РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ 2018-2019 г.
консультация

Рахимьянова Наталья Романовна

 

  1. Родительское собрание творческой  группы    "Клуб родителей будущих первоклассников Ноябрь 14, 2018   
  2. Родительское   собрание в группе № 11 (возрастная группа дети  6-7 лет.). Психологическая готовность к обучению в школе  Октябрь 10. 2018
  3. Родительское  собрание   Встреча с родителями  вновь прибывших детей . Сообщение педагога-психолога  на тему "Как помочь ребёнку адаптироваться к детскому саду" Собрание для родителей вновь поступающих детей.    Июнь 14, 2018

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая готовность

к обучению в школе

                          Сообщение   на родительском собрании

                                                     педагога-психолога  Рахимьяновой Н. Р.

октябрь 2018 г.

Психологическая готовность к обучению в школе – комплексное понятие, включает  интеллектуальную готовность, личностную готовность, мотивационную готовность,  физиологическую готовность.

1. Интеллектуальная готовность  предполагает развитие высших психических функций: внимания, памяти, сформированность мыслительных  операций:  анализа, синтеза, обобщения, серизации, сравнения,  определение логических закономерностей, умение устанавливать скрытые закономерности, связи между явлениями и событиями. Наглядное мышление  дошкольника не позволяет определять скрытые закономерности (феномен Пиаже).  Интеллектуальная готовность к школе связана с потребностью ребёнка находить логические связи, скрытые закономерности в  явлениях окружающего мира.

Развитие логического мышления связано с умением находить сходство-различие, обобщать, назвать лишний из предложенных предметов; расположить картинки, связанные сюжетом, в нужной последовательности.

У  дошкольников мышление  наглядно образное,  а в школе преимущественно  при выполнении заданий  требуется абстрактное,  словесно-логическое мышление.

Рассмотрим, в какой степени компоненты школьно-значимых функций сформированы у дошкольников.

КОМПОНЕНТЫ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (умение найти сходство-различие, обобщать, назвать лишний из предложенных предметов; расположить картинки, связанные сюжетом, в нужной последовательности

У  дошкольников мышление  наглядно образное,  а в школе требуется абстрактное,  словесно-логическое мышление.

- РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ (норма при запоминании 10 слов - 6 и более слов);
-
чистоту произношения; умение повторить сложное слово; умение различать звуки в словах

Память преобладает непроизвольная, к концу дошкольного возраста   становится способным запоминать слова (10 слов), заучивать стихотворения и небольшие тексты с опорой на наглядный материал.

-  РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО  ВНИМАНИЯ (умение работать над учебным заданием в течение 10 минут, не отвлекаясь);

У дошкольников внимание непроизвольное,  способность заниматься продуктивно одним делом м.б.  не более 10  минут  

 РАЗВИТИЕ  ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ (умение назвать, где находится предмет - справа, слева, за, над, под и т.д.);

Полезно выполнять упражнения на  развитие ориентации в своем теле (возьми правой рукой кончик носа, левой  правое  ухо), ориентацию в пространстве .

- ОБЩУЮ ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ ребенка об окружающем мире;

Уровень познания окружающего мира зависит от общего развития, развития  интеллектуальной сферы ребёнка, окружающего социума

- РАЗВИТИЕ РЕЧИ (богатство словаря, способность составить рассказ по картинкам, пересказать услышанное и т.д.);

В современное время небольшой процент детей имеют высокий уровень речевого развития.

УМЕНИЕ ВИДЕТЬ УЧЕБНУЮ ЗАДАЧУ, принимать её

Компоненты задачи: условие, решение,  вопросы, постановка  проблемы  не всегда доступны мышлению дошкольника, т. к. дошкольник опирается на внешние свойства предметов.

- ГОТОВНОСТЬ РУКИ К ПИСЬМУ (нужно скопировать несложный рисунок, несложную фразу)

В настоящее время наблюдается недостаточный уровень развития мелкой моторики у детей  дошкольного возраста.

УМЕНИЕ ДЕЙСТВОВАТЬ ПО ИНСТРУКЦИИ (нарисовать узор по клеточкам под диктовку, сложить узор из кубиков по образцу);

В развитии графомоторных навыков помогают следующие  виды деятельности: конструирование, штриховка, работа с графическими узорами по образцу, пазлы , мозаики

 ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ 

(порядковый счет до десяти, прямой и обратный; умение решить не сложную задачу с помощью предметов). 

В целом  большинство детей к концу дошкольного возраста достигают высокого уровня развития математических представлений и навыков счета в соответствии с возрастом.

2. МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ

Мотивационная готовность подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. Мотивационная готовность ребенка в школе показывает,  что привлекает возможность получить новые знания или чисто внешние атрибуты - новый рюкзак, интересный пенал

Познавательные мотивы, адекватные задачам,   неустойчивы и ситуативны,  поэтому во время занятий они поддерживаются только за счет педагога. Без мотивационной стимуляции обучение будет неэффективным

Как развить  мотивационную готовность к обучению в школе.

С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.  Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей. Важно развивать познавательный интерес к окружающей действительности,  использовать проблемный подход в обучении,  избегать готовых ответов, перенасыщения информацией.

3 АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА –это способность оценивать свои возможности объективно,  не привязывая  свои неумения к личности.

При заниженной самооценке  ребёнок не будет верить в успех своей деятельности , при завышенной- расстраиваться из-за неудач.

Важно научить   ребёнка дошкольного возраста   воспринимать ошибку, как  естественное явление , свойственное каждому человеку в процессе учебной деятельности, как

Завышенная самооценка, характерная для дошкольника,   приводит к тому, что ребёнку  трудно понять критерии педагогической оценки.  Оценка своей работы воспринимается ребёнком как оценка   его личности.  В целом, учитель говорит, что он  сделал не правильно, а  ребёнок воспринимает это как:  "  Ты плохой". Получение отрицательных оценок, замечаний вызывает тревожность,  состояние дискомфорта, из-за чего значительная часть учеников  становится пассивной, бросает начатую работу, требует стимуляции со стороны учителя.  Заниженная самооценка определяет эмоциональное  состояние  ребёнка, усложняет работу с педагогом и коллективом детей.

4. ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ

 Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:
* способностей ставить перед собой цель,
* принять решение о начале деятельности,
* наметить план действий,
* выполнить его, проявив определенные усилия,
* оценить результат своей деятельности,
* а также умения длительно выполнять
не очень привлекательную работу.
 

Развитию волевой готовности к школе у дошкольника способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.


Что отличает ребёнка, готового к школе?

Во-первых, такой ребёнок должен уметь видеть учебную задачу, принимать её. Д. Б. Эльконин так и говорил об этом: первый показатель готовности к школе – «приём учебной задачи». Когда учитель пытается 
объяснить детям смысл умножения на примере выложенной плитками кухни, а дети начинают задавать вопросы о цвете плитки, о магазине в котором плитку купили, о том, какая машина столько плитки привезла и т. п. это значит: они не могут принимать учебную задачу, не видят её. Почему? потому что они не готовы к школьному обучению.

Во-вторых, ребёнок, готовый к школьному обучению, умеет выделять общий способ действия. Он способен охватить ситуацию целиком, её смысловую составляющую. Дошкольник же на его месте будет действовать формально. Вот пример. На одном занятии в детском саду воспитательница написала на доске пример: «5-3». Дети должны были придумать задачу по этой записи. И один мальчик задачу придумал: «У мамы было пять ножниц. Три она взяла и съела. Сколько ножниц осталось?» Опускаем характеристику мальчика. Интересно, что ответили другие дети. Они ответили: «осталось двое ножниц». На полном серьёзе. Никто не засмеялся. Ну, и действительно. Пять – это три и два. Три убрали, два осталось. Умеют считать эти малыши? Умеют. Готовы к школе? Не готовы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План родительских собраний на 2018-2019 уч год

Вот и наступил новый учебный год и время встречи с нашими дорогими родителями. Хочется эти встречи сделать интересными,познавательными,творческими....

Итоговое собрание 2018-2019 уч.год на тему: "Вот и стали мы на год взрослее..."

Данный материал был подготовлен для итоговых родительсеих собраний и содержит информацию о том, какие цели были достигнуты в процессе соуществления разнообразных видов деятельности (игровой. когммуник...

Родительские собрания 2018-2019

Конспекты родительских собраний...

Итоговое родительское собрание 2018-2019

Итоговое родительское собрание 2018-2019...