Учимся петь красиво
методическая разработка

Хисамова Роза Халимовна

Как обучать ребенка пению, на что обращать внимание. Что такое петь чисто. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_pet_krasivo.docx19.39 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся петь красиво

Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар – особый музыкальный инструмент – голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем.

Обучать ребёнка пению лучше всего, используя для этого свой голос. Слушая песню, малыш сам начинает подпевать, старательно подражая выразительным интонациям голоса взрослого. Чем младше ребёнок, тем более лёгким должен быть песенный репертуар. Помните, что объём детского голоса невелик. Голосовые связки у малышей тонкие и хрупкие. Поэтому весь голосовой аппарат ребёнка требует очень осторожного и бережного отношения.

При обучении пению всегда идите от более простого к более сложному репертуару, словно постепенно поднимаетесь по лесенке к вершинам исполнительского мастерства. Познакомьтесь с несколькими советами, которые могут оказать помощь вашему ребёнку в овладении навыками выразительного пения.

Прежде чем начать разучивать понравившиеся песни, определите, справится ли с ними ребёнок, соответствуют ли они возможностям его голоса. Даже если песня нравится и вам, и ребёнку, пение её может принести большой вред, если она не отвечает особенностям возраста.

Итак, вас заинтересовала песенка и вы немножко знакомы с музыкальной грамотой. Как мудрый педагог, сначала внимательно разберитесь в особенностях текста, мелодии, предугадайте варианты возможных ошибок ребёнка.

При подборе песенного репертуара учитывайте следующее:

  1. Содержание песни должно отражать круг интересов ребёнка.
  2. Просмотрите текст, прочитайте его выразительно вслух и найдите сложные для понимания слова, словосочетания, фразы (их обязательно в дальнейшем надо объяснить ребёнку).
  3. В мелодии песни найдите сложные по ритмическому рисунку такты. Посмотрите одновременно, не будет ли затруднений в пропевании самой мелодии (сложность может вызвать скачкообразный характер мелодической линии).
  4. Обратите внимание на протяжность музыкальных фраз. Помните темп дыхания у детей более частый в сравнении с дыханием взрослого. Продолжительность фраз, которая представляется нам естественной, может оказаться неудобной для детского исполнения. Фразы детских песен должны быть короткими, чтобы ребёнку не приходилось разрывать их в процессе пения для нового вздоха.
  5. Объём звуков мелодии не должен превышать возможностей певческого диапазона голоса ребёнка. У детей 3-4 лет – это всего 4-5 звуков, у детей 6-7-летнего возраста он расширяется до октавы (8 звуков).

В пределах возрастного диапазона голос ребёнка звучит естественно, не напряжённо, без перегрузки.

Все эти рекомендации вы должны учесть, прежде чем споёте ребёнку песню. Первоначальное исполнение должно быть ярким, выразительным. Только при этом условии у ребёнка появится интерес и желание выучить песенку.

Разучивая с детьми песню, помните:

  1. Мелодию лучше начинать разучивать без текста, на какой-нибудь слог, например «ля» (в таком случае всё внимание ребёнка будет сосредоточено на звуковысотной линии).
  2. Подвижные песни сначала необходимо петь в замедленном темпе, чтобы ребёнок успевал хорошо, правильно проговаривать все слова, особенно трудные для произношения.
  3. Сложные по ритмическому рисунку и мелодии фрагменты песни необходимо поучить отдельно. Чтобы ребёнок наглядно понял, куда движется мелодия и куда направить голос, пользуйтесь жестом (рука следует сверху вниз, скачком или плавно, в зависимости от движения мелодии). Такты с трудным ритмическим рисунком нужно прохлопать, затем одновременно прохлопать и пропеть на какой-либо слог.
  4. Чтобы звук во время пения имел красивую окраску, следите за губами ребёнка. Они всегда должны иметь округлую форму. Этому помогает и хорошо открывающийся рот.
  5. Дышать нужно спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных вздохов перед каждой новой фразой песни. Сохранять воздух в лёгких до окончания фразы, экономно его расходуя. Научиться этому можно, поиграв, например, со свечой (дуйте на пламя свечи как можно дольше, наблюдая, как оно при этом отклоняется в сторону) или белыми пушинками знакомого одуванчика.
  6. Перед пением голос должен быть «разогрет». Для этого используют небольшие распевки на трёх-пяти звуках. Это может быть «Музыкальная лесенка», которую желательно пропевать от разных ступенек, постепенно повышая голос или какие-нибудь другие попевки, например «Две тетери», «Птица и птенчики» и другие.
  7. Правильное положение корпуса ребёнка во время пения помогает исполнению песни. Сидеть нужно прямо, без напряжения, расправив плечи, руки спокойно положить на колени поближе к корпусу, голову не следует опускать вниз. Если песня исполняется стоя, то спина при этом так же должна быть прямой, руки желательно спокойно опустить вдоль туловища. При таком положении корпуса вся дыхательная система, весь голосовой аппарат гармонично настроены на процесс пения.

Что такое петь чисто?

Музыканты-педагоги при оценке пения детей используют термин «чистота интонирования». Говорят, например, «интонация у ребёнка не чистая» или «чистота интонирования оставляет желать лучшего». Что это означает?

Чисто интонировать или, что одно и то же, чисто петь – это значит петь без фальши, не фальшивить во время пения.

Когда вы играете на каком-либо инструменте и одновременно поёте, надо слушать себя и следить за тем, чтобы звук инструмента и голос сливались. Приходится сознательно управлять своим голосом и приспосабливать его к звучанию инструмента. Если из инструмента извлекается высокий звук, нужно постараться сделать свой голос тоненьким (например, как у мышонка) и послушать, добрался ли он до высокого звука инструмента, соединился ли с ним в согласованном звучании. Если на инструменте сыграли низкий звук, нужно сделать наоборот, опустить голос, пусть он будет более «толстым», низким. Главное, всегда себя слушать и контролировать. Голос певца и звук, издаваемый инструментом, должны сливаться в один, это очень важно.

Если есть хоть небольшая несогласованность между звуком музыкального инструмента и его повторением человеком, о чистом пении не может быть и речи, а ведь к чистоте пения люди всегда относились и относятся серьёзно.

Не стоит расстраиваться, если сразу не получается исполнить песню чисто. Для успеха требуется время, упражнения в развитии звуковысотного слуха и, конечно, регулярные занятия пением. И всегда помните:

Прежде чем проинтонировать (пропеть) звук песни, важно правильно услышать его и тончайшим образом повторить голосом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся петь и любить музыку

В статье описана игровая технология постановки певческого голоса у дошкольников на основе фонопедического метода В.В. Емельянова. Автор делится также опытом взаимодействия детского сада и музыкальной ...

Учимся петь. Рекомендации для родителей

Материал содержит рекомендации для родителей, как нужно прививать любовь к пению у малыша, даны игровые приёмы....

"Учимся петь"

Статья "Учимся петь". На основе опыта музыкального руководителя раскрыты "секреты"  для снятия зажима у детей при пении....

Консультация для музыкальных руководителей Учимся петь играя.

Консультация для музыкальных руководителей...

Музыкально - речевое занятие "Учимся петь правильно"

В конспекте представлены упражнения на развитие дыхания, дикции, звукообразовния, интонационной выразительности....

Статья "Учимся петь играя"

В статье описана игровая технология постановки певческого голоса у дошкольников на основе фонопедического метода В.В. Емельянова....

Учимся говорить красиво. Для чего надо красиво и правильно говорить

Речь не является врожденным качеством человека. Она формируется у ребенка после рождения в общении с родителями, другими взрослыми, детьми. Речь чрезвычайно тесно связана с мышлением, поведением, эмоц...