стихотворением:

Ты, котенок, не пищи,

Лучше маму поищи.

«Найди игрушку!»

Цель :развивать хватательные движения, мелкую моторику.

Материал : миска, разные виды круп или песок, мелкие игрушки.

Ход : насыпать в миску крупу или песок, спрятать в нее игрушку и предложить детям ее найти.

Объяснить, что надо действовать аккуратно, чтобы не рассыпать.

«Где шарик?»

Цель: развивать соотносящие движения рук, развивать моторику.

Материал: мелкие шарики.

Ход: раздать детям шарики и предложить спрятать их в ладонях. Перемещать шарик из ладошки в ладошку.

«Бумажные снежки»

Цель: развивать силу рук, мелкую моторику.

Материал: листы бумаги.

Ход: раздать детям листы бумаги и предложить смять их в «снежки».

« Веселый шнурок»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

Материал: шнурки или ленточки.

Ход: предложить наматывать шнурок на пальчик.

Движения сопровождаются словами:

Вверх шнурок, вниз шнурок,

И еще разок.

Вот какой у нас узорчик,

Вот какой у нас заборчик!

«Веселые прищепки»

Цель: развивать силу рук, мелкую моторику.

Материал: прищепки.

Ход: перед началом игры прикрепить прищепки в разных местах группы. Предложите малышам собрать веселые прищепки, которые разбежались по всей группе.

Развитие мелкой моторики рук

         Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.

           Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.

                   Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.

                   Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.

   Многие упражнения можно выполнять дома

Волшебная ложка»

Поставить на стол две чашки: слева - чашку с крупой, а справа - пустую. Двигая рукой ребенка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой.

Задача: аккуратно пересыпать всю крупу.

Бумажные снежки»

Дайте ребенку лист бумаги и попросите ее скомкать (только объясните, что комкать можно ненужную бумагу). А теперь можно поиграть в «снежки».

Собери палочки»

Рассыпьте перед ребенком счетные палочки.

Задача малышу: собрать все палочки по одной обратно в коробку.

Праздничный салют»

Попросите ребенка разорвать листочки бумаги на маленькие кусочки.

Затем взять кусочки и подбросить вверх, вот и «салют». А потом все собрать.

  Массаж и самомассаж рук

 Массаж  является несложным, но весьма эффективным методом развития  моторики рук. Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребенку. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец - с сердцем, безымянный - с печенью, средний - с кишечником и позвоночником, указательный - с желудком, большой - с головным мозгом.

Упражнения, которые можно самостоятельно выполнять дома:

 *Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начиная с мизинца. Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому суставчику.

 * Помассируйте  подушечки пальцев малыша, производя легкие нажатия      

   на них. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.

 *Массаж всей руки. Осторожно помассируйте руку ребенка путем поглаживающих и растирающих движений ладони от кисти к плечу.

Упражнения, которые малыш может выполнять самостоятельно

 *Предложите ребенку покатать карандаш между ладоней или по столу. ( Карандаши можно брать с ребристой или ровной поверхностью). Учите катать карандаш по столу сначала одной рукой, потом другой и вместе обеими руками.

 * Предложите ребенку покатать шарики ладонью по столу

(вперед - назад, в стороны, по кругу). Можно предложить покатать шарики между ладоней.

 * Предложите ребенку покатать грецкий орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки.

Статические и динамические упражнения для развития мелкой моторики

Статические упражнения

«Очки»

Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам.

«Бинокль»

Большой палец каждой руки вместе с остальными образует кольцо.

Поднесите к глазам и посмотрите в «бинокль».

«Зайчик»

Указательный и средний пальцы подняты вверх и разведены в стороны, остальные прижаты к ладони. Пошевелить указательным и средним пальцами - «зайчик» шевелит ушками.

По аналогии можно самостоятельно придумывать  фигуры других животных или разные предметы.

Динамические упражнения

«Человечек»

 Топ- топ - топают ножки,

 Человечек идет по дорожке.

Поставить средний и указательный пальцы на стол или на пол - «человечек» гуляет.

«Семья»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

Поочередно загибать пальцы в кулак или разгибать их, сопровождая стихотворением. По аналогии можно обыгрывать и другие стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Играем с пальчиками - развиваем речь"

Ученые сходятся во мнении, что развитие речи ребенка напрямую зависит от развиия мелкой моторики пальцев рук. Начинать эту работу следует родителям с самого рождения: сначала легкий массаж, потом игры...

" Играем с пальчиками- развиваем речь"

Сообщение из опыта работы по развитию мелкой моторики и связной речи у дошкольников....

консультация для родителей : "играем с пальчиками-развиваем речь".

большой положительный эффект в формировании детской речи-играет развитие мелкой моторики рук....

Конспект организованной образовательной деятельности 2-3 лет "Играем с пальчиками развиваем речь"

Развитие речи, закрепление пройденного материала в младшей группе...

Буклет "Играм с пальчиками-развиваем речь"

В буклете представлены игры с пальчиками, с кубиками, с пуговицами, с кольцами, с палочками....

Мастер класс с родителями "Играем с пальчиками - развиваем речь!" с использованием ЭОР

Задачи:vСоздание атмосферы эмоционального комфортаvОбучение родителей играм и упражнениям, помогающим развивать устную речь ребенкаvАктивизация речевого общения в семье.Наша речь имеет неврологические...